Слайд 1
Профессиональная компетентность педагога: императив информационных технологий в информационном образовательном пространстве вуза
Слайд 2Стратегия развития информационного общества в России
Формирование современной информационной и телекоммуникационной
инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
Повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
Развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
Противодействие угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России
Слайд 3 Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в:
создании условий
для повышения конкурентоспособности личности;
развитии инновационной сферы;
изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;
формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;
обеспечении социальной и профессиональной мобильности;
формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.
Слайд 4Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости разработки адекватного содержания образования
и соответствующих технологий обучения.
Успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающее несоответствие качества образования предъявляемым к нему требованиям работодателей.
Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной сферы.
Слайд 5 Одной из важнейших стратегических задач модернизации системы высшего образования стало:
внедрение новых
образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
Что в свою очередь позволяет реализовать систему мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг.
Слайд 6 Одним из важнейших принципов реализации уровневой системы образования является организация
сетевого
взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования,
совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.
Слайд 7Использование информационных и коммуникационных технологий позволит сделать интеграцию в европейское образовательное
пространство более эффективной и планомерной. Что, в свою очередь, повысит мобильность профессионального образования и сделает возможным рост экспорта образовательных услуг.
Организация дистантных форм получения образования с использованием современных информационных технологий расширяет возможные сферы сотрудничества с европейскими странами в области обеспечения качества образования.
Введение в учебный процесс современных технических средств и технологий их использования позволит увеличить количество вузов, соответствующих международным требованиям.
Планомерное использование сетевых коммуникаций позволит существенно увеличить экспорт образовательных услуг.
Слайд 8Информационная образовательная среда вуза
Слайд 9 Использование информационно-коммуникационных технологий в организации учебного процесса позволяет создавать глобальное информационное
пространство, которое, в свою очередь должно обеспечивать:
а) эффективное информационное взаимодействие внутри профессиональных интересов;
б) разностороннее информационное сотрудничество;
б) доступ к отечественным и мировым информационным ресурсам;
в) удовлетворение потребностей в реализации информационных продуктов и услуг.
Слайд 10Информационная среда вуза – органичное и целенаправленное использование информационных технологий для
формирования необходимого информационного пространства вуза и представления его образовательных товаров и услуг во внешнем мире.
Слайд 11В современном профессиональном образовательном учреждении существует внутренняя и внешняя информационная среда.
Внутренняя
информационная среда позволяет осуществлять административный, организационный, обучающий, контролирующий процессы.
Внешняя информационная среда позволяет организовывать:
новые формы предоставления образовательных услуг;
позиционирование вуза во внешней образовательной среде;
создание учебно-методического ресурсного центра образовательных товаров и услуг вуза;
научно-исследовательскую деятельность с отечественными и зарубежными партнерами;
разностороннюю коммуникацию (on-line, off-line).
Слайд 12 За основу эффективной стратегии модернизации образовательной деятельности университета целесообразно взять открытую
педагогической системы нового типа. Ее атрибутами являются следующие функции и признаки:
формирование «потребителя на всю жизнь» (уровневость высшего образования);
поддержки инновационно-педагогической деятельности и формирование инновационного педагогического коллектива;
открытость взаимодействию с другими педагогическими системами разного уровня;
обеспечение временной и пространственной мобильности студента и преподавателя;
единая информационно-образовательная среда непрерывного образования.
Наличие такой педагогической системы превращает университет в корпорацию, в которую входят руководство университета, аппарат управления, преподаватели (поставщики услуг), студенты, слушатели, их родители (потребители) и т.п.
Слайд 13Внутренняя информационная среда
Административная система - создание типовых генерируемых модулей, регистрация пользователей
и наделение их определенными правами, взаимосвязь всех основных модулей;
Система учета (электронный отдел кадров) - создание и ведение личных дел пользователей всех категорий;
Библиотечная система (электронная библиотека) - накопление, хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей и на условиях, определяемых учебным заведением;
Система организации учебного процесса (электронный деканат) - формирование учебных групп, расписаний занятий, контроль за ходом учебного процесса и т.д.;
Система контроля знаний (тестовая подсистема);
Система статистики - сбор, формирование и предоставление статистических данных о работе виртуального представительства, протоколирование работы;
Система документирования - выпуск на бумажном и/или электронном носителе различных документов.
Слайд 14 Правильная организация внутренней информационной среды позволяет:
системно организовать совокупность информационного, технического, учебно-методического
обеспечения образовательного процесса;
создать единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактиких.
Слайд 15Сетевая учебная деятельность может помогать осуществлять все виды аудиторной и внеаудиторной
учебной работы:
лекции, в том числе в поточной аудитории;
лекции в сетевых классах;
лекции в режиме теле- и видеоконференций;
лекции-презентации;
практические занятия, в том числе семинарские и лабораторные занятия во всех технологических средах, занятия в учебно-тренировочных классах и фирмах;
организация самостоятельной (индивидуальной) работы студентов, аспирантов, докторантов, слушателей, в том числе выполнение курсового и дипломного проектирования, работу с базами данных и учебно-методической литературой, рецензирование рефератов, курсовых и дипломных проектов, формирование словарей терминов;
организация конференций учебной группы с использованием электронной почты и иных телекоммуникаций, неформального общения обучаемых в ходе освоения тем курса с использованием электронной почты и телекоммуникаций;
консультации: индивидуальные и групповые (тьюториалы);
контрольные мероприятия - проведение экзаменов и зачетов в очной форме, в режимах off-line и on-line, в режиме телевидеоконференций;
организация и руководство подготовкой курсовых и дипломных работ (проектов), проведение коллоквиумов;
участие в организации итоговой государственной аттестации выпускников;
участие в организации практики, предусмотренной государственными образовательными стандартами.
Слайд 16 Учебно-методическая поддержка учебного процесса выражается в подготовке всего комплекса учебно-методического обеспечения
образовательной деятельности:
учебники;
учебные пособия;
авторские курсы лекций;
сборники задач, сборники ситуационных заданий и упражнений (case-study);
сборники тестов;
лабораторные и иные практикумы;
интегрированные пособия для занятий в учебно-тренировочных классах;
руководство по изучению курса (study-guide);
компьютерные программы, а также другие материалы для организации самостоятельной работы.
Слайд 17 Ведение научно-исследовательской работы по следующим направлениям:
научно-методическое обоснование направлений совершенствования и развития
содержания учебных курсов;
научно-методическое обоснование направлений совершенствования и развития содержания всего учебно-методического обеспечения образовательной деятельности;
научно-методическое обоснование направлений совершенствования форм и видов обучения, образовательных технологий;
мониторинг образовательной и методической деятельности других кафедр и образовательных структур в Российской Федерации и за рубежом;
организация исследований по актуальным научным проблемам в рамках научно-педагогической школы (школ);
организация научно-исследовательской работы преподавателей, аспирантов, докторантов и студентов;
организация научно-консалтинговой деятельности;
подготовка научных публикаций (на бумажных носителях и в сети Интернет) по результатам научных исследований.
Слайд 18 Сетевая учебная, учебно-методическая и научно-исследовательская деятельность может проходить как внутри локальной
сети вуза, так и иметь внешний доступ (иногда и редактирование) к общей электронной ресурсной базе данных.
Слайд 19Внешняя информационная среда
Формирование имиджевой узнаваемости вуза;
Создание виртуальных представительств вуза в Интернете;
Развитие
коммуникационных возможностей вуза;
Популяризация проходящих событий в вузе;
Развитие форм дистантного образования;
Развитие коммуникационных форм организации научно-исследовательской и учебно-методической работы;
Формирование учебной виртуальной (имеющей удаленный доступ к банкам данных вуза) среды вуза;
Выработка стратегии рекламы и PR во внешней информационной среде (медийной и/или виртуальное позиционирование)
Слайд 20Формирование имиджевой узнаваемости (виртуального представительства) преподавателя
Создание собственного сайта (сайт-визитка) преподавателя;
Виртуальные публикации
(www.emissia.ru);
Организация собственных виртуальных медийных средств (изданий);
Участие в виртуальных семинарах, конференциях
Слайд 21Развитие коммуникационных преподавательских возможностей
Развитие коммуникации с помощью e-mail;
Создание профессиональной странички
в социальных сетях типа; «Вконтакте», «MySpace»;
Использование для виртуальной коммуникации Интернет-пейджеров (ICQ);
Публикации в профессиональных блогах, форумах;
Организация телеконференций (использование возможностей телевидеоконференцсвязи);
Использование технологий Skype.
Слайд 22Развитие форм дистантного образования
Создание (использование) учебных баз данных;
Формирование ссылочной системы на
открытые общеобразовательные ресурсы;
Включение разноуровневых тестовых систем;
Организация систематического виртуального общения, консультирования;
Использование виртуальных контрольно-обучающих программ;
Организация учета прохождения уровней дистанционного обучения;
Использование ресурсов виртуальной библиотеки, в том числе всемирной виртуальной библиотеки
Слайд 23Официальные образовательные ресурсы
сервер органов государственной власти
http://www.gov.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
http://www.fips.ru/rospatent/index.htm
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
http://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральное агентство по науке и инновациям
http://www.fasi.gov.ru
Федеральное агентство по образованию
http://www.ed.gov.ru
Слайд 24Официальные образовательные ресурсы
приоритетные национальные проекты
http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml
Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований
и инвестиций УрФО"
http://national.invur.ru/
общество защиты прав потребителей образовательных услуг
http://www.ozppou.ru/htm/project_vo.htm
фонд поддержки образования
http://www.fobr.ru/
гранты молодым преподавателям государственных вузов России
http://www.fund.potanin.ru/grant/young_teachers/
Слайд 25Открытые образовательные порталы
Федеральное государственное учреждение
"Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и
телекоммуникаций"
http://www.informika.ru/
федеральный образовательный портал
http://www.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека
http://window.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал: основная и полная средняя школа, ЕГЭ, экзамены http://www.school.edu.ru/default.asp
Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена http://www.ege.edu.ru/
Слайд 26Открытые образовательные порталы
Федеральный образовательный портал - ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ http://www.ecsocman.edu.ru/
Портал Гуманитарное
образование http://www.humanities.edu.ru/
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Система федеральных образовательных порталов
http://www.ict.edu.ru/
Российский портал открытого образования
http://www.openet.edu.ru/
ЮРИДИЧЕСКАЯ РОССИЯ - образовательный правовой порталhttp://www.law.edu.ru/