Слайд 1Понятие
педагогической
технологии
Слайд 2Понятие педагогической технологии
Определения
Технология обучения или педагогическая технология – совокупность воспроизводимых способов
организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданные цели.
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
Слайд 3Понятие педагогической технологии
Современная трактовка понятия «педагогическая технология» определяется достаточно широко:
1. Целенаправленное
использование объектов, приемов, технических средств обучения, событий и отношений в учебно-воспитательном процессе.
2. Целенаправленное структурирование и представление педагогической информации и системы организации коммуникаций в педагогическом процессе.
3. Система управления познавательной деятельностью учащихся.
4. Конструирование средств и методов педагогического процесса для решения определенных задач.
Слайд 4Понятие педагогической технологии
5. Планирование процесса обучения и воспитания.
6. Комплексный интегративный процесс,
включающий системное соединение идей, способов организации людей, ресурсов для достижения цели образования.
7. Технология проектирования педагогических систем.
8. Методология планирования, реализация и оценивания образовательных процессов.
Слайд 5Понятие педагогической технологии
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
научным: педагогические
технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения плакируемых результатов обучения;
процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Слайд 6Понятие педагогической технологии
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки,
исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Слайд 7Понятие педагогической технологии
Структура педагогической технологии.
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
- цели
обучения - общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
в) процессуальная часть - технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности обучающихся;
- методы и формы работы преподавателя;
- деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Слайд 8Признаки
педагогических
технологий
Слайд 9Признаки педагогических технологий
Для педагогической технологии присущи следующие признаки:
диагностическое целеполагание
результативность
экономичность
воспроизводимость
корректируемость
визуализация
Таким образом, педагогическая технология - это воспроизводимые способы организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель.
Слайд 10Признаки педагогических технологий
Цель обучения (воспитания) поставлена диагностично, если:
дано настолько точное определенное
описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно отличать от любых других качеств личности;
имеется способ, “инструмент” для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;
возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе показателей контроля;
существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Слайд 11Основные понятия.
Цели.
Целеобразование.
Слайд 12Основные понятия. Цели. Целеобразование.
Процесс целеобразования можно представить в виде 3
уровней:
Глобальный уровень целеобразования это общественно-государственный заказ, идеал.
Этапный уровень целеобразования это цели которые, ставит перед собой учебный план, учебная программа.
Оперативный уровень целеобразования это цели изучения предметов, учебно-методические материалы по дисциплине.
Слайд 13Основные понятия. Цели. Целеобразование.
Таким образом, в процессе обучения различают следующие
виды целей:
образовательной программы,
образовательной области,
учебного предмета в целом,
раздела, темы,
занятия, элемента занятия.
Слайд 14Основные понятия. Цели. Целеобразование.
Эти виды цели могут быть заданы с
различной степенью конкретизации, различными способами, но вместе с тем, они должны отвечать следующим условиям:
диагностичность, то есть должны быть средства для проверки;
достижимость;
операционность, то есть должны быть средства ее достижения.
Слайд 15Основные понятия. Цели. Целеобразование.
Способ описания эталонного результата.
1. Характеристика внешних условий;
2.
Ожидаемые учебные результаты (или "наблюдаемые действия");
3. Их эталонные признаки (критерии);
4. Метод оценки (измерения).
Описание эталонного результата обучения
Внешние Результаты Требования Метод
условия работы ученика к его работе оценки
Слайд 16Основные понятия. Цели. Целеобразование.
Требования к целям обучения. Цели обучения должны
быть:
жизненно необходимыми,
реально достижимыми,
точными,
проверяемыми,
систематизированными и полными без избыточности, т.е. диагностичны по всем основным свойствам личности.
Слайд 17Диагностика
качества
образования
Слайд 18Диагностика качества образования
Диагностика в педагогическом процессе понимается,
как и привычный термин
"контроль в учебном процессе" — это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, его точное определение результатов.
Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов, определенных целями обучения
Цели дидактического диагностирования:
своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса и его продуктивность.
Слайд 19Диагностирование включает в себя:
контроль,
проверку,
оценивание,
накопление статистических данных,
их анализ,
выявление динамики, тенденций,
прогнозирование дальнейшего развития событий.
Слайд 20Диагностика качества образования
Цель: обеспечение обратной
связи между преподавателем
и обучающимся.
Слайд 21Диагностика качества образования
Основой для оценивания успеваемости обучающегося
являются итоги (результаты) контроля.
Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы обучающихся.
Количественные – 1,2,3,4…(баллы) или %%(проценты)
Качественные – оценочные суждения(«отлично», «хорошо»)
Важно:
Оценка - это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение.
Слайд 22Диагностика качества образования
Количественное значение уровня обученности получается тогда, когда оценку понимают
(и определяют) как соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения. Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется из соотношения:
Слайд 23Диагностика качества образования
О = Ф/П • 100% , где
О - оценка
успеваемости (обученности, продуктивности),
Ф - фактический объем усвоенных знаний, умений;
П - полный объем знаний, умений, предложенных для усвоения.
0%<О<100%
100% - полное усвоение информации и 0% - полное отсутствие такового.
Слайд 24Диагностика качества образования
Функции оценки:
констатация уровня обученности;
стимулирования учения, положительной
мотивации, влияния на личность.
Слайд 25Диагностика качества образования
Важнейшие принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) обучающихся:
объективность;
систематичность;
наглядность (гласность).
Слайд 26Диагностика качества образования
Качество усвоения обучающимися подлежащего изучению материала, приобретенного (усвоенного) ими
опыта и деятельности, которую они могут осуществлять в результате обучения, может характеризоваться уровнями усвоения (деятельности):
1-й уровень - уровень представления (знакомства).
2-й уровень - уровень воспроизведения.
3-й уровень - уровень умений и навыков.
4-й уровень - уровень творчества.
Слайд 27Диагностика качества образования
Для достижения любого уровня усвоения студент должен осуществить учебную
деятельность (УД), состоящую из трех видов действий: ориентировочной основы действия (ООД), исполнительских действий (ИД) и контрольных действий (КД), выполняемых студентами обычно с помощью преподавателя:
УД = ООД + ИД + КД.
Слайд 28Диагностика качества образования
ООД - получение студентами необходимой информации, осознании поставленной перед
ними задачи усвоения;
ИД - интеллектуальной переработке полученной информации и выполнении упражнений с целью усвоения знаний, умений и навыков.
КД - действия, с помощью которых проверяются полнота, правильность и качество выполнения ООД и ИД.
Слайд 29Диагностика качества образования
Для измерения учебного процесса нужен инструмент, с помощью которого
можно объективно оценивать результаты, обеспечивать его упорядочение и осуществлять управление.
Объектом педагогической оценки в учебном процессе является деятельность обучающихся
Предметом - результаты этой деятельности, выраженные в различных качественных характеристиках.
Наиболее представительными из них выступают обученность и воспитанность.
Слайд 30Диагностика качества образования
Обученность — отражает способность обучающегося оперировать знаниями и умениями
при решении теоретических и практических задач, которые приобретаются им в действиях над конкретным учебным материалом.
Воспитанность — это показатель сформированных отношений студентов к окружающему их миру (к людям, событиям, вещам и т.д.), которые реализуются в их социальной деятельности, в умственных и практических действиях при решении общественных задач.
Слайд 31Диагностика качества образования
Педагогическая оценка обладает рядом фундаментальных свойств:
объективностью,
всесторонностью,
качественной
и количественной определенностью (детерминированностью),
точностью,
надежностью,
современностью,
результативностью и др.
Слайд 32Диагностика качества образования
Методы контроля зависят от того:
1. Какая обучающая процедура контролируется?
2.
Что контролируется — ход процедуры или ее результат?
3. Какие задания для проверки хода и результатов обучающей процедуры используются?
4. Какие ответы студентов используются при выполнении контрольных заданий?
5. Какова частота и периодичность контроля?
Слайд 33Диагностика качества образования
По указанным основаниям выделяются:
методы контроля объяснения и уяснения содержания
учебного материала,
методы пооперационного контроля и контроля по результату,
контроль с помощью заданий на воспроизведение знаний (пересказ содержания порции как письменно, так и устно), постановки вопросов по содержанию и предъявления задач, решаемых с применением знаний.
контроль с помощью конструируемых ответов.
систематический и эпизодический, частый и нечастый контроль, промежуточный и конечный (рубежный, итоговый).
Основная задача контроля объяснения и уяснения содержания материала ~ проверить уровень достигаемых целей.
Слайд 34Диагностика качества образования
Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
Применение рейтинга является
системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.
Рейтинговая система контроля учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества студента:
участие в научной работе на кафедре,
написание реферата,
участие в конкурсах научно-технического творчества,
выступление с докладом на студенческой научной конференции и др.
Слайд 35Диагностика качества образования
Рейтинговая сумма баллов формируется по результатам таких видов контроля,
как:
1. Входной контроль
2. Текущий контроль
3. Рубежный контроль
4. Итоговый
5. Отсроченный контроль
Слайд 36Диагностика качества образования
Инструментом измерения для рейтинговой системы является правильно построенный и
хорошо составленный тест, который соответствует не только предмету обучения, но и его задачам.
Таким образом, рейтинг является не только оценкой уровня усвоения знаний, но и служит развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины.
Слайд 38Тестирование
Педагогическое тестирование как один из методов контроля усвоения обучаемыми знаний, умений
и навыков обладает важными преимуществами перед традиционными методами контроля знаний:
Более высокая объективность контроля.
Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована.
Тестирование обладает более высокой эффективностью, чем традиционные методы контроля.
Слайд 39Тестирование
К достоинствам компьютерной формы тестирования следует отнести:
• объективность тестирования - ЭВМ
"беспристрастна" при предъявлении тестовых заданий и подсчете результатов их выполнения;
• удобство фиксации, хранения и представления результатов тестирования, а также возможность их автоматизированной обработки, включая ведение баз данных и статистический анализ;
• удобство реализации процедур индивидуально-ориентированного тестирования;
• возможность создания таких тестовых заданий, которые не могут быть представлены без компьютера, например с использованием графических, динамических, интерактивных и другие специфических возможности представления тестовых заданий
Слайд 40Тестирование
Недостаток компьютерного тестирования заключается в том, что от испытуемого требуются хотя
бы минимальные навыки работы с компьютером. Поэтому надо составлять тесты таким образом, чтобы испытуемый не тратил больших усилий и внимания на восприятие вопроса и выбор ответа, и это не влияло бы на показанный результат.
Слайд 41Тестирование
Тест может быть охарактеризован как эффективный, если он удовлетворяет определенным требованиям:
Слайд 42Тестирование
Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:
относительно
краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;
однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
относительно краткими, требующими сжатых ответов;
Слайд 43Тестирование
информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за
выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;
удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования — измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.
Слайд 44Тестирование
Тесты можно классифицировать по следующим основаниям как виды:
По средствам, используемым в
процессе тестирования:
бланковые
предметные
аппаратурные
практические
По количеству одновременно обследуемых людей:
индивидуальные
групповые
По форме ответа:
устные
письменные
Слайд 45Тестирование
По ответам тесты делятся на тесты с ответами:
Открытого типа:
1. Задания свободного
изложения (примером являются задания неоконченных предложений).
2. Задания-дополнения (для каждого пропущенного слова ставится отдельное многоточие).
Слайд 46Тестирование
Закрытого типа:
1. Альтернативный тип ответов (АО).
Испытуемый должен выбрать один из вариантов
ответов «да» или « «нет».
2. Задачи с множественным выбором (предполагают наличие вариативности в выборе, чтобы было не менее 3-х правдоподобных ответов).
3. Задачи соответствия (необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия двух списков).
4. Аналогии.
5. Задания на исключение лишнего (найти общие закономерности между элементами и сделать вывод об их подобии или различии).
6. Последовательности (на завершение последовательности)
Слайд 47Тестирование
Закрытые задания, наиболее часто встречающиеся на практике, состоят из двух частей:
•
основной части, содержащей утверждение или вопрос;
• вариантов выбора, или некоторого количества возможных ответов, из которых тестируемый должен выбрать правильный ответ.