Слайд 1Проект федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»:
Замысел, Мифы и Реальность
август 2011
Слайд 2Предыстория законопроекта
2000 г. - общие принципы законодательства по образованию в СНГ
декабрь
2004 г. – предложение Союза Ректоров по созданию образовательного кодекса (интегрированного закона)
май 2005 г. – интегрированный законодательный акт включён в планы Правительства РФ
2008 г. – один из итогов практики реализации Национального проекта «Образование» – новая модель и изменение законодательства
июнь 2009 г. – создание рабочей группы Минобрнауки России
май 2010 г. – материалы законопроекта на сайте Минобрнауки России
декабрь 2010 – январь 2011: обсуждение на специализированном сайте, работа комиссии Яковлева В.Ф.
Слайд 3Изменения в законодательство
Слайд 4Результаты общественного обсуждения
Осенью 2010 года -Общественные слушания в Государственной Думе и
Совете Федерации
1 Декабря 2010 г началось - открытое публичное обсуждение на сайте второй версии законопроекта
1 февраля 2011 года - 11 тысяч отзывов на zakonoproekt2010.ru-
Законопроект необходим
создание общественных институтов влияния на образование
способ оформить общественные дискуссии
Слайд 5Дальнейшее обсуждение
Материалы третьей версии от 15.07.2011 года
Обсуждение не только закона,
но и подзаконного регулирования
Уход от популистских лозунгов и нереалистичных фантазий (в связи c 20-летием самого нереалистичного нормативного правового акта)
Выдвижение и обсуждение предложений, а не казуистики текста
Слайд 6МИФ 1. Образование станет платным
МИФ (заблуждение, дезинформация):
Образование образовательная услуга
платное образование
Законопроект уменьшает социальные гарантии
Действительность:
Образование – общественно значимое благо (ст. 2)
Государство обеспечивает реализацию права каждого на образование.
В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования (ст.8)
Все гарантии сохранены, их необоснованное расширение – отказ от других социальных гарантий
Слайд 7МИФ 2. Ликвидируется начальное профессиональное образование
МИФ:
Отсутствует уровень начального профессионального образования
Ликвидируется система подготовки квалифицированных рабочих
Действительность:
Подготовка высококвалифицированных рабочих (НПО) будет осуществляться в системе среднего профессионального образования. Это соответствует статье 43 Конституции РФ
НПО 1-й уровень СПО
СПО является общедоступным (без вступительных испытаний)
Слайд 8МИФ 3. Запрещено семейное образование
МИФ:
Получение дошкольного и общего образования возможно только
в образовательном учреждении
Действительность:
Семейное образование – одна из форм обучения (ст. 19)
Родители вправе выбирать любые формы обучения своих несовершеннолетних детей (ст. 46)
Муниципалитеты оказывают методическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей в семье (ст. 89)
Слайд 9МИФ 4. Рушится система образования в сфере культуры и искусства
МИФ:
Новый закон
об образовании уничтожает систему образования в сфере культуры и искусства.
Действительность:
Новый закон об образовании (в отличие от действующего) содержит отдельную статью об особенностях образования в этой сфере
Закрепляются новые нормы:
- дополнительные предпрофессиональные программы
- образовательные программы СПО, интегрированные с общеобразовательными программами
- ассистентура-стажировка
- возможность получить бесплатно второе высшее образование
Слайд 10МИФ 5. Снижаются меры социальной поддержки студентов
МИФ:
Исключена социальная стипендия
Снижаются меры
соцподдержки студентов
Действительность:
Социальная стипендия была предусмотрена в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» в том же объеме и размере
Это дополнительная возможность увеличения ресурсов системы образования
Возврат в законопроект
Слайд 11МИФ 6. Ограничиваются права граждан на изучение родного языка (обучение на
родном языке)
МИФ:
Законопроектом накладываются существенные ограничения на реализацию прав граждан на изучение родных языков (обучение на родном языке)
Действительность:
Государство обеспечивает возможность получения гражданами образования на языках народов Российской Федерации (ст. 5 п. 5)
Субъекты РФ самостоятельно регулируют вопросы изучения языков, являющихся государственными языками республик в составе Российской Федерации (ст. 5 п. 5)
В реестре примерных образовательных программ общего образования будут примерные образовательные программы (программы учебных курсов) по родным языкам
Слайд 12МИФ 7. Законопроект слишком большой
МИФ:
Законопроект слишком большой, значительно объемнее действующего Закона
РФ «Об образовании»
Действительность:
Как интегрирующий систему образования, законопроект включил в себя нормы Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и большинства типовых положений об образовательных учреждениях
В суммарном объеме указанные акты значительно (почти в три раза) превышают проект нового федерального закона
Закон США по общему образованию – 700 стр.
