Слайд 1Педсовет
«Образовательные технологии в системе личностно ориентированного обучения: осознанный выбор»
Слайд 2 Технология - совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
В. Даль
Слайд 3Технология - совокупность приёмов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных
целей.
Современный западный
социологический словарь
Слайд 4Технология - совокупность психолого-педагогических приёмов, методов обучения и воспитательных средств.
Б.Д.Лихачёв
Слайд 5Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
игровые технологии
Слайд 6Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Слайд 7перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении;
дифференцированное обучение:
по уровню умственного развития;
внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация;
смешанная дифференциация (модель сводных групп);
уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов;
культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам;
коллективный способ обучения;
групповые технологии;
информационные технологии обучения
Слайд 8 Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Слайд 9педагогика сотрудничества;
гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили;
система Е.Н. Ильина: преподавание литературы
как предмета, формирующего человека
Слайд 10Классификационные характеристики технологии
«Педагогика сотрудничества»
Слайд 11По уровню применения: общепедагогическая
По философской основе: гуманистическая
По основному фактору развития: комплексная:
био-, социо- и психогенная
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интернизация
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп
По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная, групповая, дифференцированная
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалоговая, игровая.
По категории обучаемых: массовая (все категории).
Слайд 12 Целевые ориентации
Переход
от педагогики требований
к педагогике отношений.
Гуманно-личностный
подход к ребенку.
Единство обучения и воспитания.
Слайд 13Концепция сотрудничества
отношения
«учитель - ученик»:
ученик- не объект, а субъект учебной
деятельности
Слайд 14Особенности
содержания
и методики
Слайд 15Гуманно-личностный
подход к ребенку.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Концепция воспитания.
Педагогизация
окружающей среды.
Слайд 17новый взгляд на личность как цель образования, личностная направленность учебно-воспитательного процесса;
гуманизация
и демократизация педагогических отношений;
отказ от прямого принуждения ;
новая трактовка индивидуального подхода;
формирование положительной Я-концепции
Слайд 18Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
ребенок в школе - полноценная
человеческая личность;
личность является субъектом,
а не объектом в педагогическом процессе
Слайд 19личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-
либо внешних целей;
каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственносгь и др.).
Слайд 20Гуманизация
и
демократизация педагогических
отношений
Слайд 21Гуманное отношение :
педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
оптимистическая вера
в ребенка;
сотрудничество, мастерство общения;
отсутствие прямого принуждения;
приоритет положительного стимулирования;
терпимость к детским недостаткам
Слайд 22Демократизация отношений :
уравнивание ученика и учителя в правах;
право ребенка на свободный
выбор;
право на ошибку;
право на собственную точку зрения;
соблюдение Конвенции о правах ребенка;
Слайд 23Стиль отношений
учителя и учеников:
не запрещать, а направлять;
не управлять,
а соуправлять;
не принуждать, а убеждать;
не командовать, а организовывать;
не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Слайд 24Ученье без принуждения :
требовательность без принуждения, основанная на доверии;
увлечённость, рождённая
интересным
преподаванием;
замена принуждения желанием,
которое порождает успех;
ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
применение косвенных требований
через коллектив.
Слайд 25Суть нового индивидуального подхода:
идти в системе образования не от
учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету,
идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, учить его с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Слайд 26Новая трактовка индивидуального подхода :
отказ от ориентировки на среднего ученика;
поиск лучших
качеств личности;
применение психолого-педагогической
диагностики личности (интересы, способности,
направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
прогнозирование развития личности;
конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Слайд 27Формирование положительной Я-концепции личности
Я-концепция - это
система осознанных и неосознанных представлений личности
о самой себе, на основе которых
она строит свое поведение.
Слайд 28Положительная
Я-концепция
(Я нравлюсь, Я способен,
Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности,
положительным проявлениям личности
Слайд 29Отрицательная
Я-концепция
(Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху,
ухудшает результаты, способствует изменению личности в
отрицательную сторону.
Слайд 30Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
«чему» и «как» учить сегодня
Слайд 31содержание обучения-
средство развития личности;
обучение обобщенным знаниям, умениям и навыкам и
способам мышления;
и объединение, интеграция школьных дисциплин;
вариативность и дифференциация обучения;
положительная стимуляция ученья
Слайд 32Требования к уроку
как основной форме организации учебного процесса в условиях
личностно ориентированного обучения
Слайд 33Триединая задача урока
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формировать
у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности, речь, память, внимание, воображение, восприятие
Слайд 34ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Слайд 351. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся
к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
4. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический - выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Слайд 36Различия
между традиционным и личностно ориентированным уроками
Слайд 37 2.Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на
совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет
и закрепляет авторитет ученика.
Слайд 401. Урок, построенный по схеме «опрос- объяснение - закрепление» не обеспечивает
условий реализации принципов развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует их на самостоятельную познавательную деятельность.
2. Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учёта закономерностей развития мыслительной деятельности.
3. Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (спросить, объяснить, закрепить и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность лишь подразумевается).
4. Основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом учащимися; протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.
Слайд 41дидактические требования к современному уроку
в условиях личностно ориентированного обучения
Слайд 421. Чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов,
их связь с развивающими и воспитательными задачами.
2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовленности учащихся.
3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.
4. Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе урока, обеспечивающих познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в учении.
5. Реализация на уроке всех дидактических принципов, создание условий для успешного учения учащихся.
Слайд 43Организация личностно ориентированного урока
Слайд 47Характеристика
ведущих типов
субъективного опыта
Слайд 51Приёмы, средства, методы и формы работы должны :
Слайд 52• способствовать приобретению школьниками прочных ЗУНов, а также умений переносить
их в новые ситуации;
• формировать у учащихся потребность в новом знании;
• направлять обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;
• ориентировать мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;
• обеспечивать деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знании и способов деятельности;
• содействовать овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания;
• создавать оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика