Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ
ЛОГИЧЕСКИХ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Слайд 2Познавательные
УУД
Общеучебные УУД
Логические УУД
Постановка и решение
проблем
Слайд 3Познавательные логические УУД
Логические УУД
- Анализ объекта с выделением существенных и
несущественных признаков.
Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов.
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов.
Подведение под понятие, выведение следствий.
Доказательство.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждения.
Выдвижение гипотез, их обоснование.
Слайд 4Сравнение
Сравнение
Типовые виды заданий:
- определить, чем объекты похожи и чем отличаются;
- определить, являются ли объекты одинаковыми;
- подобрать такой же объект
Слайд 5Сравнение: «Чем похоже? Чем отличается?»
Сравнить предметы по различным признакам
Слайд 6Сравнение
Сравнить группы предметов
Слайд 7Сравнение: «В чем сходство и различие», «Сравните»
Сравнить числа, выражения, уравнения
В
чем сходство и различие выражений:
6+2 и 6-2; 6+(2+1) , (6+2)+1 и 6+3.
Сравните числа 12 и 21. Чем похожи эти числа? Чем отличаются данные числа друг от друга?
Поставьте знаки >, <, =
254 □ 264 (24 + 35) ∙ 5 □ 24 ∙ 5 + 35
Слайд 8Сравнение
Сравните две задачи. Чем они похожи,
а чем отличаются? Сравните их
решения.
Задача 1. В вазе 15 тюльпанов и 3 нарцисса. На сколько меньше нарциссов, чем тюльпанов?
Задача 2. В вазе 15 тюльпанов и 3 нарцисса. Во сколько раз меньше нарциссов, чем тюльпанов?
Сравнить задачи
Слайд 9Сравнение
Сравнить геометрические фигуры
Сравни фигуры. Чем они похожи и чем отличаются?
Слайд 10Сравнение
Сравнить объекты живой и неживой природы
Слайд 11Логические УУД. Сравнение
На уроках русского языка ученикам предлагается сравнивать звуки и
буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты и др.
На уроках литературного чтения ученикам предлагается сравнивать тексты; средства художественной выразительности, используемые разными авторами; действия и поступки различных героев; персонажей литературных произведений и реальных людей, животных и т.п.; обложки книг и их модели и др.
На уроках окружающего мира учащиеся сравнивают объекты живой и неживой природы, различные явления природы, особенности природных зон, природных сообществ, географические и исторические карты, план и карту, масштабы, социальные явления, этнокультурные особенности, работу систем жизнедеятельности организма человека и др.
Слайд 12Анализ и синтез
Анализ
Типовые виды заданий:
- определить, что изменилось, а
что не изменилось;
- найти закономерность (определить правило, по которому подобраны объекты);
- продолжить ряд
Слайд 13Анализ и сравнение
Определить, что изменяется, а что не изменяется
Слайд 15 Анализ
Продолжить ряд, найти закономерность
Запишите следующее число последовательности
27, 36, 45, 54,
___.
Определите, по какому правилу записан каждый ряд чисел:
90, 70, 80, 60, 70, 50, 60, 40, 50…
20, 50, 30, 60, 40, 70, 50, 80, 60…
Слайд 17Анализ
Найти закономерность и вставить пропущенное слово:
◦ арбуз - бочка – ветер-…
◦ позвонить - поговорил - поранился -...
◦ Киев - Воронеж – Жлобин-…
Слайд 18Анализ и синтез
Типовые виды заданий:
- выделить составные части объекта или
его признаки;
- рассмотреть объект с точки зрения различных понятий, с разных сторон;
- описать признаки объекта или явления,
- выполнить преобразования;
Слайд 20Синтез
Дать описание, характеристику
Слайд 21Синтез
Описать признаки объекта
Расскажи, все, что ты знаешь о данном числе: 28,
35
Расскажи об этой фигуре
Слайд 22Синтез
Составить рассказ о признаках
Слайд 23Анализ и синтез
Аналитические задания по работе с задачами
Виды заданий:
проанализировать
текст задачи и осуществить поиск ее решения;
решить задачу разными способами;
преобразовать задачу (изменить условие или вопрос задачи так, чтобы определенным образом изменилось решение задачи);
изменить решение задачи заданным образом и определить, как изменится текст задачи;
выбрать вопросы к данному условию или условия к данному вопросу;
выбрать схему (краткую запись, таблицу, чертеж и.т.п.) к задаче;
Слайд 24Анализ и синтез
7) выбрать решение (выражение) из предложенных вариантов;
8) объяснить
выражения, составленные к данному условию;
9) поставить к условию вопрос, соответствующий данной схеме;
10) восстановить текст задачи, в котором пропущены числа и отдельные слова, по ее решению или графической схеме;
11) составить и решить обратные задачи;
12) дополнить текст задачи (подобрать числовые данные, поставить вопрос к данному условию; составить условие к данному вопросу);
13) составить задачу по аналогии, по иллюстрациям и моделям (по образному или схематическому рисунку, краткой записи, графической схеме, таблице, чертежу), по выражению;
Слайд 25Анализ и синтез
14) решить задачу, отличающуюся от стандартной (задачу с недостающими
или лишними данными, задачу в косвенной форме; задачу повышенной трудности; задачу с условными ("сказочными") числами или с буквенными данными; логическую или комбинаторную задачу; задачу-шутку, задачу на смекалку).
Слайд 26Классификация
Группировка объектов – распределение объектов на группы в соответствии с какими-либо
признаками
Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками
Типовые виды заданий:
- определить, по какому признаку разбили объекты на группы,
- разделить объекты на группы;
- дополнить группы;
- найти лишний объект.
Слайд 27Классификация
Определить признак для группировки
По какому признаку разложили флажки на две группы?
Слайд 28Классификация
По какому признаку разложили флажки на две группы?
Слайд 30Классификация
Разделить на группы
Слайд 31Классификация
Распредели числа
120, 580, 301, 325, 52, 17, 40 на две
группы.
Запиши название каждой группы
Распредели слова в 2 группы. Запиши группу, в которой буква ё обозначает два звука.
Ёж, колёса, вдвоём, весёлый, ёлка, лёд, ёрш
Запиши одно общее свойство чисел
5554, 6664 и 4448
Слайд 33Классификация
Разбить на группы по существенному признаку
Слайд 34Классификация
Выполнить классификацию
Слайд 37Классификация
Найди лишнюю картинку