Слайд 13Устранение дублирования норм разных федеральных законов
Закон РФ «Об образовании» и ФЗ
«О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части:
приема в вузы
установления полномочий органов власти
экономики системы высшего профессионального образования
прав объединений работодателей в сфере образования
Закон РФ «Об образовании» и Трудовой кодекс РФ в части трудовых отношений педагогических работников
ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Трудовой кодекс РФ в части гарантий прав лицам, совмещающим работу с обучением
Закон РФ «Об образовании» и Закон РФ «О языках народов России» в части изучения родных языков
Слайд 14Противоречивость
законодательства об образовании
Закон РФ «Об образовании» 1992 г. и Конституция
РФ 1993 г. (ст. 43): общедоступность среднего профессионального образования
Закон РФ «Об образовании» и другие федеральные законы
(ФЗ «О статусе военнослужащих»):
установление льгот и преимуществ при приеме (внеконкурсный приём только ли на военные направления подготовки?)
Закон РФ «Об образовании» и Гражданский кодекс РФ в части использования понятий «учреждение», «организации» (дополнительные юридического лица)
Закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части используемого понятия пенсии для педагогических работников (разница понятий: не пенсия за выслугу лет – досрочная пенсия)
Слайд 15Основной замысел
Вопрос о соразмерности задач «старого» и «нового» законодательства: не переделка
системы, а оформление «вызревших» институтов
Тенденция: человек строит отрасль, а не отрасль человека
Закон не для отрасли, а для расширения образовательных возможностей граждан
Личностный уровень: Качество законодательного регулирования определяется тем, насколько расширяются образовательные возможности граждан
Исторический уровень: Сохранив сформировавшиеся демократические институты в законодательстве, заложить основы для кадрового обеспечения успешной конкуренции России в глобальной экономике
Слайд 16Главы проекта федерального закона
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Система образования
Глава 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
Глава 7. Общее образование
Глава 8. Профессиональное образование
Глава 9. Профессиональное обучение
Глава 10. Дополнительное образование
Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
Глава 13. Экономическая деятельность в сфере образования
Глава 14. Международная деятельность в сфере образования
Глава 15. Переходные и заключительные положения
Слайд 17Нововведения: Глава 1. Общие положения
1. дан понятийный аппарат
2. установлены полномочия:
Российской
Федерации в сфере образования, полномочия органов государственной власти субъектов РФ (Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования),
полномочия субъектов РФ в сфере образования
полномочия муниципальных районов и округов
Слайд 18Нововведения: Глава 2. Система образования
Введены новые элементы в структуру системы
образования (ФГОС,ФГОТ, образовательные стандарты, устанавливаемые университетами)
Расширено число субъектов системы образования – участники отношений в сфере образования
Вводятся сетевые формы взаимодействия образовательных организаций при реализации образовательных программ.
Вводится кредитно-модульная система организации образ. процесса при реализации профессиональных образовательных программ
Вводятся различные образовательные технологии (дистанционные и (или) электронное обучение), расширяется выбор образовательных ресурсов (печатные и электронные).
Предусматривает научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
Закреплены условия и порядок ведения экспериментальной и инновационной деятельности
Слайд 19Образование подразделяется на :
общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее
общее образование);
профессиональное образование (среднее профессиональное, высшее образование);
дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование);
профессиональное обучение.
Слайд 20Изменение структуры уровней образования
Сейчас
1) основное общее образование;
2) среднее (полное)
общее образование
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование
5) высшее профессиональное образование - бакалавриат
6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура
7) послевузовское профессиональное образование
Предлагается
1. дошкольное образование
2. начальное общее образование
3. основное общее образование
4.среднее общее образование
5. среднее профессиональное образование:
• подготовка квалифицированных рабочих
• подготовка специалистов среднего звена
6. высшее образование - бакалавриат
7.высшее образование - магистратура,
подготовка специалиста;
8. высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка
Слайд 22Глава 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Слайд 23Наименование образовательной организации
Организационно-правовая форма
Тип образовательной организации (с учетом организационно-правовой
формы)
Характер деятельности
Специальное наименование (по желанию) –исходя из уровня и направленности реализуемых образовательных программ, особых условий их реализации, осуществления лечения и реабилитации, наличия интерната, содержания,
ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВНУТРИ ТИПА УПРАЗДНЕНЫ
ТИПЫ образовательных организаций
Слайд 24Нововведения: Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Слайд 25Нововведения: Глава 5. Педагогические , руководящие и иные работники организаций, осуществляющих
образовательную деятельность
Слайд 26Нововведения: Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
Основанием возникновения
образовательных отношений является распорядительный акт организации.
