Разработка научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС основного общего образования, направленного на обеспечение успешной социализации обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением презентация

Содержание

Цели и задачи реализации проекта: а) цель: Научно-методическое обеспечение деятельности участников образовательного процесса, направленной на успешную социализацию подростков, обучающихся на основной ступени общего образования, в том числе детей

Слайд 1Разработка научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС основного общего образования, направленного

на обеспечение успешной социализации обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением

Номер открытого конкурса: 2012-02.07-03-N11-Ф-28.049

Госконтракт 08.N11110037 от 12 июля 2012 г.


Слайд 2
Цели и задачи реализации проекта:
а) цель:
Научно-методическое обеспечение деятельности участников

образовательного процесса, направленной на успешную социализацию подростков, обучающихся на основной ступени общего образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением

б) задачи проекта:
1.Разработка Концепции и модели предусмотренного ФГОС психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования и других участников образовательного процесса, обеспечивающего успешную социализацию подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением
2.Разработка модельной методики реализации требований ФГОС по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий у обучающихся на основной ступени общего образования, обеспечивающих их успешную социализацию

3.Разработка программно-методического обеспечения социализации обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением) на основной ступени общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
4.Разработка модели, методики и инструментария внутришкольной системы мониторинга социализации обучающихся, предусмотренного ФГОС основного общего образования

Слайд 3I.1. Разработка Концепции и моделей предусмотренного ФГОС психолого-педагогического сопровождения обучающихся на

основной ступени общего образования и других участников образовательного процесса, обеспечивающего успешную социализацию подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением

Изучены и проанализированы:
данные социологических, культурологических и психологических исследований, характеризующих современную ситуацию в России и особенности социально-психологического портрета современного подростка
успешные отечественные практики

Выявлены и описаны:
специфика возрастного психофизического развития современных подростков, в том числе особенностей их перехода из младшего школьного возраста в подростковый
особенности, условия и закономерности развития подростка как субъекта образовательной деятельности с учетом особенностей социальной ситуации развития современных подростков
особенности становления качественно новых образований по всем главным линиям - физического, социального, умственного, эмоционально-личностного развития ребенка в подростковом возрасте
феноменология, причины, содержание и способы разрешения подросткового кризиса, проблемы психологической готовности обучения современного ребенка в основной школе

I.1.1. Выявление и описание специфики возрастного психофизического развития
современных подростков, обучающихся на основной ступени общего
образования, в том числе особенностей их перехода из младшего
школьного возраста в подростковый.


Слайд 4I.1.2. Выявление и описание вариативных направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

в условиях введения ФГОС общего образования, основанного на системно-деятельностном подходе

Выявление и описание вариативных направлений ППС участников образовательного процесса осуществлялось на основе анализа готовности образовательных учреждений к реализации требований ФГОС

Разработана и использована методика, которая позволила выявить проблемы и вычленить основные вариативные направления ППС всех групп участников образовательного процесса :
На уровне образовательного учреждения и класса
На индивидуальном уровне учащихся
На групповом и индивидуальном уровне сопровождения подростков с девиантным поведением
На групповом и индивидуальном уровне сопровождения детей и подростков с ОВЗ
На групповом и индивидуальном уровне сопровождения одаренных детей и подростков
На индивидуальном уровне сопровождения педагогов
На индивидуальном уровне сопровождения родителей:

Исследована практическая деятельность 12 ОУ в 8 субъектах Российской Федерации: Республика Адыгея (МБОУ “Гимназия № 22, г. Майкоп), Архангельская область (Красногорская СОШ, г. Красногорск), Калужская область (СОШ №2, г. Кременки), Оренбургская область (СОШ № 6, г. Бузулук), Ростовская область ( СОШ №1, Азовский район), Магаданская область ( МБОУ Лицей ЭБ, СОШ № 15, г.Магадан), Хакасия (СОШ №1, МОУ СОШ №4, СОШ № 20, МОУ СОШ № 7, г.Абакан), ГОУ Гимназия № 1531 «Лингвистическая» (г.Москва)


Слайд 5I.1.3. Выявление и описание особенностей психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на

различных уровнях, обеспечивающего успешную социализацию подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

Описаны особенности ППС участников образовательного процесса:
Реализация ППС процесса социализации носит комплексный адресный характер и осуществляется на всех уровнях сопровождения – индивидуальном, уровне группы, класса, уровне образовательного учреждения.
Выбор приоритетных задач ППС определяется требованиями ФГОС, особенностями ОУ и социума
Задачи ППС специфицированы и конкретизированы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и основной образовательной программой
Условиями успешной реализации задач социализации подростков являются:
согласование планов основного и дополнительного образования и полное использование воспитательного потенциала дополнительного образования;
тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей, социальными организациями, создание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями всех уровней, модернизация системы управления ОУ.
Значимым ресурсом совершенствования процесса социализации в школе является систематическая работа по повышению уровня психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса . Необходима разработка методических материалов по оценке прогресса социального и личностного развития, психологических и педагогических инновационных технологий.


