Слайд 1Программы
предшкольной
подготовки
Преподаватель кафедры дошкольного образования Шувалов Дмитрий Владимирович
Слайд 2Условия осуществления
предшкольного образования
Обеспечение психологического комфорта ребенка с целью сохранения физического
и психического здоровья.
Развивающая среда, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Подготовленность педагогов к осуществлению предшкольного образования.
Использование здоровьесберегающих, образовательных, инновационных технологий.
Высокий уровень образовательных программ и их методического обеспечения.
Открытость образовательного учреждения для родителей и других членов семьи ребенка.
Реализация различных моделей предшкольной подготовки детей.
Слайд 3Педагог работающий с детьми старшего
дошкольного возраста:
Создает образовательную среду, адекватную
психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей старшего дошкольного возраста.
Решает задачи подготовки детей к обучению в школе, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, развитие индивидуальности и творческих способностей каждого ребенка.
Знает особенности и закономерности развития детей старшего дошкольного возраста
Имеет представление о программах начальной школы.
Владеет педагогическими технологиями.
Оказывает консультативную помощь (создание условий для эффективного сопровождения ребенка и его семьи при переходе в школу).
Слайд 4Выделяют три модели образования детей старшего дошкольного возраста:
1) группы полного дня для
детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);
2) группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ;
3) образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования, осуществляемого родителями, гувернерства и репетиторства).
Слайд 5Серия «СКОРО В ШКОЛУ!»
Издательство «Просвещение»
издается с 2010 года
предназначена для подготовки детей
к школе в рамках семейного воспитания и адресована детям, которым предстоит идти в первый класс, их родителям, педагогам дошкольных учреждений и всем, кто занимается с детьми этого возраста в образовательных учреждениях и центрах развития.
Авторами книг являются известные в мире дошкольной педагогики учёные и практики: Белошистая А.В., Гризкик Т.И., Федина О.В. и др.
Слайд 6Серия «СКОРО В ШКОЛУ!»
В серию входят 12 красочных пособий по следующим
направлениям:
диагностика готовности к школе;
подготовка к обучению грамоте;
подготовка к обучению письму;
подготовка к обучению математике.
Слайд 7Серия «СКОРО В ШКОЛУ!»
Основное пособие в серии «Готовимся к школе. Проверяю
себя». В нём представлена система заданий для определения уровня готовности ребёнка к школе, проверить который могут родители, педагоги, а также сами дети. Книга рассчитана на совместную работу взрослого и дошкольника.
Слайд 8Особенность книги «Готовимся к школе. Проверяю себя» — фиксированный формат разворота:
на странице слева даны рекомендации для взрослых, как оценить выполнение задания, а на странице справа — графические задания, которые дошкольник выполняет самостоятельно в соответствии с инструкцией взрослого и оценивает себя сам.
Слайд 9Пособия к программе
«Мир открытий»
Автор: Петерсон Л.Г.
Слайд 10Комплект пособий для подготовки к школе
«Преемственность»
под редакцией Н.А. Федосовой
Разработан под УМК
начальной школы «Школа России»
Слайд 11Особенности программы «Преемственность»
Интеграция содержания на основе сезонных явлений природы.
Виды деятельности: игра,
продуктивная деятельность и конструирование (плоскостное, линейное, поэлементное и др.) с использованием бумажного конструктора (элементы рукописных букв), элементов геометрических фигур, счетных палочек , мозаики и др.
Программа «Преемственность» инвариантна (готовит детей к любой, из принятых в начальной школе, систем обучения
Слайд 12Цель создания программы:
развитие потенциальных возможностей ребенка;
создание предпосылок к школьному обучению -
формирование предпосылок универсальных учебных действий (УУД);
обеспечение преемственности программ дошкольного и начального образования;
охрана, укрепление и развитие соматических и психических функций ребенка в период подготовки к обучению в школе
Слайд 13Основные задачи подготовки дошкольников к обучению в школе
сохранение и укрепление
здоровья;
развитие личностных качеств;
формирование ценностных установок и ориентаций;
развитие творческой активности;
формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие коммуникативных умений;
развитие умений действовать по правилам
Слайд 14Преемственность с программой начального общего образования
Чтение – От слова к букве.
Риторика для маленьких
Русский язык – От слова к букве
Математика – Математические ступеньки
Окружающий мир- Зеленая тропинка.
Искусство - Волшебная красота окружающего мира
Музыка - Музыка
Технология- Художественный труд -Конструирование
Слайд 15Пакет программ:
Программы для шестилетних детей:
Развитие речи – автор Федосова Н.А.
Комплексная программа
по развитию речи детей 6 лет с нарушением эмоционально-волевой сферы – авторы Вавинова Е.В. и др.
Математические ступеньки – автор Волкова С.И.
Зеленая тропинка – автор Плешаков А.А.
Музыка – автор Сергеева Г.С.
Изобразительное искусство «Волшебные превращения – автор Попова О.В.
Конструирование – автор Романина В.И., Шмыгова О.В.
Физическая культура – автор Малыхина М.В.
Слайд 16Пакет программ:
Дополнительные программы:
Родной дом – автор Новицкая М.Ю. и др.
Поговорим по
душам – автор Кубасова О.В.
Играем на свирели – автор Хлад Ю.И.
Театральное искусство – автор Ермоленко Е.В.
Тонизирующая гимнастика – автор Емельянова Е.М.
Слайд 17Организация подготовки к обучению
Занятия начинаются с 1 октября
Три варианта:
1 вариант (основной)
– Возраст 5 лет – 1 год
2 вариант – Возраст 5-6 лет - Продолжительность 2 года
Слайд 18Организация подготовки к обучению
3 вариант – адаптационный - для всех будущих
первоклассников
Срок обучения – 1 месяц
Занятия проходят в здании школы в кабинетах начальных классов продолжительностью 25—30 минут с перерывами по 5—10 минут. Наиболее благоприятным сроком адаптационных занятий является май-июнь, когда преподаватель свободен от уроков в школе. Группу комплектуют по усмотрению преподавателя и по желанию родителей.
Слайд 19Результаты подготовки к обучению в школе по программе «Преемственность»
Физиологическая готовность
выражается в уровне основных функциональных систем организма и состояния здоровья
Социальная готовность определяется готовностью ребенка к новым формам общения взаимодействие в коллективе, адекватная самооценка и др.
Психологическая готовность определяется общим уровнем психического развития ребенка, уровнем психических ориентированных действий, в развитии мотивационной сферы
Слайд 20Программа «Ступеньки детства»
Создана под УМК начальной
школы «Гармония»
В рамках комплекта
предусмотрено создание пособий для детей трёх возрастных ступеней: 4 лет, 5 лет, 6 лет, а также методических рекомендаций для педагогов, работающих с дошкольниками.
Слайд 21Программа «Ступеньки детства»
Основные задачи комплекта:
охрана и укрепление физического и психического здоровья
детей
развитие любознательности и стремления к расширению знаний
формирование коммуникативных умений, умений взаимодействовать с педагогом и сверстниками
развитие самостоятельности, инициативности, активности
развитие основных психических процессов (восприятие, внимание, мышление, воображение, память)
формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании, определение действий, необходимых для его выполнения, самоконтроль)
методическая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений
Слайд 22Программа «Ступеньки детства»
Основные линии развития ребёнка в плане осуществления преемственности дошкольного
образования и школы:
Психофизиологическое развитие
Духовно-нравственное развитие
Эмоционально-эстетическое развитие
Социально-личностное развитие
Интеллектуально-познавательное развитие
Слайд 23Программа «Ступеньки детства»
Рекомендуемая продолжительность занятий – 7 месяцев (с октября по
апрель включительно) с каникулами в январе и в марте; всего 28 недель. Занятия в течение недели целесообразно распределить на 4 дня (с внутренним выходным днём в середине недели): понедельник, вторник, четверг, пятница.
В каждый из этих дней имеет смысл проводить с детьми по два занятия продолжительностью не более 30 минут с внутренним перерывом 5–10 минут. Между занятиями рекомендуется получасовой перерыв, предназначенный для свободных игр, общения или занятий по интересам
Слайд 24Программа «Ступеньки детства»
Виды занятий: Подготовка к чтению и письму
«Подготовка
к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»
Тетрадь в 3-х частях, автор: Бадулина О.И.
Тетради предназначены для формирования таких умений, как умения слушать и слышать, правильно говорить, воспринимать инструкцию и действовать в соответствии с поставленной задачей, планировать и контролировать свою деятельность, делать элементарные графические записи.
Слайд 25Программа «Ступеньки детства»
Виды занятий: Художественно-конструкторская деятельность
Автор: Конышева Н.М.
Дидактический материал ставит целью
формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности и готовности к школьному обучению в процессе увлекательных занятий художественным конструированием.
Слайд 26Программа «Ступеньки детства»
Виды занятий: Ознакомление с окружающим миром
Автор: Поглазова О.Т.
Ознакомление с
окружающим миром в серии «Вместе со сказкой».
Слайд 27Программа «Ступеньки детства»
Виды занятий: Математическая подготовка
Автор: Истомина Н.Б.