Установлены правила, обязательные при заключении договора об образовании.
Установлены основания для изменения и прекращения образовательных отношений
Установлен порядок проведения итоговой аттестации обучающихся
Слайд 27Нововведения: Глава 7. Общее образование
1. Дошкольное образование :
предъявленные требования к
структуре программ (без аттестации)
выделение услуги по присмотру и уходу за детьми
органы местного самоуправления организуют и координируют бесплатную методическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе посредством создания консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях
Полномочия субъекта РФ дополнены: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации образовательных программ дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда работников дошкольных образовательных организаций, расходов на учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, игры и игрушки, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации
Слайд 28Нововведения: Глава 7. Общее образование
1. Начальное общее, основное общее и
среднее общее образование:
За органами гос. власти субъектов РФ закреплены полномочия по созданию специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением открытого и закрытого типа
Установлены правила приема в муниципальные образовательные организации для обучения по основным общеобразовательным программам обеспечивающие территориальную доступность муниципальной образовательной организации для граждан, проживающих на закрепленной органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов за этой организацией территории и имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня
Слайд 29Нововведения: Глава 8. Профессиональное образование
1. Закреплена общедоступность среднего профессионального образования –
более высокий статус:
Высококвалифицированные рабочие
Специалисты среднего звена
Слайд 30Нововведения: Глава 10. Дополнительное образование
Слайд 31Нововведения: Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения
образования отдельными
категориями обучающихся
Возможность уникальных образовательных программ для лиц, проявивших выдающиеся способности.
Законодательно закреплены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; особенности предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы; особенности получения образование в сфере культуры и искусства, в области физической культуры и спорта; особенности реализации профессиональных программ медицинского, фармацевтического образования и религиозного образования.
Слайд 32Нововведения: Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя следующие процедуры:
1) лицензирование образовательной деятельности;
2) государственную аккредитацию организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
3) государственный контроль качества образования;
4) государственный надзор за соблюдением законодательства об образовании.
Вводятся новые понятия:
педагогическая экспертиза,
формы независимой оценки качества образования (общественная аккредитация организаций, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ)
Мониторинг в системе образования
Региональные информационные системы
Слайд 33
Нововведения: Глава 13. Экономическая деятельность в сфере образования
1. Нормативное закрепление
принципов нормативного подушевого финансирования
2. Предусматривается возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования) в пределах соответствующих ФГОС.
3. Закреплены новые финансово-экономические инструменты.
Предусмотрены такие механизмы как,
финансирование программ развития,
государственная поддержка образовательного кредитования,
инвестиции в сферу образования,
формирование Единого государственного реестра объектов образовательной деятельности,
частно-государственное партнерство в сфере образования
Слайд 34Замечания и предложения в проект федерального закона
«Об образовании в РФ»
Дополнить
полномочия муниципальных районов и городских округов в сфере образования полномочием по созданию специализированных организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Считаем, что упразднение видов образовательных организаций приведет к потере специфики и индивидуальности организаций. В соответствии со статьей 23 «Типы образовательных организаций» данного проекта, не понятно, к какому типу будут отнесены – специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа и закрытого типа. Кроме того, произвольное установление наименования образовательной организации может повлиять на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
Предлагаем установить государственные академические стипендии студентам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования в зависимости от успехов в учебе:
Предлагаем установить государственные академические и социальные стипендии для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
Предлагаем предусмотреть ежемесячную денежную компенсацию педагогическим работникам в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере кратном МРОТ.
Слайд 35Замечания и предложения в проект федерального закона «Об образовании в РФ»
В
пункте 5 статьи 48 устанавливается ограничение при ведении платной индивидуальной деятельности педагогического работника, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Необходимо дать определение «конфликт интересов».
Пунктом 3 статьи 64 органы местного самоуправления организуют и координируют бесплатную методическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе посредством создания консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях. Необходимо продумать порядок финансирования данной услуги, так как организации финансируются по подушевому принципу.
Принять отдельные подзаконные нормативные акты, регламентирующие порядок назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, дополнительно включив в перечень работников дошкольных организаций: заведующего, заместителя заведующего, инструктора по физической культуре, педагога-психолога.
Принять подзаконные нормативные акты, регламентирующие деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, деятельность по уходу и присмотру за детьми.