Слайд 1Преподавателю
о современных технологиях обучения
Материалы подготовил ДАНИЛОВ А.И. д.э.н., профессор кафедры
«Инвестиции и инновации»
Слайд 2Образовательная технология -
использование в учебном процессе целесообразной совокупности взаимосвязанных форм,
методов и средств обучения для реализации заданного учебными программами содержания и достижения поставленных образовательных целей.
Слайд 3Метод (от греч. methodos - путь исследования или познания) -
внешняя
сторона организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также с порядком его осуществления.
Форма обучения -
определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера
способ организации познавательной деятельности студента
Слайд 4Технология обучения предполагает управление процессом обучения, включает в себя два взаимосвязанных
процесса:
1) организацию деятельности студентов
2) контроль этой деятельности.
Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля побуждает к корректировке организации учебной деятельности.
Слайд 5
Виды технологий обучения:
Структурно-логические технологии -
поэтапная организация системы обучения, обеспечивающая логическую последовательность
постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учётом поэтапной диагностики результатов
Слайд 6
Виды технологий обучения:
Интеграционные технологии - это дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных
знаний и умений на уровне курсов, учебных тем, учебных проблем и других форм организации обучения
Слайд 7
Виды технологий обучения:
Игровые технологии - представляют собой дидактические системы применения различных
игр, формирующих умения решать задачи на основе выбора альтернативных вариантов
Слайд 8
Виды технологий обучения:
Тренинговые технологии - это система деятельности обучаемых по отработке
определённых решений (к ним можно отнести психологические тренинги интеллектуального развития, решения управленческих задач)
Слайд 9
Виды технологий обучения:
Информационно-компьютерные технологии - реализуются в дидактических схемах компьютерного обучения
на основе диалога «обучаемый - машина» с помощью различного вида обучающих программ (информационных, контролирующих, тренинговых и др.)
Слайд 10Введение системы зачётных единиц (кредитов ECTS), переход на блочно-модульную систему планирования
учебного процесса и нелинейную схему его организации требует создания принципиально нового учебно-методического обеспечения дисциплин, построенного на инновационной технологической основе
Слайд 11В первую очередь это относится к:
обучающим материалам (учебникам, учебным пособиям, текстам
и конспектам лекций), основанным на принципах компетентностного подхода
программно-методическим материалам (программы учебных дисциплин, учебно-методические комплексы и фонды оценочных средств для итоговой государственной аттестации
Слайд 12Инновация в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приемов, подходов,
технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью
Слайд 13Типы инноваций в обучении:
1. Инновации-модернизации - совершенствующие, но принципиально не изменяющие
учебный процесс.
Они направлены на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации обучения. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний, формирование способов действий по образцу и ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение
Слайд 14Типы инноваций в обучении:
2. Инновации-трансформации - преобразующие традиционный учебный процесс.
Они направлены на обеспечение исследовательского характера обучения и организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению необходим, прежде всего, при формировании у учащихся умений самостоятельно искать новые знания, применять их в новых условиях, сочетать творческую деятельность с выработкой ценностных ориентации
Слайд 15Инновационные методы -
методы, основанные на использовании современных достижений науки и
информационных технологий в образовании.
Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения
Слайд 16Инновационные модели обучения -
выстраиваются в основном на основе концепции развивающего
обучения и интенсивнее опираются на активную познавательную позицию учащегося.
Слайд 17 Примерная обобщенная модель инновационного обучения предусматривает:
активное участие студента в процессе
обучения (а не пассивное усвоение информации)
возможности прикладного использования знаний в реальных условиях
представление концепций и знаний в самых разнообразных формах (а не только в текстовой)
подход к обучению как к коллективной, а не индивидуальной деятельности
акцент на процесс обучения, а не запоминание информации
Слайд 18Инновационные подходы к обучению -
преобразуют характер обучения в отношении таких
его сущностных и инструментально-значимых свойств, как:
целевая направленность
характер взаимодействия педагога и учащихся
их позиции в ходе обучения.
Выделяют два основных типа инновационных подходов к обучению: технологический и поисковый
Слайд 191. Технологический подход -
модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной
деятельности учащихся и подчинён достижению ими фиксированных эталонов усвоения знаний.
В рамках этого подхода учебный процесс:
ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения
строится как технологический, конвейерный процесс с чётко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.
Определяющие черты технологического подхода к обучению - это установка на гарантированное достижение заданных целей и ориентация на фиксированные результаты
Слайд 20 2. Поисковый подход -
основывается на «порождающей» деятельности учащихся и
преобразует традиционное обучение - учебный процесс строится как инициируемое учащимися освоение нового опыта.
В рамках поискового подхода целью обучения является развитие у учащихся способности самостоятельно осваивать новый опыт, а ориентиром деятельности педагога и учащихся является «порождение» новых знаний, способов действий и личностных смыслов.
Этим типам инновационных подходов к обучению соответствуют два типа инноваций в обучении.
Слайд 21Инновационная программа - это
1) инновационные изменения в содержании и методологии
образования (педагогические инновации):
новое содержание обучения
новые образовательные технологии
новые формы образовательного процесса
активные методы обучения
2) система управления качеством, менеджмент качества образования и новые подходы к управлению учебными заведениями
3) интеграция науки, образования и инновационной деятельности
Слайд 22Виды образовательных технологий
Модульное обучение
Активное обучение
Андрагогические приемы обучения
Инновационные методы
Интерактивные методы
Информационные технологии
Компетентностное обучение
Игровые
технологии
Слайд 23Модуль -
часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определённую
логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения (это одно из определений)
Слайд 24Модульное обучение -
возможны два варианта трактовки данного понятия:
1) предлагается
представление каждой учебной дисциплины в виде последовательности отдельных логически связанных между собой модулей. Каждый модуль оцениваете определенным количеством баллов (зачетных единиц, кредитов), сумма которых соответствует полному освоению дисциплины студентом
2) допускается объединение родственных дисциплин в модули учебного плана, что влечет за собой более тесные логические и содержательные связи между дисциплинами учебного плана
Слайд 25Модульная программа -
представляет собой определённый объём учебной информации, необходимой для
выполнения конкретной деятельности и формирования профессиональной компетентности
Слайд 26Модульные технологии -
система обучения, принцип которой заключается в дроблении транслируемой
или осваиваемой самостоятельно информации на модули - определённые части образовательной программы или части учебной дисциплины, имеющие определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания
Слайд 27Активное обучение -
организация учебной деятельности, стимулирующая познавательную деятельность обучающихся.
Активное обучение предполагает:
свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы
характеризуется высоким уровнем активности учащихся
Слайд 28 Активизация учебной деятельности - совокупность мер, предпринимаемых в
целях интенсификации учебной деятельности и повышения её эффективности
Направления активизации учебной деятельности:
Педагогическое - использование форм и методов обучения, стимулирующих познавательные интересы
Социально-психологическое - организация межличностного общения в учебной группе, способствующего состязательности и взаимообучению ее членов, поощрение индивидуальных достижений со стороны педагога и группы
Социально-экономическое - повышение личной социальной экономической заинтересованности в более высоких результатах учебной деятельности
Слайд 29Активные методы обучения -
методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся
Активные методы обучения:
предполагают свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы
характеризуются высоким уровнем активности учащихся
зависят от природы и содержания соответствующих методов, способов их использования, мастерства преподавателя.
Активным метод делает тот, кто его применяет
Слайд 30
Андрагогические приемы обучения
Андрагогика – это:
искусство и наука обучения взрослых
теория обучения взрослых
научно обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по определению целей, задач, содержания, форм и методов обучения, по организации, технологии и осуществлению процесса обучения взрослых людей
раздел дидактики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых
Слайд 31Андрагогическая модель -
организация обучения таким образом, что обучающийся полностью отвечает
за определение области обучения, оценку полезности обучения, выбор методов и графика, а также за оценку результатов обучения.
Обучающийся выступает в качестве основной движущей силы обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора, «архитектора» форм и возможностей обучения
Слайд 32Андрагогические принципы обучения -
приоритет самостоятельного обучения - не проведение самостоятельной
работы как вида учебной деятельности, а самостоятельное осуществление обучающимися организации своего обучения
принцип совместной деятельности - коллективная деятельность обучающихся и обучающего по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения
Слайд 333) опора на опыт - жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт обучающегося
используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его коллег
4) индивидуализация обучения - обучающийся совместно с обучающим создаёт индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и учитывающую его опыт, уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности
5) системность обучения - соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов и средств обучения
Слайд 346) контекстностъ обучения - обучение, с одной стороны, преследует жизненно важные
для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой - строится с учётом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных и бытовых факторов (условий)
7) актуализация результатов обучения - безотлагательное применение на практике приобретённых обучающимися знаний, умений, навыков
8) элективность обучения - предоставление обучающемуся определённой свободы в выборе целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, способов оценивания результатов обучения
Слайд 359) принцип развития образовательных потребностей - во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется
путём выявления реальной степени усвоения учебного материала и определения тех материалов, без которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определённой цели обучения
10) осознанность обучения - осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения
Слайд 36
Интерактивные методы обучения -
тренинги
программированное, компьютерное обучение
учебные групповые
дискуссии
case-study (анализ конкретных ситуаций)
деловые и ролевые игры
Слайд 37Информационные технологии -
система обучения с использованием компьютеров; методов и средств
получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации
Слайд 38Виды информационных технологий:
компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые
системы)
обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках (интерактивные технологии)
интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях
средства телекоммуникации (электронная почта, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.)
электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы
Слайд 39
Компетентностное обучение -
обучение, целью которого является формирование у студентов не только
знаний, умений и навыков, но и особых качеств личности (компетенций), обеспечивающих способность и готовность применять получаемые знания в профессиональной деятельности (их компетентность)
Слайд 40Компетентностный подход -
акцентирует внимание на результате образования
рассматривает в
качестве результата образования не сумму усвоенной информации, а способность человека продуктивно действовать в различных проблемных, в том числе профессиональных ситуациях
предполагает конкретную формулировку целей обучения - формирование компетенций, востребованных в профессиональной деятельности современного специалиста и осваиваемых студентом
обеспечивает соответствие подготовки запросам рынка труда, а значит, повышает конкурентоспособность выпускников, эффективность их профессиональной адаптации и деятельности
Слайд 41Игровые технологии -
педагогические игры, обладающие существенным признаком - четко поставленной целью
обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью
Слайд 42При планировании игры:
дидактическая цель превращается в игровую задачу
учебная деятельность
подчиняется правилам игры
учебный материал используется как средства для игры
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Слайд 43Мастер-класс -
уникальная форма обучения, при которой занятия ведет Мастер -
человек с богатым личным и профессионально-творческим опытом, специалист своего дела
Особенности:
достижение высокого класса мастерства и его демонстрация в целях передачи и творческого воспроизводства не есть одно и то же
презентация наработанного профессионального опыта для его обмена и взаимообмена в ходе проведения мастер-класса предъявляет весьма существенные требования и к стороне, демонстрирующей свой опыт, и к стороне, воспринимающей и оценивающей
Слайд 44Метод инцидентов -
является частным случаем метода конкретных ситуаций (метода case-study).
В учебной практике инцидент имитируется в виде ситуаций, требующих от обучаемых быстрых действий. При этом проверяется наличие определённых профессиональных навыков, доведённых до автоматизма, а также самообладание и наличие необходимых волевых качеств
Слайд 45Метод кейс-стади (Case-study) -
метод конкретных ситуаций (создается проблемная ситуация
на основе фактов из реальной жизни)
метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач - ситуаций (кейсов – это учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала в целях последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций студенты учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения)
метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения
метод завоевал ведущие позиции в обучении в зарубежной практике бизнес-образования, считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем
Слайд 46Метод «мозговой атаки» (брейсторминг) (от англ. brain storming) -
представляет собой
стратегию взаимодействия, позволяющую группам студентов эффективно генерировать идеи поиска решения трудной проблемы
поощряет членов группы мыслить творчески и развивать идеи других членов группы
его основной целью является создание фонда идей по определенной теме
в процессе мозговой атаки недопустимы критика и самокритика, все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу
Слайд 47Метод научного познания -
системно деятельностная составная часть специально организованного исследовательского
процесса, которая выполняется целесообразным способом и приводит к получению результата, подтверждающего или опровергающего выдвинутую гипотезу
Слайд 48Метод портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assessment) -
современная образовательная
технология в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности
метод проблемного обучения (в пер. с итальянского «портфолио» - портфель)
в его основе - технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности
систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда
по видам практико-результативной деятельности в вузе различают портфолио образовательное и портфолио профессиональное
Слайд 49Метод проблемного изложения
метод, при котором педагог, используя самые различные источники
и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска
Слайд 50Метод проектов -
система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и
умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -проектов
Слайд 51Объяснительно-иллюстративный метод -
метод, при котором студенты получают знания на лекции,
из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде.
Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.
В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации