Слайд 1
Принципы разработки ГОС бакалавра по направлению 010400 - «Информационные технологии»
В.А. Сухомлин
Проф.
МГУ им. Ломоносова sukhomlin@mail.ru
Слайд 2 Два проекта МИНОБРНАУКИ:
1) Разработка новых ГОС ВПО бакалавриата на базе компетентностного
подхода по направлению подготовки «Информационные технологии»
2) СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КЛАССИФИКАТОРОВ И ПЕРЕЧНЕЙ НАПРАВЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВАРИАНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ДЛЯ ГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
О двух проектах МИНОБРНАУКИ
Слайд 3Обоснование актуальности и анализ методологических основ направления ИТ (забыли что это
такое)
Выбор структуры стандарта и общеобразовательной программы
Разработка компетентностной модели для направления ИТ
Часть 1. Установки для первого проекта
Слайд 4Следующие точки зрения на область ИТ
1) ISO, IEC, ITU - Information
technology - как интегральной научно-прикладной дисциплины сложилось в середине 80-х годов
2) ACM&IEEE – Computing (P. Denning) – начало 90-х (первоначально Computer Science + Computer Engineering)
3) Европейский консорциум Career Space – Information and Communication Technology (ICT)
Анализ методологических основ направления ИТ
Слайд 5В уставных документах комитета JTC1 дано следующее определение для понятия информационные
технологии:
- в данном понятии объединяются методы, средства и системы, связанные со сбором, производством, обработкой, передачей, распространением, хранением, эксплуатацией, представлением, использованием, защитой различных видов информации;
- создание ИТ базируется на использовании многих видов современных индустрий, включая: компьютерную, телекоммуникационную, приложений и информационных содержаний, электронных бытовых приборов и пр.
ISO, IEC, ITU - Information technology
Слайд 6
Взаимосвязь области ИТ с базовыми технологиями
Слайд 7
Computing
В СС2005 “Computing” - как любая техническая деятельность, вовлекающая применение компьютеров.
Примеры такой деятельности:
- проектирование и создание аппаратного обеспечения;
- проектирование и создание программного обеспечения;
- обработка, структурирование и управление различными видами информации;
- выполнение научных исследований с использованием компьютеров;
- повышение интеллектуальности компьютерных систем;
- создание и использование коммуникационных и мультимедийных сред;
- поиск и сбор релевантной для конкретных целей информации, и пр.
Широта области ИТ влечет требования многопрофильности и расширяемости поля подготовки.
Слайд 8
Архитектура СС2005
Curriculum Volume
Curriculum Volume
Слайд 9
Архитектура СС2005
В настоящее время разработаны объемы знаний для подготовки бакалавров по
следующим профилям:
- вычислительная техника (Computer Engineering-CE2004 ),
- компьютерные науки (Computer Science - CS2001 ),
- информационные системы (Information Systems - IS2002 ,
- программная инженерия (Software Engineering - SE2004 ),
- системы информационных технологий (Information Technology - IT2005 ).
Для профиля IT поясняется, что существует две трактовки понятия ИТ:
- в широком смысле под ИТ понимается весь объем понятия “Computing”
- в узком смысле под ИТ понимаются собственно системы ИТ, формирующие современную информационную инфраструктуру предприятий.
Слайд 10
Модель актуальных для ИКТ-сектора специализаций
Слайд 11
Ядерные специализации подготовки ИКТ-кадров
1 Разработка программного обеспечения и приложений (SW&Applications Development)
2 Проектирование
и эксплуатация систем (Systems Specialist)
3 Разработка и архитектура программного обеспечения (SW Architecture&Design)
4 Технологии электросвязи (Data Communications Engineering)
5 Консалтинг в области ИТ-бизнеса (IT Business Consultancy)
6 САПР (Digital Design)
7 Разработка телекоммуникационных сетей (Communications Network Design)
8 Разработка продуктов ИКТ (Product Design)
9 Техническая поддержка систем ИТ (Technical Support)
10 Системная интеграция (Integration & Test / Implementation & Test Engineering)
11 Разработка приложений для обработки сигналов (Digital Signal Processing Applications Design)
12 Разработка мультимедийных ИТ (Multimedia Design)
13 Радиоинженерия (Radio Frequency (RF) Engineering)
Слайд 12
Вывод
Все же «Информационные технологии»:
- более четкое определение
- соответствие практике
-
классификация на собственные и базовые (требующие более специального образовательного подхода) технологии
- более компактная область для освоения
Слайд 13
Часть 2. Структура образовательного стандарта
Центральным требованием к структуре и форме представления
образовательного стандарта является
простота и понятность
для конечного пользователя
(школьников, родителей, работодателей)
Слайд 14
Форма представления образовательного стандарта
сферы деятельности>
<Возможности продолжения образования и возможные сценарии карьеры>
<Требования к уровню подготовки абитуриента>
<Модель области профессиональных знаний>
<Общие требования к основной образовательной программе>
<Профессиональные целевые компетенции>
<Дополнительные компетенции>
<Требования к итоговой государственной аттестации>
<Приложение 1. Описание ядра профессиональных знаний>
<Приложение 2. Описание ядра научных знаний>
<Приложение 3. Профиль исходящих компетенций>
<Приложение 4. Примерный учебный план >
Слайд 15
Выбор структуры общеобразовательной программы
Модель учебных программ консорциума Career Space
Слайд 16
В модели приняты следующие соотношения:
научная подготовка (Scientific Base) – фундаментальные знания
и методологии, включая математическую
подготовку – 30%
- технологическая подготовка (Technology Base) - изучение принципов ядерных технологий, принцип широты охвата считается важным – 30%
- развитие системного мышления, изучение прикладных технологий (Application Base and Systems Thinking) – 25%
- развитие личностных и деловых качеств (Personal & Business Skills), включая командные проекты, моделирование коммерции, искусство ведение переговоров, подготовка презентаций и пр. – 15%
- экспериментальная практическая работа (Practical Work Experience) – минимум 3 месяца
- выпускная (проектная работа) – (Project Work) - минимум 3 месяца
Слайд 17
Общие требования к общеобразовательной программе
1 Научная подготовка 30%
1.1 - научное ядро
1.2 - научное ядро
профиля*
1.3 - вузовский компонент
2 Профессиональная базовая подготовка 30%
2.1 - профессиональное ядро (СС2005)
2.2 - профессиональное ядро профиля*
2.3 - вузовский компонент
3 Развитие личностных и деловых качеств 15%
3.1 - федеральный компонент
3.2 - вузовский компонент
4 Профессиональная специальная подготовка 10%
4.1 - вузовский компонент
4.2 - курсы по выбору
5 Практическая работа 7.5%
5.1 - общие практикумы
5.2 - специальные практикумы
5.3 - производственная практика
6 Итоговая государственная аттестация 7.5%
Слайд 18
Структура общей образовательной программы (в кредитах)
1 Научная подготовка 72
1.1 научное ядро 42
1.2 научное ядро профиля 21
1.3 вузовский компонент
9
2 Профессиональная
базовая подготовка 72
2.1 профессиональное ядро 36 (СORE)
2.2. профессиональное
ядро профиля 18
2.3 вузовский компонент 18
3 Развитие личн. и дел. качеств 31
федеральный компонент 26
вузовский компонент 5
4 Проф. спец. подготовка 22
4.1 вузовский компонент 12
4.2 курсы по выбору 10
5 Практическая работа 20 20
6 Итоговая аттестация 18
Подготовка, защита выпускной работы 12
Сдача государственного экзамена 6
ВСЕГО 240 (кредита)
Слайд 19
TITLE
3. Кредитно-модульная структура подготовки бакалавра
Слайд 20
Общие требования к общеобразовательной программе
Структуру и Форму представления общеобразовательного стандарта, а
также примерный план общеобразовательной программы необходимо определить из условий удобства пользователя этими документами
Слайд 21
3. Компетентностный подход
Базовые понятия: «компетенция» и «компетентность» [работы Ю.В. Фролова
и Д.А. Махотина], где:
- «компетенция» определяется как предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности
под «компетентностью» понимается интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях)
Слайд 22
3. Классификация компетентностей
В результатах международного проекта «Настройка образовательных структур в
Европе» (TUNING) определены:
- общие компетенций
- инструментальные (общенаучные),
- межличностные (социально-личностные),
- системные (в т.ч. – организационно-управленческие),
- специальные компетенций
- базовые общепрофессиональные знания в избранной сфере деятельности;
- профессионально профилированные (специализированные) знания
Мечта минобрнауки:
Каждая компетенция выпускника должна обеспечиваться определенным набором дисциплин (или практик), объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей дисциплин – полностью соответствовать уровню этих компетенций
Слайд 23
3. Классификация компетентностей
Слайд 24
3. Модель компетенций для бакалавра ИТ (СС2005)
В СС2005 определены следующие
категории профессиональных качеств (компетенций):
обще профессиональные компетенции
профильно-ориентированные компетенции
компетенции владения базовыми технологиями
исходящие (рабочие) компетенции
дополнительные компетенции (приобретаемые посредством дисциплин, непосредственно не связанных с профессиональной деятельностью)
Первые три класса компетенций- профессионально целевые компетенции
Слайд 25
Компетенции по базовым (ядерным) технологиями
Характерная особенность ИТ-профессии - наличие набора базовых
технологий, которыми должен в той или иной степени владеть профи в области ИТ любой специализации
Различные исследования определяют различное число таких технологий - от 30 до 40
Для более адекватного и лаконичного определения уровня компетенций по базовым технологиям применяется метод шкалирования, предложенный в СС2005
Данный метод называется методом уровней классификацией Блума
Слайд 26
Компетенции по базовым (ядерным) технологиями
В IS2002 используется 6 уровней компетенции:
0 –
уровень отсутствия знаний (компетенция для конкретного профиля является несущественной)
1 – уровень ознакомления (понимание общих принципов вопроса)
2 – уровень технической грамотности (уверенное знание методических основ, понимание функциональных возможностей, областей применения)
3 – уровень понимания концепций/способности использования (понимание концепций и абстракций, способность использовать на практике)
4 – углубленные знания/применение в приложениях (детальное знание средств и решений, способность применения для создания прикладных технологий)
5 – уровень эксперта, обычно используется для характеристики компетенций магистерского уровня
Слайд 29
TITLE
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И СРОКАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
Слайд 30
TITLE
Шкалированная модель входных (предметно-ориентированных) компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
(m
– соответствует минимальному уровню компетенций,
M - максимальному)
Слайд 35Таблица 4.3 – Набор исходящих компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
Слайд 36Таблица 4.3 – Набор исходящих компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
-- продолжение 1
Слайд 37
КЛАССИФИКАТОРЫ И ПЕРЕЧНИ НАПРАВЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КЛАССИФИКАТОРОВ И ПЕРЕЧНЕЙ НАПРАВЛЕНИЙ
И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВАРИАНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ДЛЯ ГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Слайд 38
КЛАССИФИКАТОР (версии 2)
010000 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
010100 Математика
010200 Математика и компьютерные науки
010300 Физика
010400 Механика
020000 ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
020100 Химия
020200 Биология
020300 Геология
020300 География
020400 Гидрометеорология
020500 Почвоведение
020600 Экология
030000 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
030100 Философия
030200 Политология
040000 СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
050000 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
060000 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
070000 КУЛЬТУРА
И ИСКУССТВО
080000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Слайд 39
КЛАССИФИКАТОР (версии 2)
090000 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
100000 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ
110000 СЕЛЬСКОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
ТЕХНИКА
И ТЕХНОЛОГИИ
000000 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
000100 Прикладная математика (по областям)
000200 Техническая физика (по областям)
000300 Прикладная механика (по областям)
000400 Прикладная информатика (по областям)
000500 Системный анализ и управление (по областям)
…
120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
130000 ГЕОЛОГИЯ
140000 ЭНЕРГЕТИКА
150000 МЕТАЛЛУРГИЯ И МАШИНОСТРОЕНИЕ
160000 КОСМИЧЕСКАЯ И АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
170000 ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ
180000 МОРСКАЯ ТЕХНИКА
190000 ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА
200000 ПРИБОРОСТРОЕНИЕ И ОПТОТЕХНИКА
210000 ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ
Слайд 40
КЛАССИФИКАТОР (версии 2)
220000 АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
230000 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
230100 Информатика и вычислительная техника
230200 Информационные
системы
240000 ХИМИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
250000 ВОСПРОИЗВОДСТВО И ПЕРЕРАБОТКА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ
260000 ТЕХНОЛОГИИ И ПРОИЗВОДСТВО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
270000 АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО
280000 ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
290000 ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Слайд 41
КЛАССИФИКАТОР (версии S)
000000 Информатика и управление знаниями
000100 Прикладная математика (Computational Science&Computer Science)
000200 Информационные
технологии (Computing)
000300 E-обучение и управление знаниями (e-learning & Knowledge Management )
000400 Прикладная информатика
000500 Бизнес-информатика
010000 ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ и МАТЕМАТИКА
010000 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
010100 Математика
010200 Математика и компьютерные науки
010300 Физика
010400 Механика
010500 Химия
010600 Биология
010700 Геология
…
Слайд 42
КЛАССИФИКАТОР (версии МГУ)
000000 Математика и информатика
000100 Математика
000200 Математика и компьютерные науки
000300 Механика
000400 Прикладная математика (Computational
Science&Computer Science)
000500 Информационные технологии (Computing)
000600 Управление знаниями и E-обучение (e-learning & Knowledge Management )
000700 Прикладная информатика
000800 Бизнес-информатика
010000 ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
010100 Физика
010200 Химия
010300 Биология
010400 Геология
…
Слайд 44
ВЫВОДЫ
- Отсутствует стратегия развития системы образования общества основанного на знаниях
Отсутствует определенность
концепция государственного образовательного стандарта вообще и ВПО, в частности
Отсутствует доверие к Минобрнауки (не прогнозируемая перспектива развития образования, отсутствует климат сотрудничества, остается непрозрачным механизм грантов, нет финансовой отчетности министерства перед общественностью)
Как никогда актуально развитие всех форм профессиональной консолидации.
Приглашение на конференцию
Слайд 45Таблица 4.3 – Набор исходящих компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
-- продолжение 2
Слайд 46Таблица 4.3 – Набор исходящих компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
-- продолжение 3
Слайд 47Таблица 4.3 – Набор исходящих компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
-- продолжение 4
Слайд 48Таблица 4.3 – Набор исходящих компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
-- продолжение 5
Слайд 49Таблица 4.3 – Набор исходящих компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
-- продолжение 6
Слайд 50Таблица 4.3 – Набор исходящих компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
-- продолжение 7
Слайд 51Таблица 4.3 – Набор исходящих компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
-- продолжение 8
Слайд 52Таблица 4.3 – Набор исходящих компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
-- продолжение 9
Слайд 53Таблица 4.3 – Набор исходящих компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
-- продолжение 10
Слайд 54Таблица 4.3 – Набор исходящих компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
-- продолжение 11
Слайд 55Таблица 4.3 – Набор исходящих компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
-- продолжение 12
Слайд 56Таблица 4.3 – Набор исходящих компетенций для классических профилей подготовки ИТ-профессионалов
-- продолжение 13