Слайд 6I.1.4. Выявление и описание вариативных форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
Выявлены

основные формы ППС участников образовательного процесса, выступающие как определенные виды деятельности:
профилактика,
диагностика
консультирование
коррекционная работа
развивающая работа
просвещение
экспертиза
организационная, социально-диспетчерская деятельность
проектирование образовательных программ (методическая деятельность
Описаны
характеристики вариативных форм психолого-педагогического сопровождения, особенности ППС детей с ОВЗ
Проанализирован
опыт реализации вариативных форм ППС в общеобразовательных учреждениях России.

Исполнитель рассматривает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как ключевое условие реализации целей ФГОС общего образования


Слайд 7I.1.5. Создание Концепции предусмотренного ФГОС психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени

общего образования, обеспечивающего успешную социализацию подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением

На основе анализа различных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования (50 научных источников, глубина не менее 5 лет; успешные отечественные практики 10 ОУ в 7 субъектах РФ) определены :

принципы психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования, обеспечивающего достижение планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основных образовательных программ, успешную социализацию подростков
структура и компоненты понятия «психолого-педагогическое сопровождение

Содержание психолого-педагогического сопровождения обучающихся обучающихся» применительно к образовательному процессу на основной ступени общего образования и с учетом требований ФГОС основного общего образования

подходы к разработке критериев, сопряженных с требованиями ФГОС основного общего образования и позволяющих осуществлять процедуры мониторингов


Слайд 8I.1.6. Разработка модели соответствующего ФГОС психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени

общего образования, обеспечивающего успешную социализацию подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением

Разработана модель соответствующего ФГОС психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования, включающая:

описание функций, характеристики и взаимосвязи каждого структурного компонента психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования

условия, обеспечивающие реализацию соответствующего ФГОС психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования и успешную социализацию подростков

общие рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением

критерии и способы оценки организации и эффективности психолого-педагогического сопровождения обучающихся

Модели: «традиционная», «позиционная», развивающей образовательной среды, модель сопровождения внедрения ФГОС


Слайд 9I.1.7. Разработка модельной методики формирования и развития психолого-педагогической компетентности педагогических и

административных работников, а также родительской общественности с целью обеспечения успешной социализации подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением, включающей формы, средства, методы, приемы организации работы, содержание деятельности

Выявлены:
ценностно-целевые позиции и особенности ФГОС основного общего образования
Структура компетентности
Структура психолого-педагогической компетентности педагога
Определены:
Психолого-педагогические компетенции, необходимые для решения проблем ресоциализации подростков с девиантным поведением
Психолого-педагогические компетенции, необходимые для решения проблем социализации подростков с ОВЗ
Разработаны:
 Примерное содержание психолого-педагогической подготовки (по целевым группам и по группам подростков)
Предметные модули содержания психолого-педагогической подготовки
Описаны:
Психолого-педагогическая компетентность в реализации программ формирования гражданской российской идентичности
Методы, приемы, средства формирования психолого-педагогической компетентности
Регламент психолого-педагогической подготовки учителей, административных работников






Слайд 10I.2. Разработка модельной методики реализации требований ФГОС по формированию познавательных, регулятивных,

коммуникативных и личностных универсальных учебных действий у обучающихся на основной ступени общего образования, обеспечивающих их успешную социализацию

Выявлены и описаны:
условия, обеспечивающие формирование УУД у подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (
связи формирования УУД с содержанием отдельных учебных предметов или групп предметов (5-6 классы)
связи формирования УУД с конкретными направлениями внеурочной деятельности
Определены:
планируемые результаты, сопряженные с этапами учебного процесса на основной ступени общего образования
Разработаны и описаны:
основные критерии сформированности УУД
модельные примеры учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач для формированияУУД
рекомендации по использованию системы задач в образовательном процессе применительно к учебным предметам на конкретных этапах обучения

I.2.1.Разработка модельной методики реализации требований
ФГОС по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на
основной ступени общего образования

Создана модельная методика формирования и развития 4 блоков УУД: познавательных, регулятивных коммуникативных и личностных на основной ступени общего образования


Слайд 11I.3. Разработка программно-методического обеспечения социализации обучающихся (в том числе детей с

ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением) на основной ступени общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

