Практика инклюзивного образования: методология и барьеры реализации презентация

Используемые понятия: Инклюзивное обучение, интегрированное обучение Практика инклюзивного образования: практика внедрения инклюзивных форм образования в систему общего образования практика реализации инклюзивного учебного процесса в конкретном учреждении, классе

Слайд 1Практика инклюзивного образования: методология и барьеры реализации
Н.М.Назарова
ГБОУ ВПО МГПУ
Г. Москва


Слайд 2Используемые понятия:
Инклюзивное обучение, интегрированное обучение

Практика инклюзивного образования:
практика внедрения инклюзивных форм

образования в систему общего образования

практика реализации инклюзивного учебного процесса в конкретном учреждении, классе



Слайд 3Методология внедрения инклюзивных форм образования (административно –управленческий аспект)
1. Модели внедрения образовательной

интеграции и инклюзии:

поглощение

сосуществование

Слайд 4Методология внедрения инклюзивных форм образования (административно –управленческий аспект)
2. Методология внедрения

1 и 2 модели -
Системно-синергетический подход
Система образования – целостное многоуровневое психолого-педагогическое пространство, имеющее сетевой и синергетический характер организации и функционирования, целеустремленную направленность развития.

Значимость соответствия внутренних и внешних целей развития системы.
Синергетический подход позволяет выявить общие закономерности самоорганизации устойчивых структур в педагогической системе, точки бифуркации, возможности объединения усилий, ресурсов для получения взаимно полезного результата.


Слайд 5 Методология практики инклюзивного учебного процесса
Инклюзивное или интегрированное обучение как закономерное продолжение

развития реформаторской педагогики и ее конструктивистской дидактики.
-детоцентристская позиция учебного и воспитательного процессов (в центре ребенок, а не учитель или учебный предмет)
-ребенок – саморазвивающаяся система; активно и избирательно воспринимая окружающее, конструирует свой собственный мир – мир знания, мир жизни, мир ценностей, мир отношений и т.д.
- специально организованная среда, включающая дидактическую зону, социальное окружение, близких взрослых, педагога, выступающая как источник и мотивация общения, деятельности, формирования разного рода конструктов и их проверки на жизненность и достоверность;
доступность и упорядоченность дидактической среды;
- многообразие и свобода выбора форм организации учебного процесса
- деятельностная и социальная активность ребенка как способ проверки адекватности собственного конструируемого мира

Слайд 6Методология практики инклюзивного учебного процесса (продолжение)
свобода выбора места, способа, содержания, языка

и темпа обучения;

-принятие ребенком ответственности за выбор и результаты учения;

-личностное, а не нормативное оценивание учебных достижений ребенка;

-демократический характер отношений между всеми участниками процесса учения;
-широкое привлечение к процессу обучения и всей жизни образовательного учреждения родителей, общественных организаций, учреждений;


Слайд 7Барьеры общего образования, препятствующие успешной реализации инклюзивных процессов
В развитии отечественной педагогики

пропущен важный этап – этап осмысления и освоения философии, теории и дидактики реформаторской педагогики, в отличие от зарубежной педагогики ХХ века. Россия с начала 30-х годов ХХ в. вынуждена была уйти к идеологии советской педагогики. Кризис последней, затянувшийся до настоящего времени, рождает целый ряд других барьеров для инклюзивного образования:

-некомпетентность административных структур, внедряющих инклюзивное обучение;
-отсутствие системного видения проблемы инклюзии и путей ее решения в различных структурах образования;
-неподготовленность педагогического корпуса общего образования (дидактическая, психологическая, личностная) к участию в инклюзивных процессах и отсутствие кадров по специальной психологии в учреждениях, декларирующих инклюзивные программы;


Слайд 8Барьеры общего образования, препятствующие успешной реализации инклюзивных процессов (продолжение)
- в системе

высшего педагогического образования отсутствует обязательный модуль подготовки любого учителя к работе в условиях инклюзии;
-не имеет соответствующей компетентности в рамках данной проблемы и педагогический корпус высших и средних педагогических учебных учреждений; новые ФГОС по педагогическому образованию(кроме направления «Психолого-педагогическое образование») этой проблемой не отягощены;
- общее образование не имеет реальных стимулов и не проявляет активного интереса к проблемам инклюзии – об этом свидетельствует состав участников многочисленных конференций, семинаров – представители общего образования составляют там, в лучшем случае, 20-25% присутствующих;
-страна выбрала худшую (видимо, самую экономичную, по мнению чиновников ) модель внедрения инклюзии в образование – ПОГЛОЩЕНИЕ при неудовлетворительном ее финансировании и нормативно-правовом обеспечении, следствием чего является дискредитация интеграционных идей и развал системы специального образования;


Слайд 9Барьеры общего образования, препятствующие успешной реализации инклюзивных процессов (продолжение)
-приоритеты и ценности

современной школы массового общего образования (успешность сдачи ЕГЭ, число поступивших в вузы) ориентированы сегодня не на личность, а на результат. Социальное партнерство, как обязательный атрибут инклюзии, подменено в общем образовании конкуренцией, где в цене только самые умные, красивые и сильные;
-особенность традиционной российской ментальности с ее приоритетом социальной защиты над образованием и выстраивание в таком ключе социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями отводят на второй план государственную (в т.ч. экономическую) поддержку реформирования образования под задачи инклюзии, например, предоставляя, в первую очередь, средства на строительство пандусов, переходов, ведущих в никуда.


Слайд 10Пути преодоления барьеров в развитии инклюзивных процессов

-знакомство с конструктивистской дидактикой реформаторской

педагогики и использование ее в учебном процессе системы общего образования;
-достижение специальной педагогической, психологической и методической компетентности всех специалистов, причастных к управлению и реализации инклюзивных процессов в образовании;
- обеспечение сертификации специальной образовательной среды в учреждениях образования, реализующих инклюзивные программы;
-переход к вариативным формам организации учебного процесса (в первую очередь в инклюзивных школах) как важнейшее условие реализации индивидуальной образовательной программы учащегося с ОВ, определения ее статуса и тщательного методического обеспечения реализации таких программ;
-обеспечения доступности квалифицированной и бесплатной специальной педагогической и психологической помощи в учреждениях массового образования;
- сохранение и развитие существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений для повышения качества специальной педагогической и психологической помощи тем детям и подросткам с ОВ, которые по объективным причинам не могут посещать инклюзивные образовательные учреждения;
-нормативно-правовое и экономическое обеспечение нового статуса этих учреждений как ресурсных центров специального и инклюзивного образования.
-установление долговременного и прочного сотрудничества между учреждениями общего и специального образования.




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика