Слайд 1Проект федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»
и проблемы законодательного
обеспечения
региональной системы образования
в условиях модернизации
Зимирев Г.И. – кандидат социологических наук
Слайд 2История вопроса…
1992 г. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), закон о
вузах и послевузовском образовании (1996).
1996 г. - новая редакция закона РФ «Об образовании» (1996).
1997 г. (январь) – проект модельного закона об образовании Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской республики, Российской Федерации.
2002-2003 г.г. – разработка Образовательного Кодекса Российской Федерации.
2004 г., 22 августа – изменения в законе «Об образовании» (111 статей изменено).
Изменения в законах РФ «Об образовании» (1992 г.), «о вузах и послевузовском образовании (1996)» (диаграмма).
Слайд 3«Концепция и техническое задание утверждены Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности
1 июня 2009 г. Создана рабочая группа.
В мае 2010 года на сайте МОН РФ размещена рабочая версия законопроекта.
Лето-осень 2010 года – активное обсуждение материалов по законопроекту (парламентские слушания, общественные слушания)
1 декабря 2010 года -1 февраля 2011 года – общественное обсуждение на сайте www. zakonoproekt2010.ru –10,8 тыс.отзывов. Поступили предложения к законопроекту от 40 субъектов РФ.
Создана комиссия для рассмотрения замечаний и предложений,
На сайте МОН РФ размещен доклад комиссии об итогах обсуждения законопроекта.
Третья версия законопроекта размещена на сайте МОН ЗК 15.07.2011г.
Слайд 4Основные характеристики законопроекта
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (третья
версия) состоит из 15 глав, 114 статей закона. Текст законопроекта составляет 227 стр., 417,6 тыс. печ. знаков (17,4 п.л.) (приложение №1).
Для сравнения: рабочая версия – 170 статей, 429 стр., первый вариант законопроекта – 140 статей, 240 стр., законы «Об образовании» -61 статья, 165 стр., «О высшем и послевузовском образовании» - 33 статьи, 81 стр.
Слайд 5Цель законопроекта
обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в
области образования, направленной:
на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования;
повышение эффективности механизма правового регулирования;
создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами.
Слайд 6 закон «устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования
в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности; определяет правовое положение участников отношений в сфере образования».
Слайд 7 образование –это «общественно значимое благо, под которым понимается
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Слайд 15Введено понятие «обучающегося»,
предусмотрено поэтапное повышение стипендий, по программам СПО стипендии
выплачиваются вне зависимости от успехов в учебе, вводится бесплатное обеспечение учебниками и другими материалами, организация бесплатного подвоза к месту обучения, льготы для проезда на транспорте общего пользования.
Закреплены вопросы оказания обучающимся психолого-педагогической и медико-социальной помощи, защиты прав обучающихся, в том числе создание в образовательных учреждениях на паритетных началах комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Слайд 16кредитно-модульная система организации образовательного процесса (в профессиональном образовании),
возможность применения сетевых
форм реализации и освоения основных образовательных программ (совместная деятельность организаций, зачет организациями результатов обучения в других организациях),
возможность использования дистанционных образовательных технологий и введения электронного обучения.
Слайд 17изменения в экономике образования:
введение нормативно-подушевого финансирования,
возможность финансирования за счет
бюджета негосударственных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы в пределах соответствующих ФГОС.
Меры по государственной поддержке образовательного кредитования и частно-государственного партнерства в образовании.
Слайд 18изменения в подготовке рабочих и специалистов среднего звена:
Вводится новый вид программы
СПО – программа подготовки квалифицированных рабочих.
Часть краткосрочных программ НПО переводится в разряд программ профессионального обучения. Эти программы возможно осуществлять не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, в проф.организациях, в ряде случаев в общеобразовательных организациях – на третьей ступени общего образования.
Таким образом, вводится новый тип образования – профессиональное обучение, которое должно завершаться сдачей квалификационного экзамена.
Слайд 19 среднее профессиональное образование становится общедоступным,
сохраняется возможность получения среднего общего образования наряду со средним профессиональным образованием в организациях СПО.
Слайд 20 наряду с закреплением изменений в структуре высшего образования,
изменяется система льгот и преимуществ при приеме в вузы:
1) прием без вступительных испытаний,
2) прием в пределах установленной квоты,
3) прием на подготовительные отделения за счет бюджета,
4) преимущество при прочих равных условиях. Кроме того, преимущество предоставляется только один раз.
Слайд 21 изменения в системе дополнительного профессионального образования. Расширяется круг
организаций, изменяются виды дополнительных образовательных программ (повышения квалификации, профессиональной переподготовки), сроки обучения предусматриваются программой или договором на обучение. Не предусматриваются ФГОС и ФГТ.
Слайд 22 в законопроекте нашли своё отражение и закрепление нормы
уже вошедшие в современное законодательство:
научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования;
экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования;
правовой статус педагогических работников, руководителей образовательных учреждений,
вопросы аттестация педагогических работников, повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
Слайд 23 законодательно определены вопросы организации педагогической экспертизы, независимой оценки
качества образования, общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественной экспертизы образовательных программ, мониторинга в системе образования и др.
Слайд 24законопроектом предусматривается переходный период (01.01.2013 г.- 01.01.2016 г.), который позволит выстроить
график реализации закона на всех уровнях управления.
Слайд 25Поздний срок объявления перечня вступительных экзаменов в вузы
Включить в статью
11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты, устанавливаемые университетами» требование о введении в ФГОС по специальностям высшего образования перечней предметов, на базе которых осуществляется прием на специальности высшего учебного заведения. Это позволит, в том числе, в школах выстраивать планомерную предпрофильную подготовку и профильное обучение, а вузам участвовать в профориентационной работе.
Слайд 26Педагогическое образование
По аналогии с медицинским образованием сформулировать статью о
педагогическом образовании.
Важные элементы статьи:
педагогическое образование должно реализовываться в специализированных структурных подразделениях университетов, в педагогических университетах и колледжах.
необходимость обязательной специальной переподготовки лиц, работающих в школе, но не имеющих педагогического образования,
вопросы организации «педагогической интернатуры» (ассистентуры-стажировки).
Слайд 27Повышение квалификации
Определено, что «финансовое обеспечение дополнительного профессионального образования
педагогических работников осуществляется за счет средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях».
Предлагаем:
Финансовое обеспечение ПК и проф.переподготовки педагогических работников государственных и муниципальных учреждений должно осуществляться из средств регионального и муниципального бюджетов по нормативам и эта норма должна отражаться в законе.
Слайд 28Дополнительное профессиональное образование: цели
Слайд 29Мониторинг , инф.обеспечение
обязательное обучение руководителей и специалистов органов, осуществляющих управление
в сфере образования, вопросам образовательной статистики и организации мониторинга в образовании,
административную ответственность должностных лиц за искажение информации,
прямой запрет на запрос от образовательных организаций данных, находящихся в открытом доступе,
проведение педагогической экспертизы показателей и индикаторов, используемых в практике управления образованием и при оценке деятельности образовательных организаций.
Слайд 30Август–октябрь 2011 гг. работа с профессиональным сообществом, родительской общественностью, СМИ, субъектами
законодательной инициативы по обсуждению и совершенствованию законопроекта.
В первом полугодии 2011-12 учебного года - ревизия регионального образовательного законодательства, локальных нормативных актов ОУ на их соответствие действующему закону.
В последующие периоды правотворческая деятельность в сфере регионального законодательства, правой сфере местного самоуправления по разработке собственной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере образования, правоприменительная деятельность.