Слайд 1Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования
Лектор:
БЕЛАЯ КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА,
канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, Заслуженный учитель РФ
Слайд 2
Организация образовательной деятельности с дошкольниками
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а
жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет.
(С.Я. Маршак)
Слайд 3
Основы организации педагогического процесса
с детьми дошкольного возраста
Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Слайд 4
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект)
Стандарт преследует следующие цели:
обеспечение государством
равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Слайд 5
Особенности построения
образовательной программы в ДОО
Основные общеобразовательные программы разработаны и
реализуются в образовательных организациях на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 ).
С введением в действие ФГОС дошкольного образования ее структура будет меняться.
Слайд 6
Образовательная программа (ОП) определяет содержание и описание модели образовательного процесса. В
ней выделена обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов ОП избираются авторами с учетом предложенной структуры, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный (проект ФГОС ДО).
Образовательная программа
Слайд 7
Образовательная программа ДОО
В образовательной программе обозначена примерная программа и технологии, которыми
пользуются педагоги при организации образовательного процесса.
Содержательный раздел обеспечивает полноценное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и раскрывает следующие задачи:
развитие специфических видов деятельности;
становление первичной ценностной ориентации и социализации;
развитие первичных представлений;
коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы.
Слайд 8Основные позиции обновления организации
образовательного процесса
Комплексно-тематическая модель организации образовательных содержаний.
Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц).
Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой.
Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу.
Слайд 9
Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.
Психологическое сопровождение образовательного процесса.
Четкая организация
взаимодействия специалистов.
Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений).
Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.д.
Основные позиции обновления организации образовательного процесса
Слайд 10Гибкий режим жизнедеятельности возрастной группы
Проектируя режим дня группы надо помнить, что
основные компоненты режима (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон и общее время прогулок) должны оставаться неизменными.
Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально загружены.
Необходимо обеспечить ребенку легкое «вхождение» в рабочую неделю и состояние удовлетворенности от пребывание в детском саду в конце недели.
Слайд 11
Гибкий режим жизнедеятельности возрастной группы
При составлении режима
руководствуемся следующими принцами:
каждый
день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей, месту и форме их организации;
в режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения;
ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать детям, а педагогом следует ее всячески поощрять;
в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.
Слайд 12
Формы образовательной деятельности
Программные цели и задачи дошкольного образования реализуются при комплексно-тематическом
планировании (тематический день, тематическая неделя и т.д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Слайд 13
Формы образовательной деятельности
Примеры форм работы при организации
двигательной детской деятельности:
подвижные игры
с правилами;
подвижные дидактические игры;
игровые упражнения, игровые ситуации;
соревнования, досуги;
ритмика, аэробика, детский фитнес;
спортивные игры и упражнения;
аттракционы;
спортивные праздники;
гимнастика (утренняя и пробуждения);
организация плавания.
Слайд 14Примеры форм работы при организации
игровой деятельности:
сюжетные игры, игры с
правилами;
создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);
игры с речевым сопровождением;
пальчиковые игры;
театрализованные игры.
Формы образовательной деятельности
Слайд 15
Формы образовательной деятельности
Примеры форм работы при организации
познавательно-исследовательской деятельности:
наблюдение, экскурсия;
решение проблемных
ситуаций;
экспериментирование, исследование;
коллекционирование;
моделирование;
реализация проекта;
интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
увлечения.
Слайд 16Формы образовательной деятельности
Примеры форм работы при организации
восприятия художественной литературы
и фольклора:
чтение, обсуждение;
заучивание, рассказывание;
беседа;
театрализованная деятельность;
самостоятельная художественная речевая деятельность;
викторина, КВН;
вопросы и ответы;
презентации книжки;
выставки в книжном уголке;
литературные праздники, досуги.
Слайд 17Формы образовательной деятельности
Примеры форм работы при организации коммуникативной детской деятельности:
беседа, ситуативный
разговор;
речевая ситуация;
составление и отгадывание загадок;
игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);
этюды и постановки.
Примеры форм работы при организации трудовой детской деятельности
(самообслуживание, бытовой труд и труд в природе):
дежурство;
коллективные и индивидуальные поручения, задания;
совместные действия.
Слайд 18Формы образовательной деятельности
Примеры форм работы при организации
музыкальной деятельности
(пения, музыкально-ритмических
движений,
игры на детских музыкальных инструментах):
слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки;
музыкально-дидактическая игра;
беседа (элементарного музыковедческого содержания);
совместное и индивидуальное исполнение;
музыкальное упражнение;
двигательный, пластический, танцевальный этюд, танец;
концерт-импровизация;
музыкальная сюжетная игра.
Слайд 19Организация совместной деятельности взрослых и детей
в проектной деятельности
В настоящее время
использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.
Основными теоретическими позициями проектного обучения являются:
в центре внимания – ребенок;
образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень;
глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Слайд 20Что же такое проектная деятельность?
Проектная деятельность – сложноорганизованный̆ процесс, предполагающий̆
не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей̆, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной̆ сетки занятий в детском саду.
(Н.Е. Веракса)
Слайд 21Особенности организации проектной деятельности
проектная деятельность разворачивается в проблемной̆ ситуации, которая не
может быть решена прямым действием;
участники проектной̆ деятельности должны быть мотивированы и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой̆ они включаются в исследование;
проектная деятельность имеет адресный̆ характер, а следовательно ярко выраженную социальную окраску.
Слайд 22Игровые технологии в работе с дошкольниками
Понятие «игровые педагогические технологии» включает
достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Пример – дидактическая игра.
Игровые формы образования могут быть в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками.
Слайд 23Организация тематических прогулок
В образовательном процессе важным элементом в режиме дня
являются прогулки с детьми.
Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Наряду традиционной формой проведения прогулок, мы предлагаем еще пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные и прогулки – трудовые акции.
Слайд 24Тематическая прогулка-поход с дошкольниками
Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе
которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2–3 в год. Мы считаем, что при частом проведении эти прогулки потеряют свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.
Слайд 25Тематическая спортивная прогулка с дошкольниками
Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья,
профилактику утомления, на физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. В спортивных прогулках разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой.
При правильной организации эти прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в таких прогулках делается на формирование физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни.
Слайд 26Тематическая развлекательная прогулка с дошкольниками
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на эмоциональную
и психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Формы их организации могут быть многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности.
Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.
Слайд 27Тематическая прогулка-событие с дошкольниками
Прогулка-событие посвящается определенной теме (День Космонавтики, День защитника
Отечества, День Победы, День города, День Знаний и др.) или событию, произошедшему в детском саду (привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.).
Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы. Эти прогулки способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
Слайд 28Тематические прогулки – трудовые акции с дошкольниками
В прогулках – трудовых акциях
преобладают трудовые поручения для детей, включение их в разные по организации формы труда в соответствии с сезоном и погодными условиями.
На прогулках, связанных с трудовыми действиями, у детей формируется понимание, что труд в природе это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости такого труда, воспитывает желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (сгребание снега, очистка веранды от песка, листьев).
На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща.
Итог труда – это результат совместной работы всех.
Слайд 29Ключевые задачи при организации
образовательной деятельности
наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
творческий подход
к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;
широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций;
Слайд 30Ключевые задачи при организации
образовательной деятельности
вариативность в отборе тем, форм, средств,
методов, (новизна и разнообразие);
исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;
внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.