В тетрадях предложены задания,
содержание которых способствует уточнению и расширению представлений дошкольника о пространственных и количественных отношениях, о числе и цифре, о геометрических фигурах. Материал также подготавливает детей к усвоению состава однозначных чисел.
Слайд 28Программа «Ступеньки детства»
Виды занятий: Сохрани свое здоровье сам
Автор: Зверева М.В.
Цель –
интересно и доступно донести до малышей простейшие сведения об устройстве и жизнедеятельности организма человека, основные гигиенические правила, научить их основным сберегающим здоровье навыкам.
Слайд 29Парциальные программы от УМК начальной школы «Школа 2100»
Образовательная программа развития логического
мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста (от 5 до 7(8) лет) «Всё по полочкам»
Отличительной особенностью данной парциальной образовательной программы является комплексный подход, который реализуется в параллельном развитии у ребёнка умения рассуждать строго и логично и раз вития фантазии и творческого воображения.
Автор: А.В. Горячев
Слайд 30Парциальные программы от УМК начальной школы «Школа 2100»
Образовательная программа социально-нравственного развития
детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 7(8) лет) «Ребёнок и мир социальных отношений»
Цель программы – развитие социально-нравственных качеств личности ребёнка-дошкольника, которые позволят ему успешно адаптироваться в меняющемся мире (доброта, отзывчивость, милосердие, терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Автор: С.И. Семенака
Слайд 31Парциальные программы от УМК начальной школы «Школа 2100»
Образовательная программа социально-коммуникативного развития
детей дошкольного возраста (от 5 до 7(8) лет) «Ты – словечко, я – словечко…»
Отличительной особенностью программы является то, что в её основе лежат интегративный, коммуникативно-нравственный и ситуативно ориентированный подходы, позволяющие в условиях образовательной среды, в естественных ситуациях общения детей друг с другом и со взрослыми обеспечить целенаправленное и системное развитие коммуникативно-речевых умений ребёнка, его нравственное воспитание
Автор: З.И. Курцева
Слайд 32Предшкола нового поколения
- это комплект взаимосвязанных учебно-методических пособий для детей, педагогов
и родителей
охватывает возрастной период от 5 до 7 лет
все пособия имеют модульных характер снабжены подробными методическими указаниями для взрослых
в ядро комплекта входит 16 наименований изданий
Составитель: Чуракова Р.Г.
Слайд 33Принципиальные положения
Предшколы нового поколения
Комплект программ:
ориентирован на светский характер
образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям;
построен на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности;
обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;
предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки и неврозов;
Слайд 34Принципиальные положения
Предшколы нового поколения
Комплект программ:
учитывает принцип интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игры) и с учетом основных видов
детской деятельности.
Слайд 35ГЕРОИ:
КРОНТИК – белый барсучок.
АКРОНТЕЛЬ СТАРШИЙ – дед, великий ученый.
КРОНТИЛЬДА – бабушка,
замечательный художник.
АКРОНТЕЛЬ СРЕДНИЙ – папа Кронтика, филолог.
КИССИЯ – мама-кошка, приемная мать Кронтика, жена Акронтеля Среднего, невестка Акронтеля Старшего и Кронтильды.
ЕЛИСА – лисичка, подружка Кронтика.
Ушёлбыты – кот из семьи АКРОНТЕЛЕЙ.
Слайд 36Сюжетная основа учебных текстов
Цель:
Создание условий для активного взаимодействия детей с
учебным материалом
Обеспечить снятие эмоционального напряжения
Помочь любую проблему реализовать в виде дидактической игры
Слайд 37Формы учебных пособий
Книги для работы
взрослых с детьми
Тетради для работы
взрослых с детьми
Альбомы для работы взрослых с детьми
Папки с раздаточным и
разрезным материалом
Пособие для работы на
интерактивной доске
Диагностические
материалы
Слайд 38Предпосылки универсальных учебных действий:
учат читать язык условных обозначений;
искать информацию в
словарях;
работать сразу с несколькими источниками информации;
понимать структуру книги;
учат работать самостоятельно.
http://www.youtube.com/watch?v=N-MwNwlm8oI
Слайд 39«Электронный Образовательный Комплекс»
Данное устройство представляет собой два соединенных и связанных между
собой экрана – жидкокристаллический и основанный на технологии e-Ink, или электронных чернил.
Сайт: live-st.ru
http://www.youtube.com/watch?v=dZp0R5-xfBU
Слайд 40Авторская методика
«Скоро в школу»
ГБДОУ №59 Центрального р-на, Озерной пер. д.3/5
Демидова
Татьяна Леонидовна
Тел.: 8921 6561161
Сайт: tandem.59ctspb.caduk.ru