Слайд 1Писатели
экзистенциалисты
Презентацию подготовили:
Абрютина Анна
Ахмедова Ниаль
Яковлева Даниэлла
Слайд 2Приметой двадцатого века стало
стирание границ между философией и литературой.
В Европе
В России
Сёрен
Кьеркегор
Гийом
Аполлинер
Фёдор
Иванович
Тютчев
Федор
Михайлович
Достоевский
Лев
Николаевич
Толстой
Слайд 3 Экзистенциализм (от латинского existentia – «существование») – направление в философии и
литературе 20 века, которое основывается на концепции абсурдности конечного бытия человека. Как философское учение экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны в работах русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева. Их идеи подхватили в 1920-е годы европейские философы Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер.
Слайд 4 Центральными понятиями экзистенциализма являются существование человека и свобода. Человек рождается не по своей
воле и сразу после рождения получает смертный приговор.
«Затворничество, – говорит один из героев Сартра, – это удел людей, проигравших азартную игру с судьбой».
Слайд 5 Интерес писателей-экзистенциалистов к так называемым пограничным состояниям (ожидание смерти, опасность):
Альбер Камю
«Чума»
Альбер Камю
«Посторонний»
Жан-Поль Сартр
«Стена»
Слайд 6История лишена смысла и цели, она позволяет двигаться от плохого к
худшему и вновь возвращаться к плохому. История подобна беличьему колесу, в котором иллюзорно вращается жизнь человечества. Метафорой бессмысленности бытия как отдельного человека, так и всего человечества, является миф о Сизифе, исследованный Альбером Камю.
Слайд 7Жан-Поль Сартр
"Когда мне было семь или восемь лет, я жил с
овдовевшей матерью у бабушки с дедушкой. Бабушка была католичка, а дедушка - протестант. За столом каждый из них подсмеивался над религией другого. Все было беззлобно: семейная традиция. Но ребенок судит простодушно: из этого я сделал вывод, что оба вероисповедания ничего не стоят".
Слайд 8Он был небольшого роста, с брюшком, слепой на один глаз. Она
отличалась элегантностью, одевалась либо в яркие шелка, либо во все черное. Впрочем, Бовуар пришла в восторг от щедрости и юмора, с которыми Сартр делился своими знаниями, и высоко оценила его интеллект.
Слайд 10В «Стене» Сартр не столько описывает реальную историю Испании, сколько подробно
и психологически точно показывает эволюцию человеческого сознания, пытающегося объять необъятное – смерть и, как следствие, жизнь. Последнее слабо удаётся всем героям, в том числе, и главному – Пабло Иббиете. Как рассказчик он сохраняет некоторое подобие спокойствия, но мы видим, что и для него свойственны обычные человеческие страхи. В то время, как молодой мальчик Хуан Мирбаль боится физических страданий и погружается в слёзы, Том Стейнбок пытается «заговорить» смерть, Пабло хочет умереть достойно и понять перед концом, в чём же всё-таки суть? Три героя новеллы выражают три отношения человека к смерти: юное, неопытное, пытающееся забыться в страданиях (Хуан); универсальное, обыденное, приземлённое (Том); активное, мыслящее, пытающееся докопаться до истины (Пабло).
Слайд 11Альбер Камю
В студенческие годы вступает в коммунистическую партию, а в 1937
году из нее уходит. В конце 30-х годов появляются первые сборники его прозы; написан и отложен первый роман "Счастливая смерть", начата работа над философским эссе "Миф о Сизифе". В начале 1938 года Камю устраивается журналистом в газету "Республиканский Алжир. Работа в газете прекращается вскоре после начала второй мировой войны. Через знакомых он получает место в столичной газете "Пари-Суар" и впервые приезжает в Париж.
Слайд 13Сюжет романа основывается на событиях чумного года в Оране (Алжир), ужасной эпидемии, которая толкнула
горожан в пучину страданий и смерти. Рассказывает об этом доктор Риэ — человек, который признаёт только факты. Стремится к точности её изложения, не прибегая ни к какому художественному украшению. По натуре, мировоззрением, характером занятий, ходом событий он ориентируется только на разум и логику, не признаёт двусмысленности, хаоса, иррациональности. Риэ выполняет свой долг врача, помогает больным, рискует собственной жизнью, ни разу не подвергнув сомнению свою роль в борьбе с конкретной болезнью, со злом вообще. Вокруг него собираются другие персонажи, такие как Тарру. Для них чума, зло — это нечто неотделимое от человека, и даже тот, кто не болеет, всё равно носит болезнь в своём сердце.
Слайд 14В 1992 году вышел фильм «Чума» итальянского продюсера Джона Р. Пеппера
и аргентинского кинорежиссёра Луиса Пуэнсо с Уильямом Хёртом, Сандрин Боннер и Робертом Дювалем в главных ролях. Действие в фильме перенесено в 1990-е годы в один из городов Южной Америки.