Слайд 1Об изменениях в федеральном законодательстве об образовании
Об изменениях в
системе государственного контроля и надзора в сфере образования
Слайд 2I. Об изменения в федеральном законодательстве об образовании
Федеральным законом от 09.
02.2007г.№17 ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» внесены существенные изменения в порядок государственной (итоговой) аттестации и порядок приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения СПО И ВПО.
Слайд 3Названный Федеральный закон вступил в силу со дня опубликования (14 февраля
2007г.), за исключением норм, отменяющих привилегии для медалистов при поступлении в вузы (эти льготы утрачивают силу с 1 января 2009г.).
При введении ЕГЭ устанавливается переходный период со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2009г.
Слайд 4Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» в связи с введением
ЕГЭ
Слайд 1130 июня 2007года Президент России подписал Федеральный закон №120-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья».
Изменения внесены в следующие федеральные законодательные акты:
Закон РФ «Об образовании» (ст.6,7,12,15-17,20,29,50,52*);
Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка В Российской федерации» (ст.1);
ФЗ от 29.04.1999г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» (ст.14 и 18);
ФЗ от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст.14,15,18)
Изменения в федеральном законодательстве об образовании по вопросу граждан с ограниченными возможностями
Слайд 12В перечисленных Законах термин «лица с отклонениями в развитии» заменен на
термин «лица с ограниченными возможностями здоровья» , т.к. указанный термин охватывает всех лиц, имеющих то или иное ограничение жизненных функций, является более гуманным и соответствует терминологии, используемой в международной практике.
Под лицами с ограниченными возможностями здоровья понимаются лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии (п.6 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» в ред. ФЗ от 30.06.2007г. №120-ФЗ)
Слайд 13В связи с принятием указанного Федерального закона потребуется внести изменения в
ряд подзаконных нормативных правовых актов(постановлений Правительства РФ, приказов Минобрнауки России и др. федеральных органов исполнительной власти), по тексту которых используется понятие «лица с отклонениями в развитии», а также соответствующие изменения в законодательные и нормативные акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты.
После выполнения этой работы терминологические изменения нужно внести в уставы коррекционных учреждений, а при необходимости и иных образовательных учреждений.
Слайд 1421 июня 2007 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон №194-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с установлением обязательности общего образования», вступивший в силу с 1 сентября текущего года.
Законом вносятся изменения в следующие федеральные законодательные акты:
Закон РФ «Об образовании»(ст. 17,19,28,29,31,32,50,52,55);
Федеральный закон от 15.07.1995г.№103-ФЗ «о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершенствовании преступлений» (ст.31);
Семейный кодекс РФ (ст.63,150);
Уголовно-исполнительный кодекс РФ (ст.108,112,141);
ФЗ от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст.14,15,18);
Трудовой кодекс РФ (ст.63) и др.
Слайд 15Основное содержание Закона
1. Одиннадцатилетнее общее образование становится обязательным до достижения 18-летнего
возраста.
2. Обучающиеся на ступенях начального общего и среднего (полного)общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, ОУ обязано создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Слайд 16 Обучающиеся на ступенях начального общего и среднего (полного)общего образования, не освоившие
образовательную программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академическую задолженность по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторный курс обучения, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника ОУ или продолжают получать образование в иных формах.
Слайд 17 Обучающиеся на ступени среднего (полного)общего образования, не освоившие образовательную программу учебного
года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академическую задолженность по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.
Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению органа управления образовательного учреждения.
Слайд 18 3. К полномочиям Российской Федерации отнесено утверждение порядка:
Проведение экспертизы учебников, рекомендуемых
или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования ОУ, а также ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней таких учебников;
Отбора организаций, осуществляющих издание пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования ОУ, а также утверждение перечня этих организаций.
Слайд 19 Организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или
допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования ОУ, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях, отнесена к полномочиям субъектов РФ.
Слайд 20 К компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с
утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких ОУ. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники ОУ, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, имеют свободу выбора учебников и учебных пособий из этого списка.
Слайд 21 4. Родители (опекуны, попечители) обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования
и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
3 июля 2007 года (накануне рассмотрения законопроекта в Государственной Думе во втором чтении) Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации выступила со следующим заявлением:
«Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации поддерживает концепцию закона. Повышение уровня общего образования всех российских граждан является совершенно необходимым: Россия уже отстает от большинства развитых стран. При этом значительная группа детей прекращает обучение в возрасте до 15 лет, т.е. весомая часть наших граждан просто не получают ряд знаний и компетенций, необходимых для понимания и защиты своих экономических и гражданских прав, ограничивается их профессиональная и социальная дееспособность.
