Слайд 1Практика инклюзивного образования: методология и барьеры реализации
Н.М.Назарова
ГБОУ ВПО МГПУ
Г. Москва
Слайд 2Используемые понятия:
Инклюзивное обучение, интегрированное обучение
Практика инклюзивного образования:
практика внедрения инклюзивных форм
образования в систему общего образования
практика реализации инклюзивного учебного процесса в конкретном учреждении, классе
Слайд 3Методология внедрения инклюзивных форм образования
(административно –управленческий аспект)
1. Модели внедрения образовательной
интеграции и инклюзии:
поглощение
сосуществование
Слайд 4Методология внедрения инклюзивных форм образования
(административно –управленческий аспект)
2. Методология внедрения
1 и 2 модели -
Системно-синергетический подход
Система образования – целостное многоуровневое психолого-педагогическое пространство, имеющее сетевой и синергетический характер организации и функционирования, целеустремленную направленность развития.
Значимость соответствия внутренних и внешних целей развития системы.
Синергетический подход позволяет выявить общие закономерности самоорганизации устойчивых структур в педагогической системе, точки бифуркации, возможности объединения усилий, ресурсов для получения взаимно полезного результата.
Слайд 5
Методология практики инклюзивного учебного процесса
Инклюзивное или интегрированное обучение как закономерное продолжение
развития реформаторской педагогики и ее конструктивистской дидактики.
-детоцентристская позиция учебного и воспитательного процессов (в центре ребенок, а не учитель или учебный предмет)
-ребенок – саморазвивающаяся система; активно и избирательно воспринимая окружающее, конструирует свой собственный мир – мир знания, мир жизни, мир ценностей, мир отношений и т.д.
- специально организованная среда, включающая дидактическую зону, социальное окружение, близких взрослых, педагога, выступающая как источник и мотивация общения, деятельности, формирования разного рода конструктов и их проверки на жизненность и достоверность;
доступность и упорядоченность дидактической среды;
- многообразие и свобода выбора форм организации учебного процесса
- деятельностная и социальная активность ребенка как способ проверки адекватности собственного конструируемого мира
Слайд 6Методология практики инклюзивного учебного процесса (продолжение)
свобода выбора места, способа, содержания, языка
и темпа обучения;
-принятие ребенком ответственности за выбор и результаты учения;
-личностное, а не нормативное оценивание учебных достижений ребенка;
-демократический характер отношений между всеми участниками процесса учения;
-широкое привлечение к процессу обучения и всей жизни образовательного учреждения родителей, общественных организаций, учреждений;
Слайд 7Барьеры общего образования, препятствующие успешной реализации инклюзивных процессов
В развитии отечественной педагогики
пропущен важный этап – этап осмысления и освоения философии, теории и дидактики реформаторской педагогики, в отличие от зарубежной педагогики ХХ века. Россия с начала 30-х годов ХХ в. вынуждена была уйти к идеологии советской педагогики. Кризис последней, затянувшийся до настоящего времени, рождает целый ряд других барьеров для инклюзивного образования:
-некомпетентность административных структур, внедряющих инклюзивное обучение;
-отсутствие системного видения проблемы инклюзии и путей ее решения в различных структурах образования;
-неподготовленность педагогического корпуса общего образования (дидактическая, психологическая, личностная) к участию в инклюзивных процессах и отсутствие кадров по специальной психологии в учреждениях, декларирующих инклюзивные программы;
Слайд 8Барьеры общего образования, препятствующие успешной реализации инклюзивных процессов (продолжение)
- в системе
высшего педагогического образования отсутствует обязательный модуль подготовки любого учителя к работе в условиях инклюзии;
-не имеет соответствующей компетентности в рамках данной проблемы и педагогический корпус высших и средних педагогических учебных учреждений; новые ФГОС по педагогическому образованию(кроме направления «Психолого-педагогическое образование») этой проблемой не отягощены;
- общее образование не имеет реальных стимулов и не проявляет активного интереса к проблемам инклюзии – об этом свидетельствует состав участников многочисленных конференций, семинаров – представители общего образования составляют там, в лучшем случае, 20-25% присутствующих;
-страна выбрала худшую (видимо, самую экономичную, по мнению чиновников ) модель внедрения инклюзии в образование – ПОГЛОЩЕНИЕ при неудовлетворительном ее финансировании и нормативно-правовом обеспечении, следствием чего является дискредитация интеграционных идей и развал системы специального образования;
Слайд 9Барьеры общего образования, препятствующие успешной реализации инклюзивных процессов (продолжение)
-приоритеты и ценности
современной школы массового общего образования (успешность сдачи ЕГЭ, число поступивших в вузы) ориентированы сегодня не на личность, а на результат. Социальное партнерство, как обязательный атрибут инклюзии, подменено в общем образовании конкуренцией, где в цене только самые умные, красивые и сильные;
-особенность традиционной российской ментальности с ее приоритетом социальной защиты над образованием и выстраивание в таком ключе социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями отводят на второй план государственную (в т.ч. экономическую) поддержку реформирования образования под задачи инклюзии, например, предоставляя, в первую очередь, средства на строительство пандусов, переходов, ведущих в никуда.
Слайд 10Пути преодоления барьеров в развитии инклюзивных процессов
-знакомство с конструктивистской дидактикой реформаторской
педагогики и использование ее в учебном процессе системы общего образования;
-достижение специальной педагогической, психологической и методической компетентности всех специалистов, причастных к управлению и реализации инклюзивных процессов в образовании;
- обеспечение сертификации специальной образовательной среды в учреждениях образования, реализующих инклюзивные программы;
-переход к вариативным формам организации учебного процесса (в первую очередь в инклюзивных школах) как важнейшее условие реализации индивидуальной образовательной программы учащегося с ОВ, определения ее статуса и тщательного методического обеспечения реализации таких программ;
-обеспечения доступности квалифицированной и бесплатной специальной педагогической и психологической помощи в учреждениях массового образования;
- сохранение и развитие существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений для повышения качества специальной педагогической и психологической помощи тем детям и подросткам с ОВ, которые по объективным причинам не могут посещать инклюзивные образовательные учреждения;
-нормативно-правовое и экономическое обеспечение нового статуса этих учреждений как ресурсных центров специального и инклюзивного образования.
-установление долговременного и прочного сотрудничества между учреждениями общего и специального образования.