Слайд 1Подготовка образовательных организаций к обеспечению качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
Кузьмина Ольга Сергеевна,
к.п.н., доцент кафедры дефектологического образования ОмГПУ
Слайд 2Основные вопросы
В чем сущность подготовки образовательных организаций к обеспечению образования обучающихся
с ОВЗ?
Каков основной механизм психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?
Слайд 3
Инвалид –
лицо, которое имеет нарушение здоровья
со стойким расстройством функций
организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами, приводящее
к ограничению жизнедеятельности и вызывающее
необходимость социальной защиты (181-ФЗ)
Ограничение жизнедеятельности –
полная или частичная утрата лицом способности
или возможности осуществлять самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться,
контролировать свое поведение, обучаться и
заниматься трудовой деятельностью.
Слайд 4Обучающийся с ОВЗ –
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом
и
(или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией
и препятствующие получению образования
без создания специальных условий (273-ФЗ)
Слайд 6273-ФЗ Ст. 55
П.3. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение
по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Слайд 7
Адаптированная основная общебразовательная программа
Специальная индивидуальная программа развития
1
2
5
Дневники индивидуального сопровождения
4
3
Адаптированная образовательная программа
Индивидуальный
образовательный маршрут
Слайд 8«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
СанПиН 2.4.2.3286-15", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26
Слайд 9Основное понятие
Адаптированная основная
общеобразовательная программа–
нормативно-управленческий документ,
характеризующий специфику содержания и особенности
организации
учебно-воспитательного коррекционно-
развивающего процесса; разрабатывается на основе
стандарта с учетом особенностей психофизического
развития обучающихся с ОВЗ и обеспечивает коррекцию
нарушений в развитии и социальную адаптацию.
Слайд 10Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья:
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказ
Министерства образования и науки РФ
№ 1598 от 19 декабря 2014 года
Приказ
Министерства образования и науки РФ
№ 1599 от 19 декабря 2014 года
Слайд 11Предмет регулирования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ – отношения в сфере
образования следующих групп обучающихся:
глухие, слабослышащие, позднооглохшие обучающиеся;
слепые, слабовидящие обучающиеся;
обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи;
обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
обучающиеся с задержкой психического развития;
обучающиеся с расстройствами аутистического спектра;
обучающиеся со сложными дефектами.
Предмет регулирования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)– отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).
Слайд 12Инновационность и нововведения ФГОС
базирование на «инклюзивной философии» образовательной политики,
снятие «постулата необучаемости»
по отношению к детям с ОВЗ,
закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование,
в содержании образования выделены два взаимодополняющих компонента: академический и «жизненной компетенции».
Слайд 13Компоненты
Академический
накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в
настоящем и будущем.
Формирование жизненной компетенции
овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребёнку в обыденной жизни.
Слайд 15Варианты ФГОС, предусмотренные для детей с ОВЗ
Слайд 16Оценка знаний и умений ребёнка:
«Академический компонент»
традиционная система оценивания
«Формирование жизненной
компетенции»
метод экспертной группы
(анализ поведения и динамики развития ребёнка в повседневной жизни, представление результатов в форме удобных и понятных всем членам группы условных единицах)
Слайд 17Особенности проектирования АООП в соответствии с требованиями ФГОС
Разрабатывается только на основании
заключений ПМПК.
Может быть одна или несколько (при этом состав обучающихся с ОВЗ может быть разным).
Обязательно описание механизма психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Необходимо соблюдать соотношение частей АООП (1 и 2 варианты - 80/20%, 3 вариант - 70/30%, 4 вариант – 60/40%).
Слайд 18
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ
Содержательный раздел
Программа формирования УУД
Целевой раздел
Пояснительная записка
Описание
планируемых результатов освоения АООП
Система оценки достижения
планируемых результатов освоения АООП
Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности
Программа коррекционной работы
Организационный раздел
План внеурочной деятельности
Коррекционно-развивающая область
Социальное направление
Спортивно-оздоровительное
Нравственное
Общекультурное
Учебный план
Система условий реализации ООП( кадровые, финансовые, материально-технические, учебно-методические, информационные)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа внеурочной деятельности
Общеинтеллектуальное
Слайд 19
Пояснительная записка
Целевой раздел
Результаты освоения адаптированной образовательной программы
Система оценки результатов освоения АОП
Слайд 20
Организационный раздел
Учебный план
План внеурочной деятельности
Система условий
Кадровые
Финансовые
Мат-но-тех-кие
Инф.-образоват. среда
Учебно-метод. обеспечение
Психолого-педагоги-ческие
Слайд 21Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО.
Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю).
Слайд 22
Программа формирования УУД (БУД)
Программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
Программа
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа коррекционной работы
Содержательный раздел
Слайд 23Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ должна содержать:
Описание
ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО;
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ;
Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования универсальных учебных действий заменяется программой базовых учебных действий.
Слайд 24Программа коррекционной работы
является обязательным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования (АООП НОО) и разрабатывается образовательным учреждением (в лице ПМПк) при организации обучения и воспитания в нем детей с ОВЗ.
Слайд 25Программа коррекционной работы направлена на создание в образовательном учреждении системы комплексной
помощи детям с ОВЗ в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Слайд 26Она может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные
варианты специального сопровождения таких детей.
Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения.
Варьироваться может и степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные).
Слайд 27Программа коррекционной работы в структуре АООП, разрабатываемая ПМПк, должна обеспечивать:
выявление
и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении ими АООП и их дальнейшую интеграцию в социум;
реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых организацией совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
Слайд 28Структура программы коррекционной работы включает:
1) цели и задачи;
2) перечень,
содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;
3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ;
4) Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ (в т.ч. безбарьерной среды, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий), а также механизм взаимодействия;
5) модели и технологии реализации коррекционной работы;
6) планируемые результаты коррекционной работы.
Слайд 29Система психолого-педагогического сопровождения включает себя коррекционную работу, реализующуюся во всех организационных
формах деятельности образовательной организации:
учебной (урочная и внеурочная)
внеучебной (внеурочная деятельность и дополнительное образование)
Слайд 30Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения:
внутришкольный (взаимодействие педагогов и специалистов образовательного учреждения,
обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ в образовательном процессе);
внешний (социальное партнёрство, профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами).
Слайд 31В содержании коррекционной работы можно выделить несколько направлений:
диагностическое,
коррекционно-развивающее,
консультативное,
информационно-просветительское,
профилактическое,
координационное,
экспертное.
Слайд 32Условия освоения АООП детьми с ОВЗ:
1) учет индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей обучающихся;
2) обеспечение преемственности программ дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
3) значение видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
4) обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
5) обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитиидетей с ОВЗ, их социализация и оказание помощи детям этой категории в освоении АООП или ООП;
6) оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся;
7) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры образовательной организации.
Слайд 33Описанные выше условия освоения АООП НОО обеспечивают получение качественного образования детьми
с ОВЗ в соответствии со своими возможностями и индивидуальными потребностями наравне с другими сверстниками в образовательных организациях.
Слайд 34
Адаптированная основная общебразовательная программа
Специальная индивидуальная программа развития
1
2
5
Дневники индивидуального сопровождения
4
3
Адаптированная образовательная программа
Индивидуальный
образовательный маршрут
Слайд 35273-ФЗ Ст. 79
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Слайд 36Адаптированная образовательная программа –
образовательная программа, адаптированная для
обучения лиц с
ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития,
индивидуальных возможностей
и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц
Слайд 37Адаптированная основная общеобразовательная программа
Индивидуальные особенности психофизического и речевого развития ребенка с
ОВЗ
Адаптированные образовательные программы
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Для детей с тяжелыми нарушениями речи
Для детей с задержкой психического развития
Для детей с расстройством аутистического спектра
Слайд 38АОП обеспечивает:
Достижение ребенком с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП в соответствии
с особыми образовательными потребностями.
Частичную или полную коррекцию и компенсацию имеющихся у ребенка психофизических недостатков.
Условия образовательного процесса в соответствии с потребностями и возможностями определенной обучающегося с ОВЗ.
Перечень специальных методов, приемов и средств, позволяющих осуществить коррекцию нарушений и социализацию ребенка с ОВЗ.
Возможность реализации системности педагогического воздействия по основным содержательным линиям развития обучающегося.
Наличие продуманной логической последовательности педагогических действий, обеспечивающих продуктивность коррекционно-образовательного процесса.
Согласованность требований ФГОС, примерных АООП и индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
Соответствие педагогических действий общим и специфическим закономерностям развития ребенка с ОВЗ и логике педагогического процесса.
Слайд 39 АОП осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида
и включает следующие направления деятельности:
анализ и подбор содержания;
изменение структуры и временных рамок;
использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
Слайд 40СТРУКТУРА АОП определяется:
Целью и задачами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Возрастом обучающегося
с ОВЗ, для которого разрабатывается АОП.
Структурой имеющегося нарушения у ребенка.
Комплексным подходом к проектированию АОП, который отражается в описании специализированных программ, методов, приемов, технологий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
Временной последовательностью реализации тех или иных мероприятий по образованию ребенка с ОВЗ.
Слайд 41АОП ребенка с ОВЗ раннего и дошкольного возраста
Данные психолого-педагогического обследования
ребенка с ОВЗ.
Цель и задачи коррекционно-образовательной работы.
Особенности содержания педагогической работы по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Описание технологий, методов и средств воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.
Особенности проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
Специальные условия адаптации ребенка с ОВЗ к процессу воспитания и обучения.
Особенности коррекционной работы, работы специалистов.
Специфика формирования детского коллектива и межличностных взаимоотношений.
Рекомендации родителям и по работе с родителями.
Слайд 42АОП ребенка с ОВЗ школьного возраста
Диагностический блок.
Блок целеполагания.
Блок коррекционной работы:
направления психологического, логопедического, лечебно-физического, дефектологического и медицинского сопровождения.
Блок педагогической работы: типовые образовательные программы, технологии, методы и приемы работы, в т.ч. особенности воспитательной работы.
Критериально-оценочный блок.
Блок описания специальных условий.
Рекомендации родителям.
Слайд 43Основные возрастные новообразования у детей как содержательная основа проектирования АОП
Слайд 44Структура АОП
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Слайд 45Структурные элементы адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
Титульный лист
Пояснительная записка
Индивидуальный
учебный план
Содержание программы
Воспитательный компонент*
Коррекционный компонент
Образовательный компонент*
Заключение и рекомендации
Организационный блок, индивидуально-подгрупповое расписание*
Критерии и показатели эффективности
Слайд 46
Методические материалы по организации коррекционной работы
ФГОС начального общего образования +
ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ
Адаптированная образовательная программа (АОП)
Слайд 47Принципы организации коррекционно-педагогической работы
Принцип поэтапного формирования умственной деятельности
Принцип генерализации умственного действия
Принцип
учета уровней актуального и ближайшего развития
Принцип совместно-разделенной деятельности
Принцип деятельностного подхода
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода
Принцип алгоритмизации
Слайд 48КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Направления коррекционной работы
Психолого-педагогическое
Медицинское
Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка, мониторинг его развития
Коррекционная
работа в образовательном процессе
Логопедическое сопровождение развития ребенка
Психологическое сопровождение развития ребенка
Лечебно-оздоровительная работа:
профилактические мероприятия,
лечебные мероприятия,
оздоровительные мероприятия
Слайд 49Условия обучения и воспитания детей с НОДА
создавать безбарьерную архитектурно-планировочную среду и
ортопедический режим;
осуществлять профессиональную подготовку педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;
соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности, проведение физкультурных пауз и т. д.);
организовывать коррекционно-развивающие занятия по коррекции нарушенных психических функций;
осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
оказывать логопедическую помощь по коррекции речевых расстройств;
подбирать мебель, соответствующую потребностям детей;
предоставлять ребенку возможность передвигаться по ОО тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе;
Слайд 50проводить целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ, обучать их доступным
приемам коррекционно-развивающей работы;
формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у нормально развивающихся детей и их родителей;
привлекать персонал, оказывающий физическую помощь детям при передвижении по ОО, принятии пищи, пользовании туалетом и др.;
привлекать детей с НОДА к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях.
При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс ОО обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.
Слайд 51Условия обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра
К особым образовательным
потребностям детей с РАС (по О. С. Никольской) относятся потребности:
в периоде индивидуализированной подготовки к обучению;
в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения;
в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего, соотнесении общего темпа с индивидуальным;
в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
в дозировании введения в жизнь ребенка новизны и трудностей;
в дозированной подаче новой информации с учетом темпа и работоспособности ребенка;
Слайд 52в четком соблюдении режима дня, представленного в виде символов и пиктограмм
(в зрительном доступе), и упорядоченной предметно-пространственной образовательной среде;
в специальной отработке форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с взрослым;
в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;
в создании адаптированной образовательной ситуации;
в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;
в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом и логопедом;
в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработке средств коммуникации и социально-бытовых навыков;
в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и детьми;
в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательной организации и с родителями нормально развивающихся детей;
в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательной организации.
Слайд 53Технология организации коррекционно-образовательного процесса
Входное оценивание образовательных, развивающих и особых потребностей каждого
ребенка.
Деятельность междисциплинарного консилиума (службы) для определения индивидуального образовательного маршрута и особенностей психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка с ОВЗ, а также меру включения в инклюзивный процесс.
Назначение сопровождающего (при наличии показаний) и ведущего специалиста.
Включение каждого ребенка в инклюзивный процесс, а также при возможности организация системы индивидуальных занятий с сопровождающими специалистами.
Слайд 54Организация учебной, внеучебной деятельности и т.д. в условиях инклюзивного класса.
Выстраивание коммуникации
в образовательной среде для обеспечения принятия каждого ребенка и равенства коммуникаций.
Непрерывное отслеживание динамики развития ребенка, индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи и по необходимости корректировка образовательного маршрута.
Обязательное проведение коррекционных занятий (логопеда, дефектолога, психолога и др.).
Психолого-педагогическое сопровождение семей по реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка, адекватного принятия инклюзивной модели.
Создание специальных условий, необходимой физически доступной среды.
Слайд 55
Адаптированная основная общебразовательная программа
Специальная индивидуальная программа развития
1
2
5
Дневники индивидуального сопровождения
4
3
Адаптированная образовательная программа
Индивидуальный
образовательный маршрут
Слайд 57Психолого-медико-педагогическое сопровождение с позиции технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания и педагогической поддержки
(автор О.С. Газман) является комплексной системой, особой культурой поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Слайд 58Основным механизмом психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся
с инвалидностью является работа психолого-медико-педагогического консилиума
Слайд 59Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901-6.
О
психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения.
Слайд 60Психолого-медико-педагогический консилиум
является формой деятельности постоянно действующего, объединенного общими целями, скоординированного коллектива
специалистов, реализующих ту или иную стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и разрабатывающих тактики сопровождения ребенка.
Слайд 61Основные функции ПМПк:
Диагностическая функция: распознание причин и характера отклонений в
развитии дошкольников и младших школьников, изучение социальной ситуации развития ребенка, взаимодействия в коллективе сверстников, определение потенциальных возможностей и способностей ребенка и получения образования в других формах.
Образовательная функция: разработка стратегии психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, составление индивидуального коррекционного маршрута, определение тактики и технологий обучения и воспитания, АОП и СИПР.
Коррекционно-реабилитационная функция: защита интересов ребенка, оказавшегося в неблагоприятных условиях воспитания и обучения, выработка рекомендаций по медицинской реабилитации, семейная реабилитация (повышение статуса ребенка в глазах родителей, повышение ценности семьи, выработка рекомендаций для родителей, запрещение или предупреждение методов психического и физического воздействия на ребенка).
Слайд 62Команда специалистов
Классный руководитель (воспитатель в ДОУ)
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Социальный педагог
Учитель-дефектолог
Учителя предметники ( учитель музыки,
физической культуры и др.)
Медицинский работник
Заместитель директора по УР
Слайд 63Виды консилиумной деятельности
и решаемые задачи
ПЛАНОВЫЙ КОНСИЛИУМ
Уточнение стратегии и определение тактики
сопровождения детей с ОВЗ;
Разработка индивидуального образовательного плана; индивидуального коррекционно-образовательного маршрута; АОП; СИПР
Выработку согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной работы;
Динамическую оценку состояния ребенка и коррекцию ранее намеченной программы.
ВНЕПЛАНОВЫЙ КОНСИЛИУМ
Решение вопроса о принятии необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;
Изменение направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; Изменение ИКОП, АОП, СИПР
Решение вопроса об изменении образовательного маршрута (в рамках деятельности данного ОУ, либо иного типа учебного заведения (повторное прохождение ПМПК).
Слайд 64Этапы работы ПМПк
ПРЕДВАРИ-ТЕЛЬНЫЙ
ПЕРВЫЙ
ВТОРОЙ
ТРЕТИЙ
Слайд 65Предварительный этап
Знакомство с заключением и рекомендациями ПМПК, анализ условий включения
детей с ОВЗ, направленность коррекционной работы.
Сбор информации о ребенке (рисунки, письменные и творческие работы, поделки и другие продукты деятельности), в том числе анамнестических данных.
3. Подбор диагностических методик для проведения обследования.
4. Разработка критериев по каждому уровню.
Слайд 66Первый этап
5. Первичное обследование ребенка профильными по отношению к его особенностям
и ограничениям специалистами (возможно совместно всеми специалистами, либо индивидуально каждым специалистом), составление индивидуальных заключений и рекомендаций каждым специалистом консилиума. Проведение диагностики каждым специалистом, составление индивидуальных заключений.
Слайд 67Второй этап
6. Проведение заседания консилиума, выработка коллегиального мнения (коллегиальное заключение и
коллегиальные рекомендации). Разработка индивидуального образовательного маршрута.
7. Работа с родителями по представлению результатов ПМПк.
Слайд 68Третий этап
8. Реализация индивидуального образовательного маршрута, АОП и СИПР.
9. Динамическое обследование, итоговое
обследование, коррекция индивидуального образовательного маршрута, АОП и СИПР.
Слайд 69Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося с ОВЗ –
документ, отражающий общую стратегию,
тактику
и конкретные шаги педагогического коллектива и родителей
в организации поддержки ребенка с ОВЗ в процессе
получения им образования и –
в конечном итоге, максимальной социальной адаптации.
Слайд 70В настоящее время у нас не существует единого документа, включающего в
себя все аспекты психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (такие документы разработаны и действуют в образовательных учреждениях Великобритании, Норвегии, США).
Слайд 71Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Состоит из следующих блоков:
психологическая и
коррекционная помощь,
педагогическая помощь,
лечебно-профилактическая помощь,
консультационная помощь,
создание специальных условий.
Слайд 72Психологическая и коррекционная помощь
Кто из специалистов участвует в работе с ребенком
с ОВЗ (логопед, психолог, дефектолог и др.)
Как часто участвуют (режим и форма работы)
Каким образом участвуют (технологии и программы работы)
Как отслеживают динамику развития ребенка с ОВЗ (критерии достижений, форма оценки)
Слайд 73Педагогическая помощь
Кто из педагогов участвует в работе с ребенком с ОВЗ
(воспитатель, учитель, тьютор и др.)
Как часто участвуют (режим и форма работы)
Какие программы и технологии применяют (АООП, вариант обучения, алгоритм работы)
Как отслеживают динамику развития ребенка с ОВЗ (критерии достижений, форма оценки)
Слайд 74Лечебно-профилактическая помощь
Кто из специалистов участвует в работе с ребенком с ОВЗ
(инструктор по ЛФК, массажист, мед.работник др.)
Как часто участвуют (режим и форма работы)
Каким образом участвуют (технологии и программы работы)
Как отслеживают динамику развития ребенка с ОВЗ (критерии достижений, форма оценки)
Слайд 75Консультационная помощь
Кто из медицинских работников должен проконсультировать ребенка с ОВЗ и
его родителей (психиатр, невролог, ортопед и др.)
Как организуется работа по сопровождению родителей (консультативный пункт)
Как часто участвуют (режим и форма работы)
Кто контролирует и отслеживает состояние ребенка с ОВЗ (критерии достижений, форма оценки)
Слайд 76Создание специальных условий
Режим пребывания
Создание безбарьерной среды
Особенности коррекционно-развивающей среды
Охранительный режимы
Особенности организации образовательного
процесса
Особенности воспитательного процесса
Слайд 77Создание специальных условий
Отмечается длительность данного условия
Дается его характеристика
Фиксируется конкретная задача для
ребенка с ОВЗ
Определяются ответственные
Слайд 78Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут
Ф.И.О. ребенка _2 группы (средней)
Группа здоровья__4,_(ДЦП, нарушение
зрения)
Возраст____7 лет
Дошкольная группа (компенсирующая, инклюзивная)
таблица
Слайд 82
Адаптированная основная общебразовательная программа
Специальная индивидуальная программа развития
1
2
5
Дневники индивидуального сопровождения
4
3
Адаптированная образовательная программа
Индивидуальный
образовательный маршрут
Слайд 83Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) –
индивидуальная программа для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости,
тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР),
учитывающая специфические образовательные потребности
указанных лиц.
Разрабатывается на основе ФГОС для обучающихся с УО (ИН) и
комплексной оценки сформированности личностных
и предметных результатов, заключения ПМПК и
с учетом мнения родителей (законных представителей).
Слайд 84
Адаптированная основная общебразовательная программа
Специальная индивидуальная программа развития
1
2
5
Дневники индивидуального сопровождения
4
3
Адаптированная образовательная программа
Индивидуальный
образовательный маршрут
Слайд 85Дневник индивидуального сопровождения –
ежедневные записи,
которые ведет (как правило)
тьютор,
сопровождающий «особого» ребенка,
но может вести и учитель, и другие специалисты.
Слайд 86Форма дневника может быть произвольной, главная его задача – отражать состояние
и деятельность ребенка в течение времени пребывания в ОУ (на групповых и индивидуальных занятиях, уроках, в процессе режимных моментов и т.д.), наиболее эффективные формы взаимодействия с ним, организации той или иной деятельности, реальные достижения и затруднения.
Материалы дневника могут быть представлены на заседаниях ПМПк ОУ и окружной (территориальной) ПМПК, предложены для ознакомления родителям учащегося (воспитанника).
Важная задача дневника – показать родителям объективную картину изменения состояний ребенка во время пребывания в ОУ, его трудности и достижения для организации совместной, «двусторонней» помощи и поддержки.
Слайд 87Дневник индивидуального сопровождения хранится у администрации или специалиста психолого-педагогического сопровождения, «ведущего»
для ребенка.
В дневник основные педагоги и специалисты сопровождения заносят проблемные вопросы, требующие коллегиального разрешения всеми членами междисциплинарной команды, сопровождающей ребенка и его семью в ОУ.
В дальнейшем эти вопросы обсуждаются на ПМПк, других встречах междисциплинарной команды.
Слайд 89Характеристика документов
наличие целевого, содержательного и технологического компонентов;
составление документов на основе диагностических
данных;
Обеспечение права учащегося на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;
Возможность адаптации документов к меняющимся запросам;
Ориентация образовательного процесса на продуктивность, развитие индивидуальных особенностей детей.
Слайд 92ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Региональный ресурсный центр инклюзивного образования
Телефоны:
8 (3812) 60-66-86, 8 (3812) 23-16-88.
Адрес сайта: http://www.omgpu.ru
Почтовый адрес: ул. Проспект Мира, д. 32, каб. 109.
Найдите наш контакт: https://vk.com/inclusiveducation_omsk
Благодарю за внимание!