Слайд 22 Предложенный правительством вариант законопроекта не дает гарантии, что задача, поставленная президентом,
будет решена и наши дети действительно будут получать полное образование. Вопрос обязательности полной средней школы – это вопрос обязательности ее для общества. Именно государство, местное самоуправление и сами школы должны выделить необходимые ресурсы для того, чтобы охватить полным средним образованием тех, кто сегодня из него выпадает, в основном речь идет о детях из неполных или неблагополучных семей и инвалидов.
Слайд 23 Необходимо создать масштабную программу решения этого вопроса: вводить дополнительные ставки специализированных
педагогов и воспитателей; выделять ресурсы на дополнительное материальное обеспечение тех учащихся, которые вынуждены покидать школу, чтобы зарабатывать деньги для своих семей; строить школы, подготовленные для обучения детей с ограниченными физическими возможностями. Декларативные требования к ребенку и его семье неэффективны и бессмысленны.
Слайд 24 Необходимо прямо предусмотреть в законопроекте обязанности государства, органов местного самоуправления, учреждений,
выполняющих функции в области образования, воспитания, профилактики правонарушений, органов опеки и попечительства, а также обязанность родителей по обеспечению и созданию условий для получения несовершеннолетними гражданами общего образования.
В этом же законопроекте нужно предусмотреть поправки в Административный кодекс, вводящие наказание за невыполнение чиновниками своих обязанностей перед детьми. На сегодня ничего этого в законопроекте нет. Даже само название законопроекта говорит об обязанности ученика, не упоминая государство и школу. Поставленная задача заслуживает более ответственного отношения со стороны органов исполнительной власти и депутатов Государственной Думы.
Слайд 25На заседании Правительства РФ 21 июня 2007 г. рассмотрен проект Федерального
закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ ( в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)»
Подготовленный Минобрнауки России проект федерального закона направлен на правовую регламентацию изменения подхода к сущности и структуре государственного образовательного стандарта.
В этих целях предлагается также конкретизировать такие понятия, как «примерная основная образовательная программа», «основная образовательная программа образовательного учреждения» и «дополнительная образовательная программа образовательного учреждения».
Слайд 26Предлагаемая структура федерального государственного образовательного стандарта включает в себя «требования к
результатам освоения основных образовательных программ», «требования к структуре основных образовательных программ» и « требования к условиям реализации основных образовательных программ»
По мнению разработчиков, введение ФГОС позволит обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории РФ, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ. При этом сохраняется установленная действующим законодательством об образовании свобода ОУ в формировании образовательной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на содержание образования с учетом региональных и (или) национальных особенностей.
Слайд 27Принятие законопроекта:
позволит создать реальный механизм повышения качества образования, что является важнейшим
фактором гуманизации и демократизации общества, его социально -экономического и научно-технического развития, формирования новой отечественной экономики, построенной на знаниях, и обеспечения конкурентоспособности России, позволит вывести отечественное образование на мировой уровень.
Слайд 28Принятие законопроекта:
будет способствовать развитию академических свобод образовательных учреждений (организаций) и позволит
учитывать особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров, а также позволит восполнить пробелы правового регулирования в Законе РФ «Об образовании» в части формирования ФГОС, снимет проблемы при толковании понятий основной, дополнительной и примерной образовательных программ и определения их содержания.
Слайд 29На заседании Правительства России законопроект получил одобрение и распоряжение Правительства РФ
от 28.06.07. №835 проект ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры ГОС)» внесен в Государственную Думу Федерального Собрания российской Федерации.
Слайд 30
II. Об изменениях в системе государственного контроля и в сфере образования
и надзора
Тенденции:
децентрализация правового регулирования в области образования ( постепенный отказ центральной(федеральной) власти от подробной регламентации отношений внутри ОУ, поощрение развития самоуправления и сотрудничества между образовательными учреждениями);
усиление надзорно-контрольных функций государства (определение основных требований к условиям, качеству образования и усиление контроля за их соблюдением )
Слайд 31Федеральный закон №56-ФЗ от 20.04.07 существенно изменяет процедуру контроля в сфере
образования.
Закон ужесточает лицензирование за счет дополнения его экспертизой уровня и направленности образовательных программ, отменяет процедуру аттестации, одновременно усложняя процедуру аккредитации ОУ.
Процедура аккредитации дополняется экспертизой образовательных программ и показателей деятельности
Слайд 321. С вступлением в силу Федерального закона от 20 апреля 2007г.
№56-ФЗ аттестация образовательных учреждений как самостоятельная процедура контроля качества упраздняется.
2. В состав экспертной комиссии, на основании которой выдается лицензия на право ведения образовательной деятельности, теперь будут входить эксперты из числа лиц, прошедших подготовку в порядке установленном Минобрнауки России. Сама экспертиза будет проводиться с учетом уровня и направленности образовательных программ.
Контроль за соблюдением ОУ предусмотренных лицензией условий и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования обеспечиваются выдавшими лицензию Рособрнадзором
Слайд 33 или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования
(далее – региональный орган управления образованием). В случае нарушения этих условий и (или) законодательства РФ в области образования, контролирующий и надзирающий орган будет направлять в ОУ обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения и устанавливать срок его устранения.
