Проектирование образовательных программ на основе компетентностного подхода презентация

Содержание

Принципиальные отличия ГОС ВПО нового поколения Расширение круга пользователей ГОС ВПО Акцент на проектирование результатов обучения, выраженных в компетенциях; Усиление студентоориентированности; Гармонизация с Европейскими квалификационными рамками (+ Россия, Казахстан) Отказ от

Слайд 1Проектирование образовательных программ на основе компетентностного подхода


С. Сирмбард
Национальный эксперт по реформированию

высшего образования в Кыргызстане,
проректор по учебной работе БФЭА

Слайд 2Принципиальные отличия ГОС ВПО нового поколения
Расширение круга пользователей ГОС ВПО
Акцент на

проектирование результатов обучения, выраженных в компетенциях;
Усиление студентоориентированности;
Гармонизация с Европейскими квалификационными рамками (+ Россия, Казахстан)
Отказ от «дидактических единиц» и установления трудоемкости отдельных дисциплин
Установление дескрипторов циклов;
Укрупнение учебных модулей;
Использование ECTS;
Выражение в ECTS всех видов работ;
Механизм взаимодействия с рынком труда
Механизм постоянного обновления




Слайд 3Результаты образования
Именно результаты образования (learning outcomes) были названы основными строительными блоками

болонских образовательных реформ, именно этот методологический подход определен в качестве «сердцевины», ядра парадигмы, перехода к студенто-центрированному обучению




Слайд 4Результаты образования
с 2003 года результаты образования начинают выступать в качестве важнейшего

структурного элемента прозрачных систем высшего образования и квалификаций в Европе.

Берлинское коммюнике (2003)
«Министры поддерживают инициативу стран-участниц в разработке структуры согласованных и соизмеримых/сопоставимых квалификаций для системы высшего образования, которая стремилась бы дать определение квалификациям, учитывая показатели объема работы, уровня, компетенции и профиль, результаты образования.
В этих рамках степени должны иметь различные четко определенные результаты»




Слайд 5Результаты образования
Бергенское коммюнике (2005):

Результаты образования - основа для общих «Дублинских дескрипторов

» для трех циклов ЕПВО.

«Мы принимаем общую рамку квалификации ЕПВО, состоящую из трех уровней… и принцип общего описания квалификаций каждого цикла в виде результатов, компетенций и объема кредитов».

Лондонское коммюнике (2007) - расширили их значимость – для определения ECTS; развития реформы учебного плана и инноваций; выражения целей модулей и учебных программ, а также как метод, содействующий развитию студенто-центрированного обучения.




Слайд 6Результаты образования
«Мы подчеркиваем важность реформирования учебных программ, результатом которого будут квалификации,

больше отвечающие потребностям рынка труда и дальнейшего обучения. Следует приложить особые усилия для устранения барьеров к поступлению и продвижению между циклами, а также для надлежащей реализации ECTS на основе результатов обучения и учебной нагрузки студентов».
«Структуры квалификаций являются важным инструментом, который обеспечивает сопоставимость и прозрачность в ЕПВО и облегчает передвижения студентов внутри систем высшего образования и между ними. Они помогают вузам разрабатывать модули и учебные программы на основе результатов обучения и кредитов, а также облегчают признание квалификаций и всех форм предшествующего обучения».
«Мы призываем вузы расширять партнерство и сотрудничество с работодателями в инновации учебных программ на основе результатов обучения».
«Для целей развития более студентоцентрированного обучения, базирующегося на результатах, при следующем проведении анализа и оценки ситуации следует интегрировано рассмотреть национальные структуры квалификаций, результаты обучения и кредиты, образование в течение всей жизни и признание предшествующего обучения»





Слайд 7Результаты образования

Из простого периферийного инструмента, как указывает Стивен Адам, результаты образования

превращаются в центральный элемент радикальных реформ европейского высшего образования.




Слайд 8Результаты образования
Результаты образования – это формулировка того, что учащийся, как ожидается,

будет знать, понимать и/или способен продемонстрировать в конце периода обучения». (SEEC, NICCAT, NUCCAT. Кредиты и квалификации – руководство по кредитам для квалификаций в Англии, Уэльса и Северной Ирландии ноябрь 2001).
«Результаты образования – это утверждения того, что учащийся, как ожидается, будет знать понимать и/или способен продемонстрировать после завершения обучения». (1.Финальный отчет проекта Socrates (фаза 1). Настройка образовательных структур, глоссарий. 2.Руководствo по ECTS»).
«Студенческие результаты образования соответственно определяются в терминах знаний, умений и способностей, которые студенты приобрел в конце (или как результат) его или ее вовлечения в участие в конкретном опыте высшего образования (Совет по аккредитации высшего образования США (CHEA)).
«Результаты образования – это формулировки, которые определяют, что учащийся будет знать или будет способен делать в результате учебной деятельности» (Американская ассоциация юридических библиотек).
«Результаты образования – это формулировка того, компетенциями должен, как ожидается, обладать студент в результате процесса обучения» (Транснациональный европейский проект по оценке (TEEP)).




Слайд 9Результаты образования - уровни использования
Учебный модуль: результаты образования на уровне курсовой

единиц или модуля, которые представлены в виде формулировки того, что успешный учащийся будет способен знать, уметь и/или делать после завершения обучения;
Оценка и градация критериев: на уровне модуля результаты образования могут использоваться для точного выражения критериев, которые устанавливаются в качестве стандарта достижения и соответствующего выполнения индивидуумами;
Индивидуальные квалификационные дескрипторы: результаты образования используются для описания и точного выражения конкретных квалификаций, получаемых в результате реализации образовательных программ в аккредитованном вузе;
Национальные предметные секторальные/ эталонные утверждения (формулировки): результаты образования применяются как утверждения предназначенные для создания ясных, подробных предметно-специализированных академических характеристик и стандартов программ.







Слайд 10Результаты образования - уровни использования
Дескрипторы циклов: также известные как Дублинские дескрипторы,

описывающие три цикла (а также короткий цикл) Болонской всеобъемлющей квалификационной рамки в терминах результатов образования.







Слайд 11Результаты образования и реформы БП
Принятие системы сопоставимых степеней;
3 цикловая система обучения;
ECTS;
Академическая

мобильность;
Сотрудничество в обеспечении качества;
Содействие европейским воззрениям высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.







Слайд 12Проект TUNING

TUNING - проект реализуемый вузами и для вузов.

Девиз TUNING:
Настройка образовательных

структур и программ на основе разнообразия и автономии.




Слайд 13Цели и задачи проекта TUNING
Сделать систему европейского образования более конкурентоспособной на

мировом уровне;
Увеличить возможности трудоустройства выпускников;
Повышение информированности о важности гражданской и социальной ответственности;
Усиление возможностей для развития личности;
Расширение структур для признания и мобильности;
Стимулирование международного и национального сотрудничества в высшем образовании через транснациональную интеграцию программ;
Внедрение и признание дескрипторов циклов;
Основа для построения Квалификационных рамок.





Слайд 14Цели и задачи проекта TUNING


В проекты вовлечены 53 страны
Только в 25

межрегиональных/национальных проекта вовлечены более 10000 университетов
Консолидированный бюджет этих проектов составляет более 20 млн евро
Результаты отражены более чем в 25 публикациях

Слайд 15Цели и задачи проекта TUNING
Предметные области:
Бизнес;
Химия;
Науки о Земле;
Образование; Европейские исследования;
История;
Математика;
Медицинский уход;
Физика

Сельское хозяйство;
Архитектура;
Гуманитарные

науки;
Ландшафтная архитектура;
Языки;
Медицина;
Музыка;
Политические науки;
Радиография;
Социальная работа;
Спорт





Слайд 16Компетенции
Компетенции представляют динамическую комбинацию знаний, пониманий, навыков и способностей, отношений и

ценностей.

Развитие компетенций является целью образовательных программ

Уровни компетенций выражаются в терминах ожидаемых результатов обучения.




Слайд 17Цели и задачи проекта TUNING





Слайд 18Общие компетенции
Инструментальные

1. Способности к анализу и синтезу.
2. Способность к организации

и планированию.
3. Базовые общие знания.
4. Базовые знания по профессии.
5. Коммуникативные навыки в родном языке.
6. Коммуникативные навыки на иностранном языке.
7. Элементарные компьютерные навыки.
8. Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников).
9. Способность решать проблемы.
10. Способность принимать решения





Слайд 19Общие компетенции
Межличностные

1. Способность к критике и самокритике.
2. Способность работать в

команде.
3. Межличностные навыки.
4. Способность работать в междисциплинарной команде.
5. Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях.
6. Способность воспринимать разнообразие и межкультурные раз­личия.
7. Способность работать в международном контексте.
8. Приверженность этическим ценностям.





Слайд 20Общие компетенции
Системные

1. Способность применять знания на практике.
2. Исследовательские способности.
3. Способность

к обучению.
4. Способности к адаптации к новым ситуациям.
5. Способность к генерации новых идей (творчеству).
6. Способность к лидерству.
7. Понимание культур и обычаев других стран.
8. Способность работать автономно.
9. Способность к разработке проектов и управлению ими.
10. Способность к инициативе и предпринимательству.
11. Ответственность за качество.
12. Воля к успеху.





Слайд 21Методика определения компетенций


Компетентностная модель
выпускника


Слайд 22Анкета для выпускников
Каждый университет, участвующий в исследовании, должен сделать выборку из

150 выпускников.

Отобранные выпускники должны были получить высшее образование за последние 3–5 лет.

Критерий отбора 150 выпускников - случайный. Если существуют ассоциации выпускников, имеющие базы данных адресов, или центры карьеры, рекомендуется использовать их базы данных.





Слайд 23Анкета для работодателей
Каждый университет, участвующий в исследовании, должен получить сведения от

30 работодателей.

