Слайд 1Понятие о качестве
образования и
критериях его оценки
Слайд 2 Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего
качества. В противном случае оно совершенно бесполезно
Р. Киплинг.
Слайд 3Толкование понятия «образование»
(М.М. Поташник)
1. Общественное явление, атрибут и вечный спутник
человечества на всем его историческом пути
2. Значимая ценность
.
Слайд 4
3.Функция общества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно
функция граждан по отношению к своему собственному развитию, обществу и государству
4.Сложная иерархическая система, включающая дошкольное, школьное, внешкольное (дополнительное), среднее профессиональное, высшее образование, магистратуру и т.д.
Слайд 5
5.Сфера социальной жизнедеятельности, включающая в себя не только образование, но и
родственные отрасли – здравоохранение, культуру, социальную защиту и др.
6.Деятельность, предполагающая взаимодействие педагогов и тех, кто получает образование
7.Процесс
8.Результаты образовательного процесса
Слайд 6
Качество
– это совокупность свойств, определяющих степень пригодности объекта для использования
по назначению
Слайд 7
Два признака качества любой продукции:
наличие у нее определенных свойств;
рассмотрение их ценности не с позиций производителя, а с позиций потребителя.
Слайд 8 Качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его
способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности
Макаров А.А.
Слайд 9
Качество образования - есть адекватность (соответствие) состояния образовательной системы требованиям, предъявляемым
к ней со стороны общества, государства, личности. Эти требования (социальные нормы) отражаются в стандартах образования
(Макаров А.А.)
Качество образования - степень соответствия результатов обучения и воспитания поставленным целям, конкретизированным в виде стандартов
(Тропина Н.В.)
Слайд 10Качество образования – социальная результативность процесса образования в обществе, его соответствие
потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
С.Е. Шишов, В.А. Кальней
Слайд 11Показатели оценки результатов образования
Знания, умения, навыки
Показатели личностного развития
Отрицательные эффекты (последствия) образования
Изменение
профессиональной компетентности учителя и его отношения к работе
Рост (или падение) престижа школы в социуме
Слайд 12Под мониторингом
следует понимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых
характеристиках качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процессов и результатов образования нормативным требованиям, происходящих переменах и прогнозируемых тенденциях.
Слайд 15Принципы организации мониторинга
- целенаправленность
- научность
- нормативность
- целостность и
непрерывность
- оптимальность
- эффективность и действенность
- компетентность
Слайд 16Разновидности применения мониторинга в сфере образования
информационный мониторинг
базовый мониторинг
проблемный мониторинг
управленческий мониторинг
Слайд 17Закон«Об образовании в РФ»
(статья 28, пункт 2)
К компетенции образовательной организации
относится:
осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ…»
обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации.
Слайд 18Мониторинг – это методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта
или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов.
Слайд 19Основные принципы отбора показателей для оценки качества образования
Ориентация на требования внешних
пользователей
Учет потребностей системы образования
Минимизация системы показателей
Инструментальность и технологичность используемых показателей
Оптимальность использования источников первичных данных
Слайд 20
Иерархичность системы показателей
Сопоставимость системы показателей с международными аналогами
Соблюдение морально–этических норм в
отборе показателей
Слайд 213 группы показателей эффективности образовательного процесса
Показатели, отражающие информацию о финансировании образования,
его кадровом, информационном, материально–техническом, методическом обеспечении.
Показатели, отражающие доступность и дифференциацию обучения, организацию образовательного процесса, гуманистическую и культурно–познавательную направленность, соответствие структуры и содержания актуальным тенденциям теории и практики образования, внедрение инновационных методов обучения.
Слайд 22
3. Показатели, определяющие качественный состав обучаемых, условия и атмосферу преподавания, качество
получаемых знаний, умений, навыков и компетенций, результаты учебных достижений, информацию о дальнейшей общественной судьбе обучавшихся.
Слайд 23Критерии мониторинга
Степень соответствия целям, задачам, нормам, требованиям применительно к конкретному объекту
мониторинга
Изменение состояния конкретного объекта мониторинга