На основе изучения и анализа нормативно-правовых актов и других документов, регламентирующих организацию образовательного процесса на основной ступени общего образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья
Выявлена сущность понятия «индивидуализация обучения», определены следующие формы индивидуализации обучения:
дифференциация
открытое обучение
акселерация или ретардация
самообразование (самообучение по личной программе)
программированное обучение (организация обучения по заранее заданной программе)
Определены компоненты модельной методики (модели механизма) индивидуализации образовательного процесса: 1. Диагностический 2. Аналитико-проектировочный 3. Организационно-управленческий
Создана модель управления осуществлением индивидуализацией образовательного процесса с помощью образовательных технологий, выявлены этапы управления, этапность деятельности учителя.
В качестве эффективных средств индивидуализированного управления познавательной деятельностью учащихся, как с позиции учителя, так и самого ученика, рассмотрены приемы создания технологических карт и информационных карт уроков
В качестве ведущего механизма адаптации обучения к индивидуальным особенностям учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья рассмотрен индивидуальный образовательный маршрут
Выявлены особенности проектирования индивидуальных учебных планов в условиях реализации ФГОС общего образования, а также возможности внеурочной деятельности для индивидуализации обучения в условиях реализации ФГОС общего образования

I.3.1. Разработка модельной методики индивидуализации образовательного
процесса на основной ступени общего образования в соответствии с потребностями
и возможностями обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.


Слайд 12xi  - ситуация выбора:
x1 - темп изучения учебного

материала (у1 -½n; у2-2/3n; у3 -n);
x2 - «глубина» изучения предмета (у1 - репродуктивный уровень усвоения информации - оценка 3;
у2 - реконструктивный уровень усвоения информации – оценка 4; у3 - креативный уровень усвоения информации – оценка 5);
x3 - способы изучения учебного материала (у1- индивидуально (самостоятельно), у2 – в группе, у3 - с учителем);
 х4 – вид контроля (у1 - тест, у2 - контрольная работа, у3 - зачет); х5 – источники информации; х6 – творческие задания.

Y3 Y2 Y1

Индивидуальный образовательный маршрут

X1

X2

X3

Y

X

Ситуация выбора

различные варианты
в ситуациях выбора

X4


Слайд 13Разработана теоретическая и методологическая основы создания модельной методики социализации обучающихся
Разработана

модельная методика социализации обучающихся
направленная на:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и потребностями
формирование ценности социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности
обеспечение целостности процесса социализации в единстве учебной и внеучебной, урочной и внеурочной деятельности

включающая:
1) цели и задачи
2) планируемые результаты, , формируемые социальные компетенции, описание основных социальных ролей, критерии готовности обучающихся к организованному сотрудничеству, диалогу, взаимодействию, целеполаганию в системе общественных отношений
3) основные формы работы, отражающие особенности уклада школы и социума
4) организационно-методические подходы
5) комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения
6)рекомендации по социализации обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением, формированию уклада школьной жизни
7) описание примеров конкретных форм работы по отдельным направлениям

8) критерии достижения планируемых результатов социализации обучающихся на основной ступени общего образования


В контексте системно-деятельностного подхода процесс социализации рассматривается как процесс
трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально
действующие и ведущие мотивы поведения.

I.3.2. Разработка модельной методики социализации обучающихся на основной ступени общего образования, соответствующей требованиям ФГОС основного общего образования.


Слайд 14I.3.3. Разработка Концепции и примерной программы социальной деятельности обучающихся на основной

ступени общего образования

Разработана Концепция социальной деятельности (СД) обучающихся,

определяющая:
цели, принципы, теоретические основания, основные подходы, этапы и задачи
основные направления СД обучающихся, обеспечивающие достижение планируемых метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы

отражающая:
возрастную специфику СД
подходы к формированию у подростков социальных компетенций, единство знаний, моральных норм, убеждений и практических действий школьников
учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей семьи

Установлены :
обобщённые и планируемые результаты СД в сфере личностного развития обучающихся, общественных отношений, государственных отношений.
Выделены в СД три основных этапа, имеющих свои особенности и свою внутреннюю специфику для организации СДО:
- Этап 5-6 классов
- Этап 7-8 классов
Этап девятого класса
Определены формируемые в процессе СДО социальные компетенции:
коммуникативные компетенции
компетенции в сфере общественных отношений
регулятивные компетенции
познавательные компетенции
мировоззренческие компетенции




Слайд 15











Определены требования к структуре примерной программы социальной деятельности обучающихся

Выявлены и описаны:
основные виды социальной деятельности (СД) обучающихся с учетом их значимости в социальном развитии
разнообразные формы организации целенаправленной и стихийной СД
организационно-методические подходы
механизмы интеграции СД в воспитательную систему ОУ, согласованности программ и проектов СД с индивидуальными особенностями обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением
планируемые результаты СД обучающихся формы педагогической поддержки СД обучающихся