Критерий отбора работодателей: это должны быть известные университетам организации, которые нанимают их выпускников, и/или организации, которые хотя и не предоставляли работу выпускникам университета, но представляют для них интерес с точки зрения возможного трудоустройства.

Для получения репрезентативных результатов было предложено строго следить за соблюдением баланса между различными типами работодателей.





Слайд 24Анкета
В анкете требовалось дать ответы двух типов:
важность / уровень достижения;
ранжирование пяти

компетенций, которые признаются наиболее важными.

Для каждой из компетенций респонденты должны были указать:
важность навыка или компетенции, по мнению респондентов, для работы по их профессии;
уровень достижения навыка или компетенции, которого, по оценке респондентов, они достигли по завершении программы на соискании степени.

Для ответов была предложена шкала от 1-”нулевой”/”нулевая” до 4”высокий”/”высокая”






Слайд 25Анкета для академического сообщества
Профессора и преподаватели должны были ранжировать эти 17

компетенций в соответствии с собственным представлением об их актуальности.

Разделение по уровням (бакалавриат/магистратура)






Слайд 26Цели и задачи проекта TUNING



Слайд 27Цели и задачи проекта TUNING



Слайд 28Общая характеристика направления подготовки



Слайд 29Общие требования к ООП по направлению подготовки





Общие требования к уровню подготовки

и входной аттестации абитуриентов для основных образовательных программ по данному направлению

Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров (компетентностная модель)

Слайд 30Дескрипторы уровней

Дублинские дескрипторы – описывают ожидаемые результаты обучения по каждому из

циклов.

Степени короткого цикла (близко к СПО)

Степени первого цикла; (бакалавриат)

Степени второго цикла; (магистратура)

Степени третьего цикла. PhD




Слайд 31Дескрипторы уровней

Дублинская модель универсальных описаний компетенций

Знания и понимание
Применение знаний и

понимания
Выражение суждений
Коммуникативные способности
Способности к учебе




Слайд 32Степени первого цикла

Продемонстрировали знание и понимание в области обучения, на уровне,

соответствующем уровню учебников повышенного типа;

Могут применять свои знание и понимание таким образом, который указывает профессиональный подход к работе или своему роду занятий;

Обладает способностью собирать и интерпретировать необходимые данные;

Способны донести информацию, идеи, проблемы и решения аудитории, состоящей как из специалистов, так и неспециалистов;

Обладают навыками обучения, которые необходимы им, чтобы осуществлять дальнейшее обучение с большей степенью самостоятельности.





Слайд 33Степени второго цикла

Продемонстрировали знание/понимание, которое создает фундамент для проявления оригинальности в

выдвижении и/или применении идей, часто в контексте исследования;

Могут применить свои знания и способность решать задачи в новой или незнакомой среде в широком (или междисциплинарном) контексте, относящемся к их области обучения;

Обладают способностью интегрировать знания, справляться с возникающими при этом сложностями;

Могут четко и ясно передавать свои выводы специалистам и неспециалистам;

Обладают навыками обучения, позволяющими самостоятельно продолжать обучение





Слайд 34Общая структура программы


СГЭД
(базовая часть)
ЕНД
(базовая часть)
ПД
(базовая часть)
СГЭД
КПВ
ЕНД КПВ

ПД
КПВ

? – Объемы базовой и вариативной

части;
?- перечни общих и специальных компетенций по каждому циклу
?- Перечень рекомендуемых дисциплин для базовой части;


Слайд 35Общая структура программы



Слайд 36Общая структура программы


Учебный модуль
Цели модуля
Организация учебной деятельности студента
Методы обучения
Методы оценивания результатов
Учебно-методическое

обеспечение

Цели выражаются в компетенциях: что мы ожидаем
в результате данного модуля, какими компетенциями будет
обладать студент?

Через какие виды учебной деятельности студента в
аудитории и самостоятельной работы
можно сформировать компетенции данного модуля

Должно обеспечивать поддержку всех видов учебной
деятельности студента в
аудитории и самостоятельной работы

Должны давать возможность оценки всех
компетенций, проектируемых в данном модуле

Цели модулей должны быть увязаны с
компетентностной моделью

Виды учебной деятельности и СРС должны охватывать все
компетенции, проектируемые в данном модуле

Цели модулей должны учитывать логическую
последовательность и быть связаны с результатами
предшествующих модулей

Методы преподавания должны давать возможность
формирования всех компетенции, проектируемых
в данном модуле

Изучение реальной трудоемкости модуля и отдельных
видов учебной деятельности студента


Слайд 37Общая структура программы



Слайд 41Диаграмма Martilla and James


Концентрация
+ -
Поддержание
+ +

Низкая
Приоритетность
_ _


Избыточные
усилия

- +
компетенции, которые
признаны

очень важными,
но характеризуются
низким уровнем
достижения

компетенции, которые
признаны важными и
характеризуются высоким
уровнем достижения

компетенции, которые
не признаются очень
важными и
характеризуются
низким уровнем
достижения


компетенции, которые
не признаны очень
важными, но
характеризуются
высоким уровнем
достижения


Слайд 42Спасибо за внимание!



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика