Слайд 1Проект КОНЦЕПЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Июнь, 2013
Слайд 2ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ
Создание целостной, эффективно действующей системы инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья
в Томской области
Слайд 3 ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
1) Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение
инклюзивного образования в педагогическую практику в образовательных организациях;
2) Формирование образовательно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями путем обеспечения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения;
3) Создание сети образовательных учреждений, обеспечивающих обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушения развития;
4) Формирование и внедрение региональной программы подготовки, переподготовки и развития педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в контексте инклюзивного образования;
5) Привлечение родителей детей с ОВЗ к участию в образовательном процессе с целью повышения его эффективности;
Слайд 4 ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
6) Создание системы ранней диагностики и выявления детей с
ОВЗ для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка;
7) Осуществление Программно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях
8) Формирование ресурсных центров инклюзивного сопровождения на базе специальных коррекционных образовательных учреждений;
9) Создание и внедрение модели непрерывной системы инклюзивного образования в Томской области;
10) Создание в образовательных учреждениях служб сопровождения участников образовательного процесса в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума .
Слайд 5
Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ,
которая
не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании.
Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две
образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.
Слайд 6 ВАРИАНТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Включение в процесс обучения
в класс (группу) образовательных учреждений при организации сопровождения во время образовательного процесса;
Частичное включение ребенка с ОВЗ в процесс обучения образовательного учреждения с использованием дистанционных образовательных технологий;
Включение в процесс обучения в класс (группу) образовательных учреждений через реализацию программ дополнительного образования;
Сетевое взаимодействие с ОУ работающими с детьми различных видов нарушений
Слайд 7Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции
Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования:
разработка нормативных
правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ОВЗ в различных формах;
совершенствование механизмов финансового и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;
обеспечение мер реабилитации детям, обучающимся инклюзивно;
финансовое обеспечение услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь;
разработка нормативных правовых документов, регламентирующих организацию и проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
разработка комплекса мониторинговых исследований с целью дальнейшей аналитической работы с данными о детях с ОВЗ при реализации инклюзивного образования.
Слайд 8Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции
Формирование образовательно-развивающей среды для детей с
особыми образовательными потребностями путем обеспечения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения:
формирование программ создания безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей свободное передвижение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха, а также обеспечение образовательных учреждений специальными техническими средствами для организации комфортного образовательного процесса детей с ОВЗ;
формирование психологической среды, позволяющей ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в различных организационно-педагогических условиях.
Создание сети образовательных учреждений, обеспечивающих обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушения развития:
участие в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы»;
Слайд 9Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции
Раннее выявление и комплексная помощь ребенку
с ОВЗ в развитии:
развитие межведомственного взаимодействия по подготовке семей и детей к переходу к программам инклюзивного образования;
комплексная диагностика психического развития в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК) и анализ мониторинговых исследований.
Формирование ресурсных центров инклюзивного сопровождения на базе специальных коррекционных образовательных учреждений:
сопровождение образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование, через организацию и проведение консультаций, семинаров;
Слайд 10Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции
Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ
в образовательных учреждениях:
организация обучения и социализации детей с ОВЗ с использованием программ, инновационных образовательных технологий, моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с ОВЗ в контексте инклюзивного подхода;
разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка с ОВЗ;
создание и внедрение специальных учебников и методических материалов, электронных, аудио и видео материалов, учитывающих специфику нарушения в развитии ребенка с ОВЗ.
Слайд 11Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции
Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих
образование ребенка с ОВЗ:
формирование служб внутреннего психолого-медико-педагогического сопровождения в лице специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума (специального педагога, педагога-психолога, медицинского работника);
формирование (укрепление) служб внешнего сопровождения в лице специалистов районных, городских центров психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров, специальных (коррекционных) учреждений образования;
сопровождение родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс этих детей через формирование программ специального обучения родителей и педагогов;
укрепление социального партнерства (взаимодействие с общественными организациями, родителями детей с ОВЗ решающими вопросы организации инклюзивного образования).
Слайд 12Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции
Профессионально-трудовая подготовка лиц с ОВЗ:
создание системы
непрерывного образования, в том числе профессионального образования, для детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.
Формирование толерантного отношения к ребенку с ОВЗ:
создание позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ через формирование комплексных социальных программ, направленных на признание права ребенка с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества;
участие в реализации социальных проектов в СМИ и др.
Обеспечение качества образования детей с ОВЗ:
разработка и реализация системы мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.
Слайд 13Комплексные мероприятия по
реализации задач Концепции
Кадровое обеспечение:
подготовка предложений для включения в программы
педагогических вузов специального курса, подготавливающего будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования;
организация и проведение курсов профессиональной переподготовки по специальности «Специальная педагогика»;
проведение курсов повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ и их индивидуального сопровождения.
Научное сопровождение инклюзивного образования
проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований по вопросам инклюзивного образования,
организация деятельности опытно-экспериментальных площадок по данному направлению и обеспечение внедрения результатов инновационной деятельности в образовательных учреждениях Томской области.
Слайд 14Комплексные мероприятия по
реализации задач Концепции
Создание и внедрение модели непрерывной системы инклюзивного
образования в Томской области:
организация сотрудничества с образовательными учреждениями, осуществляющими инклюзивное образование;
формирование банка данных об ОУ, обеспечивающих инклюзивное образование;
реализация индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ в контексте инклюзивного образования, направленных на получение непрерывного образования ребенком с ОВЗ.
Слайд 15ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования;
Увеличение охвата детей с
ОВЗ, обучающихся в образовательных учреждениях Томской области;
Увеличение количества образовательных учреждений, обеспечивающих обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушения развития (создание универсальной безбарьерной среды; оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом);
Развитие вариативных форм инклюзивного образования детей с ОВЗ с целью формирования индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ для удовлетворения образовательных потребностей семьи и ребенка;
Повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных организаций, образовательных учреждений в рамках решения вопросов функционирования системы инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Слайд 16ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Увеличение количества педагогических работников, использующих технологии инклюзивного образования;
Увеличение количества педагогических
работников, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам инклюзивного образования;
Функционирование ресурсных центров инклюзивного сопровождения, организованных на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
Модель инклюзивного образования Томской области;
Система мониторингового исследования оценки качества образования детей с ОВЗ и охвата детей, получающих инклюзивное образование;
Достаточный объем финансирования для реализации инклюзивного образования;
Слайд 17ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
1 этап – Подготовительный (2011-2013)
Проведение мониторинговых исследований с целью
изучения текущей ситуации в системе образования, объективной оценки возможностей по переходу на инклюзивное образование и объемов потребности в ресурсах;
Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих инклюзивное образование;
Анализ учебных курсов и дисциплин, предусматривающих подготовку специалистов по инклюзивному образованию, в том числе из числа лиц с ограниченными возможностями;
Разработка специальных образовательных программ для педагогов, социальных и медицинских работников дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений;
Изучение потребности в создании безбарьерной доступной среды, для дальнейшего участия в реализации мероприятий государственной и региональной программе;
Работа с родителями и общественностью для психологической подготовки к реализации инклюзивного образования;
Анализ ресурсов системы дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ;
Слайд 18ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
2 этап – Основной (2014-2016)
создание в образовательных учреждениях условий,
необходимых для реализации инклюзивного образования;
обеспечение поэтапного перехода общеобразовательных учреждений на инклюзивное образование;
обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ при организации образовательного процесса;
реализация программ курсов повышения квалификации, курсов по подготовке и переподготовке специалистов для работы в системе инклюзивного образования;
Определение методики расчёта нормативов бюджетного финансирования инклюзивного образования;
Разработка рекомендаций по выявлению детей с нарушениями в развитии в раннем возрасте; по организации обучения детей с ОВЗ совместно с детьми, не имеющими нарушений развития; по определению показаний для включения ребенка с выраженными отклонениями в развитии в образовательный процесс.
Слайд 19ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
2 этап – Основной (2014-2016)
Реализация модели мониторинга качества подготовки
выпускников специальных (коррекционных) учреждений к самостоятельной жизни;
Реализация модели мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения;
Взаимодействие специального и общего образования;
Функционирование ресурсных центров инклюзивного сопровождения, организованных на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
Создание службы ранней помощи на базе ОГКОУ «ЦПМСС», ТПМПК;
Внедрение системной организационно-методической, консультативно-разъяснительной работы среди руководителей учебных заведений, общественности, родителей по обеспечению права детей с ОВЗ;
Реализация коррекционно-развивающей составляющей личностно ориентированного учебного плана в условиях инклюзивного обучения, направленной на решение специфических задач, обусловленных особенностями психофизического развития детей с ОВЗ, путем осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.
Слайд 20ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
3 этап – Обобщающий (2017)
Анализ региональной модели инклюзивного образования;
Оформление опыта и тиражирование практики организации работы служб ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям;
Оформление опыта и тиражирование практики реализации моделей интегрированных форм обучения;
Обобщение и популяризация опыта организации инклюзивного образования в различных его формах.
Слайд 21
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ
Финансирование осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном, областном
и муниципальном бюджетах, федеральных и областных долгосрочных целевых программах, а также из средств общественных, благотворительных и международных организаций и за счет других источников, не запрещенных действующим законодательством.
Слайд 22МОДЕЛЬ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕБЕНОК С ОВЗ
РОДИТЕЛИ, СЕМЬЯ
ОРГАНЫ ВЛАСТИ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ/МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
ЦПМПК
ТПМПК
ТОИПКРО
РЦРО
ОГБОУ ДОД «ОЦДОД»