Разработаны:
критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения
Программа включает:
1) цели, задачи и виды СД обучающихся на ступени основного общего образования;
2) планируемые результаты СД, формируемые социальные компетенции, описание основных социальных ролей, доступных выпускникам основной школы, критерии готовности обучающихся к организованному сотрудничеству, диалогу, взаимодействию, целеполаганию в системе общественных отношений; критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения;
3) основные формы работы по организации различных видов СД обучающихся, отражающие особенности уклада школы и сложившегося социокультурного пространства, реальные потребности обучающихся в социализации;
4) организационно-методические подходы к организации СД обучающихся;
5) комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения и поддержки СД обучающихся, формирующий психологические установки социальной деятельности
6) модель мониторинга и методику оценки организации СД в образовательном учреждении


Разработана примерная программа социальной деятельности обучающихся



Слайд 16I.4. Разработка Концепции, модели, методики и инструментария внутришкольной системы мониторинга социализации

обучающихся, предусмотренного ФГОС основного общего образования


Разработана Концепция внутришкольной системы мониторинга социализации обучающихся (ВСМСО) , включающая:
обоснование содержания и принципы исследования
ключевые объекты исследования:
- индивидуальные достижения обучающихся в области социализации;
- индивидуальный прогресс обучающихся в области социализации;
- качество управления процессом социализации;
- эффективность использования для социализации элементов школьной среды;
- адекватность использования для социализации содержания и методов в урочной и внеурочной деятельности;
- качество используемых материальных ресурсов, квалификационного ресурса персонала;
- качество целеполагания социализации на уровне обучающегося, семьи, учителя, администрации;
- качество жизни обучающихся в семье, как важная составляющая социализации;
- качество социального и культурного взаимодействия обучающихся.
методологические требования к инструментарию
Определены критерии, показатели, позволяющих объективно оценивать состояние и развитие социализации обучающихся

Разработанаы модель и методика ВСМО, содержащие:
организационные, методические, содержательные и квалиметрические принципы, алгоритм его проведения с учетом специфики объектов мониторинга, пошаговую инструкцию по созданию ВСМО
Разработаны:
программа мониторинга, включающая:
- цели, задачи, структуру проводимого мониторинга
функциональные обязанности участников
рекомендации по проведению сбора информации, ее систематизации и анализа
этапы мониторинга
систему мероприятий
инструментарий проведения мониторинга

Основная стратегия организации ВСМО реализована в системе, сочетающей принципы внешней независимой
оценки и дружественного контроля, внутренней независимой оценки и самоаудита, диалогового формирования
путей улучшения.


Слайд 17
Представленные в отчете основные результаты свидетельствуют о выполнении в полном объеме

запланированных научно-исследовательских работ
отвечают требованиям Государственного контракта
содержат аргументацию необходимости разработки материалов, обеспечивающих введение ФГОС основного общего образования, успешную социализацию обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением

Слайд 18
Материалы, являющиеся результатом выполнения научно-исследовательских работ по проекту «Разработка научно-методического сопровождения

введения и реализации ФГОС основного общего образования, направленного на обеспечение успешной социализации обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением», были обсуждены:
на заседании Ученого совета Учреждения Российской академии образования «Институт стратегических исследований в образовании»
в профессиональном сообществе на семинарах, совещаниях, конференциях с участием представителей регионов РФ (Москва, Ленинградская область, Оренбургская область, Ямало-Ненецкий АО, Челябинская область, Республика Саха (Якутия) и др. )

Слайд 19Разработанные материалы и документы рекомендованы для практического использования:
Педагогическими работниками и

руководителями ОУ как основа для разработки разделов основной образовательной программы основного общего образования:
Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов, которые должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Программы развития УУД у обучающихся на основной ступени общего образования
Системы оценки достижения планируемых результатов (в том числе метапредметных) освоения ООП
Планируемых результатов (в том числе метапредметных) освоения обучающимися ООП ООО, соответствующих тематическому и календарному планированию, а также и конкретным УМК
Программы коррекционной работы, которая должна быть направлена на оказание помощи и поддержки детям данной категории, реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития
Системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования

В учреждениях общего образования:
для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей обучающихся
организации деятельности педагогических работников по реализации ООП и обеспечению достижения планируемых результатов

Специалистами и руководителями органов, осуществляющих управление в сфере образования для контроля и оценки деятельности образовательных учреждений и систем образования, а также в процедурах аттестации педагогических кадров.
В системах подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
В учреждениях дополнительного образования детей.
Авторами методических пособий.

Слайд 20

Размещение документов на сайтах:
http:// http:// www.standart.edu.ru
http://fgos.isiorao.ru




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика