Слайд 1
Информатизация образования: характерные особенности, цели, задачи
Слайд 2Информатизация общества.
Информатизация образования как процесс и область педагогического знания.
Основные направления
развития информатизации образования.
План:
Слайд 3Информационное общество:
перенос центра тяжести из области материального производства в область создания
информационных продуктов;
осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия;
реализация информационных процессов и технологий;
формирование информационно-коммуникационной среды и экономики, основанной на знаниях;
уровень интеллектуального развития его членов становится главным стратегическим ресурсом, важнейшим фактором развития экономики, что повышает статус образования, предъявляет новые требования к его качеству.
1.Информатизация общества
Слайд 4Информатизация — направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных
технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума.
Слайд 5Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого в том,
что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.
Информатизация общества — перестройка и обогащение информационно-коммуникативной основы функционирования общества и его важнейших подсистем — производства, управления, науки, образования, сферы услуг и др., а также быта и сферы личной трудовой деятельности людей.
Слайд 6Информатизация общества обеспечивает:
активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного
в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности;
интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
высокий уровень информационного обслуживания, доступ любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.
Слайд 7 Особенности современного периода развития информационного общества:
применение открытых информационных
систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступного в данный момент обществу - становление и функционирование Всемирной информационной сети Интернет, которая позволяет формировать информационные запросы, информационные потоки сообразно интересам и предпочтениям каждого потребителя информации;
активное использование информации в качестве общественного продукта.
Слайд 8Реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования занимается отрасль педагогической науки
— информатизация образования.
Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания в условиях безопасного их применения.
*ИКТ – информационно-коммуникативные технологии
2.Информатизация образования как процесс и область педагогического знания
Слайд 9Информатизация образования рассматривается в настоящее время как новая область педагогического знания,
которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблем и задач:
отбор содержания образования, разработка методов и организационных форм обучения, воспитания с помощью ИКТ;
обоснование и разработка моделей педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования;
Слайд 10создание систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала, на формирование умений
самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации;
разработка исследовательских, демонстрационных электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;
использование информационного ресурса Интернет и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных коммуникаций;
Слайд 11разработка средств автоматизации процессов обработки исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента — как
реального, так и виртуального;
создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их развития;
разработка и использование средств автоматизации для управления системой образования на основе использования баз и банков данных научно-педагогической информации, учебно-методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также управления образовательным учреждением.
Слайд 121. Формирование структуры и отбора содержания образования, методов и организационных форм
обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества:
выявление условий переструктурирования содержания образования с отходом от линейных форм представления образовательного материала,
включение новой тематики, отражающей современные достижения науки и технологии,
интеграция предметных областей,
разработка содержания и структуры сетей образовательных учреждений, а также распределенных информационных ресурсов образовательных систем, функционирующих на базе телекоммуникаций.
3.Основные направления развития информатизации образования
Слайд 13 2. Проектирование педагогических технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала
, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, продуцированию образовательной информации:
поиск информации, представленной в электронном виде (литературные первоисточники, научно-практические и учебно-методические материалы, электронные копии документов и пр.), в том числе на базе использования информационного ресурса Интернет;
создание авторских работ, в том числе и компьютерных презентаций, на базе реализации возможностей технологии мультимедиа;
реализация различных видов информационного взаимодействия с изучаемыми объектами, процессами, явлениями, представленными как реально, так и виртуально, в том числе, в условиях компьютерных сетей.
Слайд 14 3. Изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения
различных образовательных областей предполагает формирование у обучаемого определенных подходов к осуществлению учебной деятельности с использованием средств ИКТ в конкретном учебном предмете (образовательной области).
Слайд 15 4. Реализация возможностей образовательного информационного взаимодействия и потенциала распределенного
информационного ресурса локальных и глобальной сетей как основы функционирования единого информационного образовательного пространства
Интернет обеспечивает информационными ресурсами глобальной сети, а Интернет-технология позволяет организовать учебную деятельность с использованием программных средств и систем. При этом становится возможным использование в образовательном процессе информационной среды науки (информация и знания, являющиеся наполнением баз данных; распределенная обработка информации; распространение научной информации на основе Интернет-технологии) и культуры (электронные библиотеки, виртуальные музеи и выставки, художественные презентации).
Слайд 16 5. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного применения средств информационных
и коммуникационных технологий, используемых в образовании:
осуществление педагогико-эргономической оценки средств информационных и коммуникационных технологий, используемых в образовании, разработку программно-технического и педагогико-эргономического обеспечения эффективного и безопасного применения средств ИКТ в образовательных целях;
разработка психолого-педагогических, эргономических, технических, эстетических требований к средствам информатизации и коммуникации, используемым в образовательных целях.
*Эргоно́мика – наука о приспособлении рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.
Слайд 17 6. Создание информационной среды управления педагогическим процессом образовательного учреждения,
разработка автоматизированных систем информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления:
автоматизированные банки данных научно-педагогической информации, функционирующие на основе телекоммуникационных сетей, как показатель уровня современного образовательного учреждения;
разработка систем автоматизации ведения делопроизводства в образовательном учреждении.
Слайд 18Как изменяется роль образования при переходе к информационному обществу?
Охарактеризуйте известные вам
изменения в профессиональной деятельности человека в информационном обществе.
Сформулируйте позитивные и негативные последствия использования Интернета для развития личности ребенка.
Задания и вопросы: