Слайд 1
Проектирование
образовательного процесса
В ДОО
Слайд 2Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса в ДОУ.
Содержание ООП включает совокупность образовательных областей по основным направлениям развития ребенка
«Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Слайд 3Образовательный процесс ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и
в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Образовательный процесс должен:
Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.
Слайд 4Три модели организации образовательного процесса
Слайд 6Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС от
«старой» модели
Исключение учебного блока (но не процесса обучения!);
увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов;
изменение содержания понятия “совместная деятельность взрослого и детей” с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
изменение объема и содержания понятия “непосредственно образовательная деятельность”.
Слайд 7
Совместная деятельность - это
деятельность двух и более участников образовательного процесса
(взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
Совместная деятельность возможна:
- общая мотивация;
- общая цель;
- единое пространство взаимодействия участников;
- разделение единого процесса на связанные действия;
- взаимодействие между участниками (взаимосвязи, взаимозависимости);
- последовательность действий в соответствии с целью;
- необходимость в управлении процессом (управленческая деятельность);
- наличие единого результата.
Слайд 8«Самостоятельная деятельность детей» -
свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей
образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Слайд 9Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова)
включенность воспитателя
в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Основной формой и ведущим видом деятельности является
игра и родственные ей виды деятельности.
Слайд 10Непосредственно образовательная деятельность
реализуется через организацию различных видов детской деятельности или
их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Слайд 11
Сочетание видов детской деятельности и форм работы
Слайд 12Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной
деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Слайд 13В рамках деятельностного подхода
перед педагогом стоят следующие задачи:
Создать условия для того,
чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
«Золотые правила»
деятельностного подхода
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Слайд 14Образовательный процесс
Общий объем образовательной нагрузки определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с
учетом:
действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);
ФГОС дошкольного образования;
типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности;
рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.
Слайд 15При планировании и составлении расписания непосредственно образовательной деятельности необходимо учитывать следующее:
общий объем непосредственно образовательной деятельности в неделю;
продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня;
распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину);
перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
Слайд 16Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности
«Режим дня» является главным
документом, в котором отражается многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми и самостоятельная деятельность воспитанников.
Необходимым условием, обеспечивающим укрепление здоровья детей, является организация правильного режима дня.
Главный принцип построения правильного режима - его соответствие возрастным психофизическим особенностям ребенка.
Слайд 17Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна детей
в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
определенную продолжительность непосредственно-образовательной деятельности, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
регулярное питание;
полноценный сон;
достаточное пребывание детей на воздухе.
Слайд 18Режим дня должен быть вариативным, или гибким, учитывая возможные ситуации: плохую
погоду, карантины, периоды повышенной заболеваемости (увеличивается общая продолжительность пребывания детей на свежем воздухе, предусматривается время для проведения специальных лечебно-профилактических мероприятий, уменьшается объем непосредственно образовательной деятельности с повышенными физическими и интеллектуальными нагрузками).
Преобразовывая режим дня в гибкий, педагог каждой группы должен помнить о том, что основные компоненты режима (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон и общее время прогулок) должны оставаться неизменными.
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ГИБКОГО РЕЖИМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Слайд 19Оптимальный режим и его принципы:
понедельник и пятница не должны быть физически
и интеллектуально загружены; необходимо обеспечить ребенку «легкое» вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности от пребывания в детском саду в конце недели;
каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей, по месту и форме и организации;
должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения;
учитывается время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять;
должно быть предусмотрено время для профилактических мероприятий, релаксационных, музыкальных пауз и психотренингов.
Слайд 20Особое место в режиме дня занимают:
утренняя гимнастика;
гимнастика после сна;
физкультминутки в процессе непосредственно образовательной деятельности и в перерывах между разными видами организованной образовательной деятельности;
досуги и праздники;
индивидуальная работа с воспитанниками;
самостоятельная деятельность детей.
Кроме этого надо учитывать такую составляющую двигательного режима, как подвижные игры - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Слайд 21Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса
Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления
воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность образовательного процесса в целом.
Существует несколько важных условий,
которые необходимо соблюдать при планировании:
объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Слайд 22План воспитательно-образовательной работы с детьми должен отвечать
определенным требованиям:
основываться на принципе
развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
Слайд 23Тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной
программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка и образовательным областям.
Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).
Слайд 24Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция
в ходе работы в плане данного вида).
Календарно-тематический план– структурирует содержание образовательного процесса.
Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
(ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ)
Слайд 25Алгоритм планирования и отслеживания результатов
Шаг первый - выбор основы для построения
тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).
Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.
Слайд 26Темообразующие факторы,
предложенные Н.А. Коротковой
первый фактор – реальные события, происходящие в
окружающем и вызывающие интерес детей;
второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;
третий фактор – события, специально “смоделированные” воспитателем исходя из развивающих задач;
четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.
Слайд 27Реализация комплексно-тематического планирования
в программах:
Вариативная программа «Золотой ключик» - событийный принцип
(все участники включаются в большую игру с сюжетной линией определенной тематики);
Вариативная программа «Сообщество» – реализация ряда проектов (каждый проект – это тема, которой объединены все виды деятельности детей);
Вариативная программа «Радуга» - сезонность, праздники, юбилейные даты, традиции;
Примерная ООП ДО «Успех» – примерный календарь праздников
Слайд 28Алгоритм действия педагога
в планировании тематической недели
выделение из программы и формулирование
педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);
отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);
выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;
отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;
практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;
продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;
фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.
Слайд 29Эффективность комплексно-тематического планирования
С позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс
в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.
С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а следовательно, лучше усваивается материал.
Слайд 30Практическая работа
«Календарно-тематическое планирование»
Задачи:
Развивать,
обогащать,
закреплять,
способствовать,
формировать,
приобщать,
знакомить,
воспитывать,
расширять,
закреплять,
обеспечивать…
Слайд 31Комплексно-тематический план
Тема (общая)
Тема (с учетом возрастных особенностей)
Сроки реализации (период) – 1-2
неделя марта
Итоговое мероприятие(я)
Дата проведения (заполнять по факту проведения)
Задачи: воспитательные, обучающие, развивающие (под тему на 1-2 недели, что хочет достичь воспитатель этой темой, не глобальные задачи, адекватные возрасту)
Планируемый результат (см. интегративные качества – показатели всегда соотносим с задачей)
Всегда должен быть показатель «Безопасность» и «Познание»