Слайд 1
Проектирование инновационных технологий обучения
Слайд 2
Педагогическое проектирование – это целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной
модели образовательно-воспитательной системы, ориентированное на массовое использование.
Слайд 3Структурные единицы проектируемой модели технологии
Общие характеристики, необходимые для понимания технологии
и для создания новых технологий;
Результат, являющийся системообразующим фактором технологического процесса; он как бы фиксирует то, что мы планируем получить на «выходе»;
Цели технологии, которые «закрепляют» желаемый результат;
Требования и показатели качества;
Принципы, которые диктуют механизмы достижения поставленных целей и требований;
Структура технологического процесса, характеризующая стабильность его параметров;
Технологическая схема, формируемая на начальном этапе технологического цикла.
Слайд 4Компоненты педагогического проектирования:
- Цель
- Субъекты
- Средства
- Методы
- Результат
Слайд 5I этап: Подробный анализ предстоящей учебной или профессиональной деятельности
Этапы проектирования технологии
обучения
Слайд 6 I этап. Анализ предстоящей учебной или профессиональной деятельности студентов.
Требуется более глубокое
изучение и осмысливание уже существующих нормативных документов (ГОСО РК, типовые и рабочие учебные программы, учебный план, методические рекомендации, график СРС и т.д.).
Определение целей и задач обучения.
Слайд 7 Задачи изучения педагогических дисциплин
освоение студентами системы педагогических знаний;
выработка ценностного
отношения к ним как основы профессиональной рефлексии будущего учителя;
развитие педагогического мышления, становление методологической культуры;
формирование репродуктивных и творческих способов познавательной деятельности;
формирование аналитико-диагностических, прогностических, проектировочных, конструктивно-организационных, контрольно-оценочных, коммуникативных, рефлексивных умений;
развитие важнейших профессионально-личностных качеств (эмпатия, любовь к детям, толерантность, рефлексия и др.).
Слайд 8 II этап. Определение содержания дисциплины
Содержание проектируемой технологии обучения на примере какой-либо
дисциплины составляется на базе нормативных документов. Для этого необходимо рассмотреть тематику содержания дисциплины для различных специальностей на основе ГОСО РК.
В качестве результата будет представлен подробный план изучения содержания дисциплины.
Слайд 9 III этап. Проверка степени нагрузки студентов и расчет времени, необходимого на
усвоение определенного содержания обучения.
Нагрузка студентов определяется рабочим учебным планом, устанавливающим бюджет учебного времени студента и формы контроля, а также количество кредитов, выделенных на изучение учебной дисциплины. Из ГОСО можно узнать объем учебной нагрузки в часах, т.е. сколько часов отводится аудиторным занятиям, СРСП и СРС; определить сколько изучается дисциплина 1-2 семестра (15-30 недель).
Слайд 10 IV этап. Выбор организационных форм обучения, наиболее подходящих для реализации намеченного
дидактического процесса с целью усвоения выбранного содержания образования.
Формами организации обучения будут являться аудиторные и внеаудиторные занятия. Аудиторные занятия подразделяются в проектируемом курсе на лекционные, семинарские, практические и СРСП, а также коллоквиум. Внеаудиторными будут являться различные виды домашней (библиотечной) подготовки и СРС. Форма итогового контроля – зачет или экзамен.
Изучив нормативные документы, необходимо разработать силлабус или программу изучения проектируемой технологии обучения на примере учебной дисциплины.
Слайд 11 V этап. Подготовка материалов для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по
отдельным темам, включение их в ранее сформулированное содержание дисциплины.
Мотивация учебно-познавательной деятельности не возникает самопроизвольно, ее создание является задачей преподавателя и служит показателем его мастерства.
В зависимости от его умений и усилий, мотивация студентов к учебной деятельности может быть слабой или сильной. Одна из наиболее простых методик мотивации – это создание занимательности занятий или текста учебника.
Наиболее эффективной является методика создания мотивационно-проблемных ситуаций или постановки специальных познавательных задач, в которых отражается практический смысл изучения данного предмета или темы.
Слайд 12 VI этап. Разработка системы учебных упражнений, заданий, задач и т.п., включение
их в содержательный контекст учебного пособия, разрабатываемого для реализации определенного содержания образования.
В проектируемой технологии обучения необходимо составить:
вопросы контроля теоретических знаний, которые позволят студенту самостоятельно определить уровень усвоения учебного материала по изучаемой теме;
задания для самостоятельной работы студентов, выполнение (или невыполнение) которых позволит определить уровень усвоения теоретического материала.
Слайд 13 VII этап. Разработка тестов и других контрольно-измерительных материалов для объективного контроля
качества усвоения студентами знаний и способов действий соответственно целям обучения и критериям оценки степени усвоения.
Для объективного контроля качества усвоения студентами знаний и способов действий нельзя ограничиваться только тестовыми заданиями, рекомендуется проводить промежуточный и итоговый контроль.
Слайд 14 VIII этап. Разработка структуры и содержания учебных занятий, нацеленных на эффективное
решение образовательных задач, и планирование самостоятельной работы студентов.
В условиях кредитной технологии обучения предполагается, что большая часть учебной работы студентами будет выполняться самостоятельно. На 1 час аудиторной работы с преподавателем приходится 2 часа самостоятельной работы студента, где 1 час СРСП и 1 час СРС.
Понятно, что эффективность СРСП и СРС будет зависеть от многих факторов: качества учебно-методического обеспечения, мотивации студентов, умения работать самостоятельно, владение навыками работы с литературой и др.
Слайд 15 IX этап. Апробирование проекта на практике и получение данных о его
фактической дидактической эффективности.
Для эксперимента, по возможности, должны быть созданы все необходимые условия, обеспечивающие внедрение проекта в учебный процесс.
В случае необходимости может быть произведена коррекция процесса обучения. Действия преподавателя сводятся к внесению изменений в содержание, источники, средства, формы, методы обучения и оценивание его результатов, а при необходимости и в цели обучения.
Слайд 16I этап: Изучение реальных условий вуза для внедрения инновационной технологии обучения
Основные этапы внедрения инновационной технологии обучения в учебный процесс колледжа (ВУЗа)
Слайд 17
Совокупность необходимых и значимых условий
для проектирования и внедрения
инновационных
технологий обучения:
1) Благоприятность для инновационных процессов, т.е. соответствующий микроклимат для желающих освоить и реализовать инновационную технологию;
2) Поддержка администрации вуза (колледжа) при внедрении преподавателями инновационных технологий обучения;
3) Заинтересованность и положительное отношение всего педагогического коллектива к разработке и внедрению инновационных технологий обучения;
4) Благоприятная психологическая атмосфера для внедрения технологии обучения;
5) Условия для продуктивной деятельности тех, кто освоил инновационную технологию;
6)Требовательность к педагогам, которые не проявляют активности в овладении инновационной технологией;
7) Материальная база для овладения инновационной технологией;
8) Разработанная система мотивации и стимулирования инновационной деятельности;
9)Требовательность и адекватная оценка подготовки ППС к внедрению инновационных технологий обучения;
Слайд 18 10) Возможность обучения ППС с целью углубления знаний о технологизации профессиональной
деятельности через обеспечение доступа к различным информационным ресурсам, через курсы переподготовки и др.;
11) Возможность самообучения ППС с помощью создания необходимой библиотеки и наличия научной литературы по проектированию и внедрению инновационных технологий обучения;
12) Четкая методика разработки и внедрения инновационных технологий обучения;
13) Обеспечение предусмотренными программой источниками и средствами обучения;
14) Хорошая организация учебного процесса;
15) Владение преподавателем инновационными знаниями, умениями и навыками;
16) Применение проблемных методов обучения;
17) Наличие творческой деятельности (выполнение индивидуального задания творческого характера, нестандартное выполнение учебного задания и т.п.) и другие.
Слайд 19Затруднения преподавателей при освоении инновационных технологий
разработка творческих учебных заданий для
учащихся и исследовательская работа преподавателей с учебным материалом;
недостаточная психологическая подготовка преподавателей;
отсутствие или слабое развитие необходимых способностей (например, нехватка у преподавателей фантазии для разработки творческих заданий);
отсутствие или слабая сформированность необходимых навыков;
установка преподавателей на традиционный стиль деятельности, когда они опасаются выйти за рамки учебника и методических рекомендаций, данных в нем;
отсутствие исследовательских навыков и недостаток методологической культуры, необходимой при переходе преподавателя в статус экспериментатора-исследователя и др.