Слайд 1Применение ИКТ в экономическом образовании старшеклассников
Автор: Г.Э.Королева – с.н.с. Лаборатории обществознания
ИСМО РАО
Ключевые слова: экономическое образование, информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, Интернет-ресурсы, цифровые образовательные ресурсы.
Слайд 2
Содержание
Достоинства и недостатки применения ИКТ в школьном образовании
Методические особенности школьного
экономического курса
Формы применения ИКТ
на уроках экономики
Уровень применения ИКТ в экономическом образовании
Проблемы, препятствующие широкой информатизации экономического образования
Направления совершенствования учебно-методического обеспечения информатизации
Слайд 3Постановка проблемы
Интеграция ИКТ-технологий в образовательный процесс рассматривается как один из наиболее
важных “двигателей” инноваций в школьном экономическом образовании.
Доступность больших массивов данных экономического содержания в условиях «открытого образования» ставит проблему их эффективного использования в интересах школьного экономического образования.
Слайд 4Методические преимущества применения ИКТ в образовании
расширение информационной среды,
расширение межпредметных связей,
разнообразие видов работ с учащимися,
оптимизация учебного процесса,
Интенсификация учебного процесса
широкие иллюстративные возможности,
современное средство для развития учебной деятельности,
быстрый и эффективный контроль
доступность учебной информации
«коллективный учитель»
вариативность обучения
возможность индивидуализации (для одаренных, «трудных» и др.)
доступ к мировым культурным ценностям
консультирование со специалистами высокого уровня
Слайд 5Преимущества применения ИКТ школьниками
инструмент включения в активную познавательную деятельность
интенсивная подготовка к
ЕГЭ
расширенные знания по предмету
новые виды деятельности, новые формы работы, новые результаты
формирование навыков самоконтроля и планирования деятельности
повышение общей информированности учеников
расширение возможности для получения дополнительного образования
расширение возможности участия в конкурсах и олимпиадах
расширение возможности проявления социальной активности
Слайд 6Негативные тенденции
информатизации образования
компьютер вредит морально-нравственному развитию,
ухудшает здоровье,
нарушает режим
дня,
формирует зависимость от компьютера,
отвлекает от учебных занятий,
способствует падению успеваемости, прогулам,
снижает значимость книг,
ведет к понижению общего уровня культуры.
компьютер мешает живому общению с учителем,
компьютер на уроке может отвлекать от самого урока.
Слайд 7Особенности содержания экономического образования, актуализирующие необходимость применения ИКТ (1)
Слайд 8Особенности содержания экономического образования, актуализирующие необходимость применения ИКТ (2)
Слайд 9Анализ применения ИКТ в экономическом образовании
В 2010-11 гг. было проведено анкетирование
учителей экономики с целью изучения их отношения к применению ИКТ.
Опрошено более 200 учителей Москвы, Челябинска, Архангельска, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону.
Предложено оценить целесообразность применения в учебном процессе различных форм ИКТ
Слайд 10Основные формы применения ИКТ
на уроках экономики
электронное приложение к учебнику
презентации лекций
компьютерное
тестирование
деловые компьютерные игры
использование интернет-ресурсов на уроке
использование интернет-ресурсов дома
Слайд 11Результаты анкетирования
позволяют судить о положительном отношении учителей к применению информационных
технологий
опрошенные учителя единодушно признают эффективность применения таких форм обучения, как компьютерные презентации лекций, компьютерное тестирование и работа учащихся с Интернет-ресурсами дома
около 90% респондентов считают работу учащихся с Интернет-ресурсами на уроке и одобряют использование Интернет для изучения экономики на профильном уровне
около 80% опрошенных учителей считают необходимым электронное сопровождение учебников. Столько же респондентов одобряют проведение с учащимися деловых компьютерных игр
Слайд 12Результаты анкетирования
Анализ выявил несоответствие между желаемым и реальным использованием ИКТ:
учебники
с электронным приложением доступны менее чем половине (47%) респондентов.
45% учителей имеют возможность проводить компьютерные презентации своих лекций
84% учителей обращаются к интернет ресурсам в домашних заданиях
40% учителей используют Интернет-ресурсы на уроках
19% учителей применяют компьютерные экономические игры
Слайд 13Результаты анкетирования
Анализ выявил несоответствие между желаемым и реальным использованием ИКТ:
учебники
с электронным приложением доступны менее чем половине (47%) респондентов.
45% учителей имеют возможность проводить компьютерные презентации своих лекций
84% учителей обращаются к интернет ресурсам в домашних заданиях
40% учителей используют Интернет-ресурсы на уроках
19% учителей применяют компьютерные экономические игры
Слайд 14Уровень применения отдельных форм ИКТ на уроках экономики
Слайд 15Проблемы применения ИКТ в экономическом образовании
Недостаточная методическая помощь
учителю в применении ИКТ
Отсутствие качественных ЦОР по экономике
Недостаточные навыки работы с компьютером у учителей
Интернет-практика учеников опережает интернет-практику учителей
Недостаточная техническая база в школе
Слайд 16Анализ выявил:
преимущества и риски применения ИКТ в преподавании экономики
разнообразные формы применения
ИКТ на уроках экономики
положительное отношение учителей экономики к применению ИКТ
реальный уровень применения ИКТ почти вдвое ниже желаемого уровня
наличие ряда проблем, препятствующих широкой информатизации образования
Слайд 17Анализ показал актуальность разработки:
принципов, определяющих границы эффективного применения ИКТ
методического обеспечения применения
ИКТ в школьном экономическом образовании
цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по экономическому образованию