Слайд 1Проектная задача
Зинченко Н.Н.
Слайд 2Проектная задача
Под проектной задачей понимают систему заданий (действий), направленных на поиск
пути достижения результата в виде реального «продукта», удовлетворяющую следующим основным требованиям: 1) в задаче должна описываться ситуация, разрешение которой будет интересно и посильно учащимся;
2) выполнение заданий предполагает применение предметных знаний и метапредметных умений;
3) допускается неопределённость в отношении способа решения и конечного результата;
4) система заданий должна обеспечивать получение конкретного продукта деятельности и позволять продвигаться в решении как последовательно, так и действуя избирательно.
Слайд 3Уровни знаний
Чтобы обеспечить условия для формирования умений делать осознанный выбор и
адекватно оценивать собственный уровень освоения знаний и умений, целесообразно предлагать учащимся задания нескольких уровней.
Уровень А - повседневный — включает задания на применение конкретных географических знаний и умений для разрешения ситуаций, возможных в повседневной жизни.
Уровень В — прикладной — ориентирован на задания, требующие, помимо применения знаний и умений, проявления читательской грамотности, навыков делового общения и т.д. Уровень С — творческий — включает задания на применение в нестандартных ситуациях географических знаний и умений в комплексе со знаниями из других научных областей, а также исследовательских навыков, умения делать обоснованный выбор и пр.
Слайд 4Проектная задача «Сквер к 70-летию победы в Великой Отечественной войне»
Работа
над ней рассчитана на урок и ведётся в группах.
Инструкция по выполнению работы
На решение проектной задачи отводится 40-45 минут. После 10-минутного перерыва начнётся представление результатов выполнения заданий.
Перед решением проектной задачи
внимательно прочитайте задания и ознакомьтесь с «Приложениями».
Слайд 5Проектная задача «Сквер к 70-летию победы в Великой Отечественной войне»
Проектная
задача включает 4 задания. Каждое из них имеет 3 уровня применения знаний. Всякий раз перед решением необходимо будет выбрать один из этих уровней и выполнить соответствующее задание: А,В или С.
Во время работы нельзя пользоваться учебником, рабочей тетрадью, справочниками, калькулятором. Черновик использовать можно, но он не оценивается.
Слайд 6Проектная задача «Сквер к 70-летию победы в Великой Отечественной войне»
Задание
1. Сделайте чертёж сквера в масштабе 1 : 200.
A) Запланируйте две прямоугольные клумбы размером 7 х 4 м и одну круглую — диаметром 5 м. Определите место под
обелиск. Выделите центральную аллею шириной 4 м.
B) Запланируйте несколько прямоугольных и круглых клумб, чтобы их общая площадь не превышала 1000 м2.
Определите место под обелиск. Выделите две аллеи шириной 4 м.|
C) Запланируйте клумбы разной формы, чтобы их общая площадь не превышала 0,4 площади сквера. Определите
место под обелиск. Разметьте дорожки.
Слайд 7Проектная задача «Сквер к 70-летию победы в Великой Отечественной войне»
Задание
2. Установите освещение (см. «Приложение 3»).
А) Рассчитайте число фонарей, которые необходимо установить вдоль центральной аллеи, и сумму для их закупки. Отметьте на плане расположение фонарей.
В) Рассчитайте, сколько фонарей потребуется для освещения центральной аллеи. Возле обелиска установите четыре фонаря, имеющих не менее двух ламп каждый. Отметьте на плане их расположение.
С) Рассчитайте, какая минимальная сумма потребуется для закупки и установки фонарей, если необходимо осветить все дорожки, а возле обелиска установить четыре фонаря, имеющих не менее двух ламп каждый. Отметьте на плане их расположение.
Слайд 8Проектная задача «Сквер к 70-летию победы в Великой Отечественной войне»
Задание
3. Установите лавочки и урны (см. «Приложения 4 и 5»).
Рассчитайте необходимое количество:
а) лавочек, исходя из того, что на каждые 14 посетителей планируется установить одну лавочку, а число посетителей в день может достигать 245 человек;
б) урн из расчёта одна урна на каждые 28 посетителей. Отметьте на плане их расположение.
Рассчитайте, в какую сумму обойдётся закупка и установка лавочек.
Рассчитайте, в какую сумму обойдётся закупка и установка лавочек и урн.
C) Разработайте три варианта предложений, чтобы затраты на закупку и установку лавочек и урн не превышали
260 000 руб.
Слайд 9Проектная задача «Сквер к 70-летию победы в Великой Отечественной войне»
Задание
4. Выполните озеленение сквера (см. «Приложения 6, 7 и 8»).
А) Выберите цветы, которые вы планируете посадить на клумбах сквера, и рассчитайте затраты на покупку и посадку. Рассчитайте, сколько всего деревьев следует посадить, если хвойные деревья должны составлять 30% от общего числа, а лиственных закупили 14 штук.
В) выберите, какие деревья, цветы и кустарники вы посадите в сквере, так, чтобы затраты на их закупку и посадку составляли не более 200 000 руб., а лиственные деревья составляли не менее 60% от общего числа.
С) выберите, какие деревья, цветы и кустарники вы посадите в сквере, так, чтобы затраты на их закупку и посадку составляли не более 200 000 руб., а лиственные деревья составляли не менее 60% от общего числа. Разработайте три варианта предложений.
Слайд 10Проектная задача «Сквер к 70-летию победы в Великой Отечественной войне»
«Приложения»,
из которых можно узнать необходимую информацию, могут предъявляться учащимся на бумажных или электронных носителях, в виде ссылок на интернет-ресурсы и т.п. В рассмотренном примере первые два приложения содержат определения понятий «сквер» и «обелиск» и фото различных скверов и обелисков. В остальных приложениях представлены виды фонарей, лавочек, урн разного дизайна, виды зелёных насаждений (деревья, кустарники, уличные цветы), указана цена каждого объекта и стоимость работ по их установке или высадке. Для подсчёта необходимого числа объектов для фонарей указана также площадь освещения, а для зелёных насаждений — площадь, занимаемая одним объектом.
Слайд 11Проектная задача «Сквер к 70-летию победы в Великой Отечественной войне»
Для
разработки проектной задачи можно пользоваться следующим общим алгоритмом.
Этап 1. Целеполагание. Постановка цели и задач проектного задания; определение его места и роли в системе уроков (в теме, в курсе); формулирование ожидаемых результатов.
Этап 2. Содержательный. Выделение опорных знаний и умений; определение типа проектной задачи, её структуры и замысла с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников; подбор необходимых для составления задачи сведений и дополнительной информации, которая может потребоваться учащимся при решении; определение способа решения задачи, а также формы предоставления, критериев и методов оценивания результатов решения.
Слайд 12Проектная задача «Сквер к 70-летию победы в Великой Отечественной войне»
Этап
3. Технологический. Описание проектной задачи (придание ей проблемного характера, а сюжету — реалистичности); формулирование системы заданий; разработка инструкции для учащихся.
Этап 4. Рефлексивно-корректирующий. Проверка соответствия задачи предъявляемым к ней требованиям (и внесение корректив при необходимости); установление связей с другими задачами; рассмотрение возможных продолжений задачи.
Этап 5. Итоговый. Оформление проектной задачи; подготовка сподручных материалов и инструментов, которые понадобятся учащимся (плакаты, маркеры, клей и др.).
Слайд 13Проектная задача «Сквер к 70-летию победы в Великой Отечественной войне»
Для
того чтобы групповая работа с проектной задачей способствовала достижению новых образовательных результатов как в предметной, так и в метапредметной областях, необходимо обеспечить выполнение учащимися следующих этапов:
1) целеполагание;
2) составление плана деятельности;
3) распределение ролей и обязанностей внутри группы;
4) выполнение этих обязанностей;
5) рефлексия и подготовка к презентации;
6) презентация «продукта»;
7) оценка «продуктов» деятельности и самооценка. Соблюдение этих этапов является обязательным, иначе решение проектной задачи сведётся к обычному манипулированию предложенным материалом.
Слайд 14Проектная задача «Сквер к 70-летию победы в Великой Отечественной войне»
Слайд 15
Оценивать работу учащихся — индивидуальную и групповую — в процессе решения
проектной задачи и его презентации могут независимые эксперты: учителя из других классов, студенты-практиканты, учащиеся старших классов и др.
Слайд 16Экспертная карта
Результаты наблюдения (в баллах) они заносят в «Экспертную карту», где
указаны критерии оценивания и их показатели (см. таблицу).
Оценить деятельность учащегося в группе можно по четырёхбалльной шкале:
0 - не участвовал в работе,
1 - участвовал, но не активно,
2 - активно участвовал,
3 — был лидером.
Для оценивания деятельности группы подойдёт такая шкала:
0 – показатель не был проявлен,
1 – выполнялось единолично (лидером),
2 – выполнялось только некоторыми учащимися,
3 – выполнялось совместно.
Слайд 17Лист самооценки
Лист самооценки заполняют учащиеся, отвечая на вопросы:
1. В выполнении заданий я
принимал активное участие?
а) Да; б) я следовала указаниям других членов группы; в) нет.
2. Все ли члены группы принимали участие в выполнении заданий?
а) Да, все; б) кто-то работал больше, а кто-то меньше; в) нет, работал один человек.
3. При выполнении заданий возникали конфликты?
а) Да, было трудно договориться; б) возникали разногласия, которые мы разрешали;
в) нет, работали дружно.
4. Нравится результат, которого ты достигла) при решении проектной задачи?
а) Да; б) не совсем; в) нет.
5. Все ли твои предложения были учтены при выполнении заданий?
а) Да; б) не совсем; в) нет.
6. Понравилось ли тебе работать над проектной задачей?
а) Да; б) не совсем; в) нет.
Слайд 18Лист самооценки
Оцени свой вклад в работу группы. Поставь себя на одну
из ступеней лестницы.
а) Я не внёс (не внесла) вклад – 1 ступень;
б) я просто исполнял(а) отведенную мне роль - 2-я ступень;
в) я сделала много для достижения конечного результата - 3-я ступень.
Слайд 19Когда используются проектные задачи.
Проектные задачи могут использоваться с успехом и на
уроках обобщения и систематизации знаний, и на уроках применения знаний, когда появляется возможность перенести географические знания и способы деятельности в новые условия.