В случае неисполнения указанного предписания орган, выдавший лицензию, вправе будет приостановить действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения.
Если в установленный срок указанное нарушение не будет устранено, лицензия подлежит аннулированию. Решение об аннулировании принимается выдавшим лицензию Рособрнадзором или региональным органом управления образования.
Слайд 34Лицензирование образовательной деятельности филиалов ОУ осуществляется в порядке , установленном для
образовательных учреждений.
3. Государственная аккредитация ОУ будет проводиться Рособрнадзором или региональным органом управления образования по заявлению образовательного учреждения, согласованному с учредителем (учредителями – для НОУ).
Государственная аккредитация ОУ (за исключением ДОУ и ДОД) включает в себя экспертизу соответствия содержания образования и качества подготовки выпускников ОУ требованиям ФГОС, а также показателей деятельности ОУ, которые необходимы для определения его вида.
Перечень показателей деятельности ОУ, необходимых для определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов будет утверждаться Минобрнауки.
Экспертиза проводится комиссией по государственной аккредитации, которая создается Рособрнадзором
Слайд 35 или региональным органом управления образования.
В состав этой комиссии включаются эксперты
из числа лиц, прошедших подготовку в порядке, установленном Минобрнауки России.
Государственная аккредитация образовательных учреждений профессионального образования будет осуществляться с привлечением представителей обучающихся и объединений работодателей.
Первая государственная аккредитация ОУ может проводиться не ранее чем на стадии итоговой аттестации обучающихся.
Государственная аккредитация ОУ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования – начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Слайд 36Государственная аккредитация ранее аккредитованных ОУ по новым для них образовательным программам
проводится на основании экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников такого ОУ требованиям ГОС для указанных образовательных программ.
Имеющие государственную аккредитацию ОУ, научная организация не реже чем один раз в пять лет проходят государственную аккредитацию.
Рособрнадзор или региональный орган управления образованием на основании заключения комиссии по государственной аккредитации вправе отказать образовательному учреждению в государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам.
Затраты на проведение государственной аккредитации оплачиваются образовательным учреждением.
Слайд 37Рособрнадзор или региональный орган управления образованием может приостановить действие выданного им
свидетельства о государственной аккредитации ОУ либо лишить образовательное учреждение государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам в случае:
а) неисполнения предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям ГОС или несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности;
б) неисполнения предписания об устранении нарушения образовательным учреждением установленных показателей его деятельности, необходимых для определения его вида и категории;
в) нарушения образовательным учреждением законодательства РФ в области образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации, либо иного нарушения прав и свобод обучающихся;
Слайд 38 г) аннулирование лицензии.
Отказ в государственной аккредитации ОУ, лишение его государственной аккредитации
могут быть оспорены в суде.
По согласованию с учредителем (учредителями) ОУ вправе подать заявление о повторной государственной аккредитации не ранее через один год после отказа им в государственной аккредитации, лишения их государственной аккредитации.
4. Государственный контроль качества образования осуществляется Рособрнадзором или региональным органом управления образованием по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных ОУ, а также в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных ОУ и их филиалах.
В отношении одного образовательного учреждения или его ф-ла плановая проверка может быть проведена не более одного раза в два года.
Слайд 39Основанием для проведения внеплановой проверки содержания и качества подготовки обучающихся, уровня
и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных ОУ или его ф-ле, являются обращение органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан.
Рособрнадзор или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования, в случае выявленного в результате проверки несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям ГОС или несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности может направить обязательные для исполнения предписания в ОУ и их учредителям об устранении такого несоответствия.
Основанием для рассмотрения Рособрнадзором или региональным органом управления образованием вопроса о направлении в ОУ обязательного для исполнения предписания также могут являться:
Слайд 40 а) решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся, обращение органа государственной
власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное ОУ, - в отношении образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, или образовательного учреждения дополнительного образования детей;
б) решение общего собрания обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное ОУ, представление органа службы занятости населения – в отношении ОУ, реализующего профессиональные образовательные программы.
Решение о направлении обязательного для исполнения предписания в ОУ и его учредителю или об отклонении требований заявителей о направлении такого предписания принимается Рособрнадзором или региональным органом управления образованием и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ Рособрнадзора или регионального органа управления образованием от направления такого предписания может быть оспорен в суде.
Слайд 41 5. Государство в случае некачественной подготовки выпускников государственным или муниципальным ОУ
вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других ОУ. Основанием для предъявления иска является приостановления государственной аккредитации образовательного учреждения или лишение его государственной аккредитации.
6. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии учредитель такого ОУ обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие ОУ соответствующего типа.
Порядок и условия осуществления указанного перевода устанавливаются Минобрнауки России.