Слайд 1Практико-ориентированный проект «Краеведение в школьном историческом образовании
Автор: АНДРУСЯК ГУЛЬНАРА
ГАЙНУЛОВНА –
учитель истории и обществознания Сарманайской средней школы Шарлыкского района
Руководитель: Масловская С.В.
Слайд 2Цели и задачи
Разработка и апробация общеобразовательной программы по элективному курсу «Историческое
краеведение» для учащихся 9–10-х классов в рамках предпрофильной подготовки.
Задачи:
изучить состояние проблемы краеведения в России;
ознакомиться с научными изысканиями ученых в данной области;
проанализировать состояние краеведческой работы в Сарманайской средней школе.
Слайд 3Актуальность
Актуальным вопросом является включение регионального компонента в систему исторического образования
как способствующего патриотическому воспитанию, социальной адаптации ученика, становлению духовной личности, формированию его нравственных позиций, чувства сопричастности к своему этносу.
Слайд 4Научная новизна
Современная Россия столкнулась с так называемым парадоксом этничности, когда по
мере углубления интернационализации культуры возрастает уровень национального самосознания. Одной из задач образования становится формирование человека, который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в то же время является носителем национальной идеи. Решение этой задачи напрямую савязано с национально-региональной историей.
Слайд 5Формы и методы
Обобщение опыта работы.
Экспериментальная деятельность.
Проведение анкетирование.
Вводное итоговое тестирование.
Применение различных форм
и методов познания детьми истории родного края.
Слайд 6Схема исследовательской работы
1. Определение проблем и цели деятельности.
2. Отбор источников информации.
3.
Сбор информации.
4. Анализ информации.
5. Систематизация информации.
6. Выработка рекомендации.
7. Представление полученных результатов.
Слайд 7Этапы организационной деятельности
Диагностический. 1 . анализ итогов анкетирования
2. анализ
учебной литературы
3. анализ научной литературы.
II. Прогностический.1. определение целей, задач
2. формирование гипотез
3. прогнозирование результатов
III. Организационный.1 . составление программ
2. подготовка учебного материала
3. методическое обеспечение
IV. Практический.I . проведение контрольных срезов
2. реализация элективных курсов
3. отслеживание результатов
V. Корректировка
VI. Обобщающий. 1 . обработка итогов результатов
2. соотнесение результатов с прогнозом
3. анализ результатов
4. корректировка гипотезы
5. описание результатов
VII. Внедрение.
VIII. Подведение итогов в форме: - программ - разработанных рекомендаций - выступлений на районных семинарах
Слайд 8Основные результаты деятельности
Возрос интерес учащихся к предмету:
учащиеся выбирают профессию учителя истории,
высокие результаты ЕГЭ, контрольных срезов.
Учащиеся получили навыки исследовательской, самостоятельной и групповой работы:
результативное участие в школьных и районных конкурсах ученических исследований; издание «Книги Памяти села Сарманай».
Слайд 9Научно-методичвеское обеспечение
1. И.М. Махмутов («Идеи проблемного обучения»);
2. Л. Выготский, Д. Эльконин,
В. Давыдов, Л. Занков («Принципы развивающего обучения»);
3. И. Якиманская («Принципы личностно-ориентированного развивающего обучения»);
4. Т.П. Станова, И.Н. Аляева (Исследовательская деятельность -необходимый компонент саморазвития личности ученика»).
Слайд 10Финансово-экономическое обоснование
Эффективное и целенаправленное использование кадровых и финансовых ресурсов, определенных нормативным
финансированием согласно смете и бюджетным расходам.
Слайд 11Основные источники финансирования, партнеры и заказчики
Источники: муниципальные бюджетные средства, собственные средства
ОУ, средства от спонсорских вложений.
Партнеры: педагоги ОУ, сотрудники районного музея, сотрудники Татарского Национального, Центр внешкольной работы, редакция районной газеты «На новые рубежи».
Заказчики: РОУ, ОУ, родители, учащиеся, музеи, редакция газеты.
Слайд 12Нормативно-правовая база
1. Бим- Бад Б. Д. «Образование в контексте социолизации». -
М. 1996.
2. Закон об образовании. « Вестник образования» №7 1996.
3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.-М. 2002.
4. Конвенция о правах ребенка. «Вестник образования» №10 1991.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего
образования. Нормативно-методические материалы Минобразования России.
6. Образование для 21 века. (Доклад Юнеско). 1997.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года №1976 - р. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года».
8. Вяземский Е. Е. Стрелова О. Ю. «Теория и методика преподавания истории. Учебник для ВУЗов.» 2000.
9. Вяземский Е. Е. Стрелова О. Ю. «Методика преподавания истории. Практическое пособие.» 2002, 2000.
10.Студенкин М. Г. «Методика преподавания истории. Учебник для ВУЗов.» 2000.
Слайд 13Основные риски и пути их решения
1.Недостаток учебного времени для усвоения теоретического
материала и осуществление исследовательской, поисковой работы. – Сочетание урочной и внеурочной (кружковой, факультативной) самостоятельной работы.
2. Недостаточность методической базы для осуществления проекта. – Использование Интернет-программы, создание методической «копилки», «межкустовой» обмен опытом.
3. Недостаток финансирования. – Привлечение собственных средств ОУ, спонсорских средств, родительского комитета.