Номер открытого конкурса: 2012-02.07-03-N11-Ф-28.049
Госконтракт 08.N11110037 от 12 июля 2012 г.
Номер открытого конкурса: 2012-02.07-03-N11-Ф-28.049
Госконтракт 08.N11110037 от 12 июля 2012 г.
Изучены и проанализированы:
данные социологических, культурологических и психологических исследований, характеризующих современную ситуацию в России и особенности социально-психологического портрета современного подростка
успешные отечественные практики
Выявлены и описаны:
специфика возрастного психофизического развития современных подростков, в том числе особенностей их перехода из младшего школьного возраста в подростковый
особенности, условия и закономерности развития подростка как субъекта образовательной деятельности с учетом особенностей социальной ситуации развития современных подростков
особенности становления качественно новых образований по всем главным линиям - физического, социального, умственного, эмоционально-личностного развития ребенка в подростковом возрасте
феноменология, причины, содержание и способы разрешения подросткового кризиса, проблемы психологической готовности обучения современного ребенка в основной школе
I.1.1. Выявление и описание специфики возрастного психофизического развития
современных подростков, обучающихся на основной ступени общего
образования, в том числе особенностей их перехода из младшего
школьного возраста в подростковый.
Выявление и описание вариативных направлений ППС участников образовательного процесса осуществлялось на основе анализа готовности образовательных учреждений к реализации требований ФГОС
Разработана и использована методика, которая позволила выявить проблемы и вычленить основные вариативные направления ППС всех групп участников образовательного процесса :
На уровне образовательного учреждения и класса
На индивидуальном уровне учащихся
На групповом и индивидуальном уровне сопровождения подростков с девиантным поведением
На групповом и индивидуальном уровне сопровождения детей и подростков с ОВЗ
На групповом и индивидуальном уровне сопровождения одаренных детей и подростков
На индивидуальном уровне сопровождения педагогов
На индивидуальном уровне сопровождения родителей:
Исследована практическая деятельность 12 ОУ в 8 субъектах Российской Федерации: Республика Адыгея (МБОУ “Гимназия № 22, г. Майкоп), Архангельская область (Красногорская СОШ, г. Красногорск), Калужская область (СОШ №2, г. Кременки), Оренбургская область (СОШ № 6, г. Бузулук), Ростовская область ( СОШ №1, Азовский район), Магаданская область ( МБОУ Лицей ЭБ, СОШ № 15, г.Магадан), Хакасия (СОШ №1, МОУ СОШ №4, СОШ № 20, МОУ СОШ № 7, г.Абакан), ГОУ Гимназия № 1531 «Лингвистическая» (г.Москва)
Описаны особенности ППС участников образовательного процесса:
Реализация ППС процесса социализации носит комплексный адресный характер и осуществляется на всех уровнях сопровождения – индивидуальном, уровне группы, класса, уровне образовательного учреждения.
Выбор приоритетных задач ППС определяется требованиями ФГОС, особенностями ОУ и социума
Задачи ППС специфицированы и конкретизированы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и основной образовательной программой
Условиями успешной реализации задач социализации подростков являются:
согласование планов основного и дополнительного образования и полное использование воспитательного потенциала дополнительного образования;
тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей, социальными организациями, создание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями всех уровней, модернизация системы управления ОУ.
Значимым ресурсом совершенствования процесса социализации в школе является систематическая работа по повышению уровня психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса . Необходима разработка методических материалов по оценке прогресса социального и личностного развития, психологических и педагогических инновационных технологий.
Исполнитель рассматривает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как ключевое условие реализации целей ФГОС общего образования
На основе анализа различных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования (50 научных источников, глубина не менее 5 лет; успешные отечественные практики 10 ОУ в 7 субъектах РФ) определены :
принципы психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования, обеспечивающего достижение планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основных образовательных программ, успешную социализацию подростков
структура и компоненты понятия «психолого-педагогическое сопровождение
Содержание психолого-педагогического сопровождения обучающихся обучающихся» применительно к образовательному процессу на основной ступени общего образования и с учетом требований ФГОС основного общего образования
подходы к разработке критериев, сопряженных с требованиями ФГОС основного общего образования и позволяющих осуществлять процедуры мониторингов
Разработана модель соответствующего ФГОС психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования, включающая:
описание функций, характеристики и взаимосвязи каждого структурного компонента психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования
условия, обеспечивающие реализацию соответствующего ФГОС психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования и успешную социализацию подростков
общие рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением
критерии и способы оценки организации и эффективности психолого-педагогического сопровождения обучающихся
Модели: «традиционная», «позиционная», развивающей образовательной среды, модель сопровождения внедрения ФГОС
Выявлены:
ценностно-целевые позиции и особенности ФГОС основного общего образования
Структура компетентности
Структура психолого-педагогической компетентности педагога
Определены:
Психолого-педагогические компетенции, необходимые для решения проблем ресоциализации подростков с девиантным поведением
Психолого-педагогические компетенции, необходимые для решения проблем социализации подростков с ОВЗ
Разработаны:
Примерное содержание психолого-педагогической подготовки (по целевым группам и по группам подростков)
Предметные модули содержания психолого-педагогической подготовки
Описаны:
Психолого-педагогическая компетентность в реализации программ формирования гражданской российской идентичности
Методы, приемы, средства формирования психолого-педагогической компетентности
Регламент психолого-педагогической подготовки учителей, административных работников
Выявлены и описаны:
условия, обеспечивающие формирование УУД у подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (
связи формирования УУД с содержанием отдельных учебных предметов или групп предметов (5-6 классы)
связи формирования УУД с конкретными направлениями внеурочной деятельности
Определены:
планируемые результаты, сопряженные с этапами учебного процесса на основной ступени общего образования
Разработаны и описаны:
основные критерии сформированности УУД
модельные примеры учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач для формированияУУД
рекомендации по использованию системы задач в образовательном процессе применительно к учебным предметам на конкретных этапах обучения
I.2.1.Разработка модельной методики реализации требований
ФГОС по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на
основной ступени общего образования
Создана модельная методика формирования и развития 4 блоков УУД: познавательных, регулятивных коммуникативных и личностных на основной ступени общего образования
На основе изучения и анализа нормативно-правовых актов и других документов, регламентирующих организацию образовательного процесса на основной ступени общего образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья
Выявлена сущность понятия «индивидуализация обучения», определены следующие формы индивидуализации обучения:
дифференциация
открытое обучение
акселерация или ретардация
самообразование (самообучение по личной программе)
программированное обучение (организация обучения по заранее заданной программе)
Определены компоненты модельной методики (модели механизма) индивидуализации образовательного процесса: 1. Диагностический 2. Аналитико-проектировочный 3. Организационно-управленческий
Создана модель управления осуществлением индивидуализацией образовательного процесса с помощью образовательных технологий, выявлены этапы управления, этапность деятельности учителя.
В качестве эффективных средств индивидуализированного управления познавательной деятельностью учащихся, как с позиции учителя, так и самого ученика, рассмотрены приемы создания технологических карт и информационных карт уроков
В качестве ведущего механизма адаптации обучения к индивидуальным особенностям учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья рассмотрен индивидуальный образовательный маршрут
Выявлены особенности проектирования индивидуальных учебных планов в условиях реализации ФГОС общего образования, а также возможности внеурочной деятельности для индивидуализации обучения в условиях реализации ФГОС общего образования
I.3.1. Разработка модельной методики индивидуализации образовательного
процесса на основной ступени общего образования в соответствии с потребностями
и возможностями обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Y3
Y2
Y1
Индивидуальный образовательный маршрут
X1
X2
X3
Y
X
Ситуация выбора
различные варианты
в ситуациях выбора
X4
В контексте системно-деятельностного подхода процесс социализации рассматривается как процесс
трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально
действующие и ведущие мотивы поведения.
I.3.2. Разработка модельной
методики социализации обучающихся на основной ступени общего образования, соответствующей требованиям ФГОС основного общего образования.
Разработана Концепция социальной деятельности (СД) обучающихся,
определяющая:
цели, принципы, теоретические основания, основные подходы, этапы и задачи
основные направления СД обучающихся, обеспечивающие достижение планируемых метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы
отражающая:
возрастную специфику СД
подходы к формированию у подростков социальных компетенций, единство знаний, моральных норм, убеждений и практических действий школьников
учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей семьи
Установлены :
обобщённые и планируемые результаты СД в сфере личностного развития обучающихся, общественных отношений, государственных отношений.
Выделены в СД три основных этапа, имеющих свои особенности и свою внутреннюю специфику для организации СДО:
- Этап 5-6 классов
- Этап 7-8 классов
Этап девятого класса
Определены формируемые в процессе СДО социальные компетенции:
коммуникативные компетенции
компетенции в сфере общественных отношений
регулятивные компетенции
познавательные компетенции
мировоззренческие компетенции
Разработана примерная программа социальной деятельности обучающихся
Разработана Концепция внутришкольной системы мониторинга социализации обучающихся (ВСМСО) , включающая:
обоснование содержания и принципы исследования
ключевые объекты исследования:
- индивидуальные достижения обучающихся в области социализации;
- индивидуальный прогресс обучающихся в области социализации;
- качество управления процессом социализации;
- эффективность использования для социализации элементов школьной среды;
- адекватность использования для социализации содержания и методов в урочной и внеурочной деятельности;
- качество используемых материальных ресурсов, квалификационного ресурса персонала;
- качество целеполагания социализации на уровне обучающегося, семьи, учителя, администрации;
- качество жизни обучающихся в семье, как важная составляющая социализации;
- качество социального и культурного взаимодействия обучающихся.
методологические требования к инструментарию
Определены критерии, показатели, позволяющих объективно оценивать состояние и развитие социализации обучающихся
Разработанаы модель и методика ВСМО, содержащие:
организационные, методические, содержательные и квалиметрические принципы, алгоритм его проведения с учетом специфики объектов мониторинга, пошаговую инструкцию по созданию ВСМО
Разработаны:
программа мониторинга, включающая:
- цели, задачи, структуру проводимого мониторинга
функциональные обязанности участников
рекомендации по проведению сбора информации, ее систематизации и анализа
этапы мониторинга
систему мероприятий
инструментарий проведения мониторинга
Основная стратегия организации ВСМО реализована в системе, сочетающей принципы внешней независимой
оценки и дружественного контроля, внутренней независимой оценки и самоаудита, диалогового формирования
путей улучшения.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть