Приоритеты государственной политики и основные направления модернизации образования в России презентация

Содержание

Нормативно- правовые основания НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751) КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД

Слайд 1Приоритеты государственной политики и основные направления модернизации образования в России
Программа подготовки

ведущих консультантов по вопросам развития системы образования

Слайд 2Нормативно- правовые основания

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (утверждена постановлением Правительства

Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751)

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)

КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р)


Слайд 3Ключевая проблема
Государственная образовательная политика направлена на разработку и внедрение современной модели

образования как средства обеспечения инновационного развития страны?


по материалам экспертной группы
«Новая школа» (ВШЭ)



Слайд 4Система образования: достижения













 














Доступность образования












Слайд 5Система образования: достижения





Качество образования (PIRLS)













Слайд 6Система образования: достижения
Качество образования

средний уровень подготовки российских школьников по естественнонаучным и

математическим предметам устойчиво превышает средние международные показатели. Российские школьники отстают от лидирующей в мире группы стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Корея, Сингапур).
Пример: на математической олимпиаде 2011 года российская сборная заняла 4 место среди 101 страны, по химии - 3-е, по информатике - 2-е, по физике - 10 место



Слайд 7Система образования: достижения
Кадровые, нормативные, инфраструктурные условия
Российские школы не уступают странам с

высоким уровнем ВВП и по показателям теоретической подготовки учителей. В 2008 году результаты российских студентов педвузов превышали средние международные показатели (кроме студентов Тайваня, Сингапура, Швейцарии, Норвегии, США)

Рост доли ОУ, условия обучения в которых соответствуют современным требованиям (с 14% в 2006 г. до 66% в 2010 г).
Вводится НСОТ, НПФ, развивается практика участия общественности в управлении ОУ

Возрастает активность семей в образовании детей

Слайд 8Система образования: проблемы и вызовы
Недостаточная доступность услуг дошкольного образования
Охват детей в

возрасте 1-6 лет ДОУ составил около 60%; 76% детей в возрасте 5-7 лет (в ведущих европейских странах- 100% детей этого возраста)
Пик потребности в местах в дошкольных образовательных учреждениях придется на 2015 г.

не получают широкое распространение механизмы субсидирования услуг дошкольного образования в негосударственных образовательных организациях
не развивается сектор услуг психолого-педагогической поддержки семей с детьми

Слайд 9Система образования: проблемы и вызовы
Ухудшение качества педагогического корпуса

доля учителей пенсионного возраста

за 2002-2010 гг. выросла с 11 % до 18 %
двойной негативный отбор кадров: в педвузы идут не «по призванию», а лучшие выпускники не идут работать по специальности.

пример: в 2011 году в некоторые педагогические вузы поступили выпускники, набравшие по ЕГЭ 32 балла
обновление контингента учителей происходит темпами не более 2-4% в год

Слайд 10Система образования: проблемы и вызовы

Ключевые факторы: недостаточное пенсионное обеспечение, низкая зарплата

педагогов (в 10% субъектов РФ зарплата учителей достигает или превышает среднюю заработную плату по экономике региона).
В 2011 г. проект модернизации региональных систем школьного образования

В среднесрочной перспективе повышение зарплаты без решения проблемы пенсионного обеспечения может привести к замедлению качественного обновления учительского корпуса
 


Слайд 11Система образования: проблемы и вызовы
Дифференциация на уровне регионов и образовательных учреждений
По

расходам на 1 учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раз
По уровню зарплаты учителей: от 46 тыс. руб. (Ненецкий АО) до 7,4 тыс. руб. (Курганская область). Доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан) и в среднем по России составляет 27%

Риск неравенства в доступе к конституционно гарантированному качественному образованию для детей из разных регионов России

Слайд 12Система образования: проблемы и вызовы
Сегмент школ стойко демонстрирующих низкие учебные результаты

на всех ступенях образования (от 4-5% до 25%)
Негативная селекция – уход в другие школы наиболее перспективных учеников из благополучных семей и приход проблемных и неуспешных

Образование перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию.

Разрушение образа общедоступной качественной школы



Слайд 13Система образования: проблемы и вызовы
Образовательные сети не соответствуют особенностям расселения
численность населения

крупных городов растет, а малых и средних – сокращается; увеличивается доля сел с числом жителей менее 500 человек
села несомасштабны современной российской основной школе: недостаточно детей соответствующих возрастов для наполнения школ, трудно сформировать коллектив педагогов-предметников, оснастить школу учебным и лабораторным оборудованием, содержать здание школы

нельзя организовать нормальное функционирование учреждений социально-культурной сферы
местные бюджеты не выдерживают финансовой нагрузки

Слайд 14Система образования: проблемы и вызовы
Стагнация внешкольного образования
обеспечивается государственное финансирование УДО (49,1%

от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет)

тенденция «платности» дополнительного образования. (в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования посещали всего 24% школьников)
сократилось число библиотек для детей (с 4522 учреждений в 1995 году до 3926 – в 2008 г.); с 2005 по 2010 гг. число детских оздоровительных лагерей в стране уменьшилось на 5 тысяч. перестали существовать детские и молодежные общественные организации (если они и действуют, то очень локально)
не реализуются ФЦП «Дети России», «Молодежь России».

Слайд 15Система образования: проблемы и вызовы
Незавершенность институциональных реформ












риски имитации деятельности


Слайд 16Система образования: проблемы и вызовы
незавершенными остаются такие изменения, как:
создание механизмов

общественно-государственного управления;
обеспечение прозрачности деятельности ОУ для учащихся, их родителей и общественности;
снижение бюрократической нагрузки на школу и переход к электронному документообороту;
открытыми остаются вопросы:
о разделении услуг по реализации образовательной программы дошкольного образования и по уходу и присмотру за ребенком;
о бюджетном финансировании внеурочной деятельности и бесплатных услугах дополнительного образования;
о повышенном нормативе финансирования лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением предметов;
о гарантиях обеспечения в ОУтребований ФГОС к условиям обучения

Слайд 17Система образования: проблемы и вызовы
Качество и содержание образования

Незавершенные трансформации:
ЕГЭ как главный

и единственный критерий для оценки работы учителей, школ, муниципалитетов и регионов
ФГОС как попытка перейти от стандартизации содержания к стандартизации результата и объективная неподготовленность к такой трансформации разработчиков и педагогов
Инклюзия как попытка подменить систему специального образования тотальным совместным обучением (приводит не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить адекватное образование)

Слайд 18Система образования: глобальные вызовы

Кризис традиционной модели детства

Утрата формальным образованием монополии на

образование и социализацию

Разрушение комплекса всеобщих культурных образцов

Становление нового технологического уклада

Слайд 19Система образования: сценарии развития


Слайд 20Система образования: реставрационный сценарий
В рамках данного сценария:

будет ликвидирован ЕГЭ;
будет существенно

ограничена вариативность учебников и образовательных программ;
в ФГОС будет детально прописан перечень обязательных предметов и содержание учебного материала;
на старшей ступени школы произойдет отказ от профильного обучения и индивидуальных учебных планов в пользу унифицированного для всех содержания образования;
будет восстановлена закрытая ведомственная система управления и оценки качества - планы развития, образовательные программы и результаты школ станут непрозрачными для родителей и общества;
будет остановлен процесс институциональных преобразований (новая система оплаты труда, НПФ, ФЗ-83)

Слайд 21Система образования: реставрационный сценарий
Возможные последствия:

социальная напряженность усилится, возможны конфликты по вопросам

доступности качественных образовательных услуг;
увеличится доля педагогических кадров пенсионного возраста, чья квалификация не соответствует требованиям новых стандартов образования, и по отношению к которым система выполняет функции «социального обеспечения»;
школа будет непривлекательна для учащихся (особенно старших классов), снизится их мотивация к обучению, появится все больше желающих уйти из государственной системы образования


Слайд 22Система образования: стабилизационный сценарий
В рамках данного сценария: 
конкретизируются и нормативно закрепляются социальные

обязательства государства в сфере услуг по образованию и социализации для всех обучающихся,
уровень зарплаты педагогов ОУ к 2017 г. доводится до 115% средней по экономике, педагогических работников дошкольного и дополнительного образования - до 80% от средней зарплаты по экономике;
вводятся стандарты профессиональной деятельности для педагогов и руководителей;
реализуются национальные проекты и программы, направленные на решение в субъектах РФ проблемы доступности качественного образования. разрабатываются и реализуются механизмы, обеспечивающие возможность гарантированного и бесплатного изучения русского языка на дошкольной и школьной ступенях для детей мигрантов, а также их образовательной и культурной интеграции

Слайд 23Система образования: стабилизационный сценарий
Возможные последствия:

завершение институциональных преобразований, направленных на формирование прозрачной,

ориентированной на результат системы финансирования и управления (ЕГЭ, ГИА, новая система оплаты труда, ФЗ-83); 
успешная реализация стабилизационного сценария снимет остроту текущих проблем, однако не обеспечит достаточно быстрое изменение качественных результатов образования, преодоление отставания российской системы образования от ведущих стран мира;
сохранится риск снижения качества человеческого капитала страны и ее конкурентоспособности, поскольку стабилизационный сценарий не предлагает специально организованных действий для ответа на вызовы, встающие перед системами образования развитых стран

Слайд 24Система образования: модернизационный сценарий
В рамках данного сценария:
 будет создана национальная система оценки

качества образования, которая включает:
систему мониторинга учебных и внеучебных достижений (электронное портфолио) и результатов социализации учащихся; инструменты оценивания на уровне школы (мониторинги, самооценка и партнёрский аудит) и класса (оценка индивидуального прогресса учеников);
между сельскими и городскими школами будут организованы масштабные обмены, как учебными программами, так и школьниками в летние месяцы,
будет проведена оптимизация существующей системы проверок образовательных учреждений;
введение стандартов профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей


Слайд 25Система образования: модернизационный сценарий
переход от сметного к программно-целевому бюджетному планированию и

финансированию;
диверсификация организаций, предлагающих образовательные услуги;
автономия образовательных организаций, добившихся высокого качества образовательных результатов обучающихся;
пересмотр санитарных норм и правил с целью повышения гибкости требований и ограничения регламентации развития новых образовательных технологий;
передача профессиональному сообществу ряда функций в области контроля и надзора, оценки качества образования; законодательное закрепление реальных полномочий управляющих советов образовательных учреждений (в т.ч. участие в назначении руководителя);
развитие дистанционного образования и образовательных сервисов для учащихся

Слайд 26Система образования: модернизационный сценарий
Возможные последствия:
снижение доли выпускников основной школы, не достигших

базового уровня функциональной грамотности;
сокращение отставания наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных;
рост количества и масштабов молодежных социально-позитивных инициатив;
снижение проявлений асоциального поведения молодежи

Ограничением модернизационного сценария является то, что он преимущественно опирается на систему формального («школьного») образования, увеличивая ее «нагрузку» и не использует потенциал неформального («внешкольного») образования

Слайд 27Система образования: инновационный сценарий
выход за рамки системы в сферу неформального (открытого)

образования и социализации, опора на на потенциал, накопленный в медиасфере, индустрии детских товаров: 
развитие сектора неформального образования и социализации за счет механизмов государственно-частного партнерства, (налоговые льготы, гранты)
формирование децентрализованной системы регулирования сектора неформального образования и социализации (отказ от инструментов лицензирования и аккредитации)
развитие инфраструктуры социализации и досуга детей и подростков (клубы, детские и спортивные площадки) по месту жительства;
федеральная программа поддержки медийно-социальных (в том числе сетевых) проектов, решающих задачи формирования социальных установок подрастающего поколения (Интернет, ТВ)

Слайд 28Система образования: инновационный сценарий
нормативно закрепляются механизмы реализации ИОТ в образовательных организациях

всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования.
оформляется новый тип учреждения - интегрированное социальное учреждение, оказывающее многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, социального обеспечения и здравоохранения

Ограничением инновационного сценария является неразвитость инфраструктуры и архаичность современного внешкольного образования и услуг по социализации


Слайд 29Система образования: выбор сценария


Слайд 30Институциональные меры






Слайд 31


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика