Слайд 12016-2017 учебный год
1 ППОМ - СП
1семестр
Педагогика и методика
спортивной деятельности
к.п.н., доцент
Светлана Юрьевна Козлова
svetlana-k73@yandex.ru
Слайд 2План освоения дисциплины
Лекции – 8 часов (4 занятия)
Практические занятия -
20 часов (10 занятий)
Самостоятельная работа – 80 часов
КСР
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ
Слайд 3Лекция 1.1.
Тема:
Введение в педагогику спорта.
Сущность педагогики спорта.
Слайд 4ЛИТЕРАТУРА:
Карпушин А.Б. Педагогика физической культуры : учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования,
осуществляющих образоват. деятельность по направлению 034300 (62) - Физ. культура / Б. А. Карпухин. – М. : Сов. спорт, 2013. – 299 с.
Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта : вводный курс / Э. Майнберг ; пер. с нем. под ред. М. Я. Виленского и О. С. Мелушко. – М. : Аспект Пресс, 1995. – 318 с.
Педагогика физической культуры и спорта : учебник : для студентов вузов, обучающихся по спец. "Физ. культура и спорт" / под ред. С. Д. Неверковича. – М. : Academia : Издат. центр "Академия", 2010. – 329 с.
Педагогика физической культуры и спорта : учебник : для студентов вузов, обучающихся по спец. 032101 – Физ. культура и спорт / под ред. С. Д. Неверковича. – М. :Физ. культура, 2006. – 518 с.
Слайд 5Педагогика физической культуры и спорта – это наука, изучающая цели, содержание,
закономерности воспитания (образования и обучения) при занятиях физическими упражнениями и спортом и управление этим процессом.
ЦЕЛЕОРИЕНТИРОВАНИЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ:
1. Достижение высоких личных результатов;
2. Скрытое для занимающихся до времени взросления, - подготовка через спорт к жизни и труду.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ:
Ориентация в спортивных достижениях на общие способности человека, на достижение каждым личных, наилучших, результатов – массовый и базовый спорт;
Достижение человеком предельных возможностей – это спорт высших достижений, или профессиональный спорт.
Слайд 6Задачи занятий физической культурой и спортом решаются в процессе и результате
трех форм деятельности:
обучения, развития и воспитания.
Обучение – специально организованный двусторонний процесс передачи знаний, умений и навыков со стороны педагога – преподавание и усвоение их со стороны обучаемых - учение
Под развитием на занятиях спортом следует понимать укрепление здоровья, совершенствование двигательных способностей и форм тела.
Воспитание – формирование определенных сторон интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер, черт характера, эстетических вкусов и этических представлений.
Слайд 7Лекция 1.2.
Тема:
Цели и задачи воспитания при занятиях спортом
Роль спорта
в развитии
личности.
Слайд 8Связь занятий спортом с развитием интеллекта
Объективная сторона влияния занятий спортом на
интеллект состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и
во взаимосвязи.
Занятия спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта:
Внимание (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих движениям).
2. Наблюдательность (вследствие развития анализаторов).
3. Быстрота соображения (предъявляются высокие требования к способности к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации).
4. Мышление (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат и т. д.).
Развитие интеллекта связано с умственным воспитанием и с развитием умственных способностей.
Слайд 9Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения,
умственных способностей, склонностей и дарований.
Задачи умственного воспитания:
усвоение определенного объема научных знаний,
формирование научного мировоззрения,
развитие умственных сил,
способностей,
развитие познавательных интересов,
формирование познавательной активности,
развитие потребности постоянно пополнять знания, повышать уровень своей подготовки.
Слайд 10Занятия спортом
и развитие волевых черт характера
ВОЛЯ – свойство человеческой психики, проявляющееся
в активной саморегуляции деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.
Понятие воли связывается с мобилизацией усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий, возникающих при реализации действий.
К волевым чертам характера относятся: смелость и решительность, целенаправленность и целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициатива.
Слайд 11Смелость и решительность выражаются в способности не бояться трудностей, неудач, в
умении, оценивая свои возможности, принимать правильное решение и, приняв, стараться его выполнить.
Целенаправленность и целеустремленность выражаются в способности определять ближайшие и перспективные задачи, а также средства и методы их решения. Правильная оценка достигнутых результатов имеет исключительное значение в выполнении намеченных планов и способствует проявлению целеустремленности и в дальнейшем.
Слайд 12Настойчивость и упорство выражаются в стремлении достичь намеченной цели, в умении
преодолевать трудности.
Выдержка и самообладание проявляются как способность спокойно реагировать на изменение обстановки, ясно мыслить, одинаково четко управлять своими чувствами и действиями как в обычных условиях, так и в неблагоприятных условиях, критично относиться к себе, преодолевать растерянность, боязнь, нервное перевозбуждение.
Самостоятельность и инициативность выражаются в способности действовать самому, без посторонней помощи или руководства, самому принимать решения и выполнять их, в стремлении к новому.
Слайд 13Трудности в спорте, способствующие развитию волевых черт характера, состоят в необходимости
овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, боль, сохранять самообладание, регулировать эмоциональное состояние, сохранять работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды и соблюдать установленный режим дня.
Спортивные соревнования являются одним из основных средств развития волевых качеств спортсмена.
В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальным средством формирования волевых черт характера является нагрузка
Слайд 14Спорт как средство
воздействия на эмоциональную сферу
Занятия спортом вызывают у человека
такие эмоции, как эмоции спортивного соперничества, азарта, спортивной чести, борьбы. Особенно большое значение эмоции имеют в условиях волевых действий, связанных с преодолением больших трудностей и препятствий.
Для многих спорт интересен как волнующее зрелище.
Эмоциональное воздействие соревнования усиливается по мере расширения аудитории его болельщиков.
Однако занятия спортом – фактор, вызывающий не только положительные эмоции. Они могут стать также источником острых негативных переживаний.
Отрицательные эмоции возникают также из-за травм, невозможности выступать на соревнованиях, к которым велась длительная и напряженная подготовка. В некоторых видах спорта на сознание спортсмена может отрицательно повлиять не вполне объективное судейство.
Слайд 15ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ
КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Слайд 17ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Тема:
Предмет и задачи педагогики спорта
Слайд 19Домашнее задание самоподготовки
Раздел 1. Введение в педагогику спорта
Тема 1. Сущность педагогики
спорта. Предмет и задачи педагогики спорта.
Вопросы для обсуждения:
1) Что является предметом изучения и преподавания педагогики спорта.
2) Назовите этапы развития педагогики спорта.
3) Охарактеризуйте связь педагогики спорта с другими дисциплинами.
4) Когда и где педагогика спорта стала развиваться за рубежом как самостоятельная отрасль научного познания?
5) Какие функции спорт выполняет в жизни общества? Назовите их.
Заданий для самоподготовки: проведите сравнительный анализ педагогики спорта со смежными науками, изучающими человека. Определите причины возникновения педагогики спорта и хронологическую последовательность развития педагогики спорта в мире и России.
ЛИТЕРАТУРА
Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта : вводный курс / Э. Майнберг ; пер. с нем. под ред. М. Я. Виленского и О. С. Метлушко. – М. : Аспект Пресс, 1995. – 318 с.
Педагогика физической культуры и спорта : учебник : для студентов вузов, обучающихся по спец. "Физ. культура и спорт" / под ред. С. Д. Неверковича. – М. : Academia : Издат. центр "Академия", 2010. – 329 с. : ил., табл. – (Высшее профессиональное образование) (Физическая культура и спорт) (Учебник). – Прил.: С. 308–325.
Слайд 20Домашнее задание самоподготовки
Раздел 1. Введение в педагогику спорта
Тема 1. Сущность педагогики
спорта. Предмет и задачи педагогики спорта.
Самостоятельно-исследовательская работа: проведите сравнительный анализ педагогики спорта со смежными науками, изучающими человека. Определите причины возникновения педагогики спорта и хронологическую последовательность развития педагогики спорта в мире и России.
Вопросы к самоподготовке:
Слайд 212016-2017 учебный год
1 ППО- СП
1семестр
Педагогика и методика
спортивной деятельности
к.п.н., доцент Светлана
Юрьевна Козлова