Слайд 1Педагогический совет.
Тема:
«Развитие образования г. Москвы на период 2012-2016 годы.
Слайд 2Повестка
1. Этапы разработки и обсуждение программы, цели и задачи.
2.Основные направления развития
образования г. Москвы на 2012-2016 гг.
3. Обсуждение программы «Развитие образования г. Москвы» на период 2012 -2016 годы».
4. Предварительные итоги успеваемости 3 четверти.
5. Разное
Слайд 3Этапы разработки и обсуждения программы
11 января 2011 года дан старт разработке
Государственной программы развития системы образования города Москвы на период 2012 – 2016 гг.
Созданы Экспертный совет и Рабочие группы по разработке материалов и предложений, в составе которых работают более 80 экспертов. Научная координация возложена на НИУ «Высшая школа экономики».
Слайд 4Этапы подготовки материалов к Программе:
Разработка целей, задач, механизмов, основных направлений и
структуры программы – до 10 марта 2011; Детализация механизмов и мероприятий по их реализации – до 20 марта 2011 года; Разработка показателей и индикаторов результативности программы – до 25 марта 2011 года;
Слайд 5Этапы подготовки материалов к Программе:
Подготовка экономического обоснования и согласование в исполнительных
органах власти – до 12 апреля 2011 года;
Обсуждение Программы на заседании Правительства Москвы – 12 апреля 2011 года;
Слайд 6Этапы подготовки материалов к Программе:
Доработка программы с учетом обсуждения и замечаний
- до 12 мая 2011 года;
Разработка плана реализации мероприятий программы в 2012 году – до 12 июля 2011 года;
Широкое общественное обсуждение программы с использованием интернет-ресурсов, СМИ – весь период.
Слайд 7Цели Программы:
Повышение открытости, гибкости и эффективности системы для обеспечения удовлетворения изменяющихся
образовательных запросов семей и потребностей экономики города;
Усиление вклада образования в социально-экономическое развитие города и обеспечение его глобальной конкурентоспособности;
Слайд 8Цели Программы:
Усиление ориентации системы образования на развитие индивидуальных способностей и поддержку
социальной успешности каждого школьника и студента.
Слайд 9Задачи программы:
1. Разработка и внедрение современных стандартов качества образования, отвечающих Федеральным
государственным образовательным стандартам и обеспечивающих равные возможности получения качественного образования, независимо от социально-экономического статуса, территории проживания и возможностей здоровья, в т.ч. формирование новой модели управления качеством образования;
Слайд 10Задачи программы:
2. Развитие кадрового потенциала системы образования, позволяющего решать новые задачи,
в том числе путем: внедрения механизмов стимулирования профессионального развития педагогов, привлечения талантливых педагогов в систему образования, развития лидеров модернизации образования на уровне системы и отдельных организаций;
Слайд 11Задачи программы:
3. Формирование и внедрение новых организационно-финансовых механизмов, стимулирующих повышение качества
работы педагогов и учреждений и эффективность использования ресурсов, направляемых в систему образования;
4. Развитие сети учреждений образования, обеспечивающее доступность качественных образовательных услуг;
Слайд 12Задачи программы:
5. Создание условий для масштабного использования в образовании и социализации
учащихся экономического, интеллектуального, культурного потенциала столицы, воспитательного ресурса семей;
6. Развитие системы профессионального образования через укрепление кооперации с работодателями, инновационную деятельность и предпринимательство.
Слайд 13Основным эффектом данной программы
Основным эффектом данной программы станет выход в трудовую
жизнь молодежи, обладающей следующими характеристиками:
способностью к самообучению, самореализации;
способностью к конструированию «своего» знания, необходимого для решения возникающих задач;
способностью к групповым взаимодействиям, работе в команде;
мобильностью и ответственностью;
способностью выстроить свою идентичность в соответствии с целями российской государственности.
Слайд 14Основные макроэкономические показатели Программы:
Рост охвата детей и молодежи услугами образовательных учреждений;
Сокращение
разрыва между средним уровнем оплаты труда занятых в образовательных учреждениях и средним уровнем оплаты труда работников предприятий и организаций г. Москвы с высшим образованием;
Увеличение доли образовательных услуг в валовом региональном продукте г. Москвы.
Слайд 15Прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня
и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере
Будет удовлетворяться изменяющийся спрос населения на образовательные услуги;
Повысится удовлетворенность семей качеством образовательных услуг;
Образованность, квалификация станет ведущим фактором вертикальной мобильности (социального лифта) в московском обществе;
Повысится уровень общественной безопасности;
Слайд 16Прогноз конечных результатов государственной программы
Повысится степень консолидации городского общества, снизится уровень
конфликтности и агрессии, в т.ч. межэтнической напряженности;
Образовательные организации станут центрами культурной и социальной активности горожан;
Будет сформирована городская среда, благожелательная для детей и молодежи;
Снизится преступность среди несовершеннолетних, повысится уровень общественной и личной безопасности в городе;
Слайд 17Прогноз конечных результатов государственной программы
Трудовые мигранты будут быстрее адаптироваться к российской
городской культуре;
Увеличится доля образовательных услуг в валовом региональном продукте;
Снизится уровень безработицы среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование;
Частью глобального имиджа Москвы станет ее молодежность и инновационность;
Повысится инвестиционная привлекательность города;
Будут удовлетворены потребности столичной экономики в квалифицированных работниках;
Дальнейшая интеграция действующих в мегаполисе вузов в московскую образовательную систему позволит решать проблему их
Слайд 18Прогноз конечных результатов государственной программы
Дальнейшая интеграция действующих в мегаполисе вузов в
московскую образовательную систему позволит решать проблему их тесной практической связи с задачами развития общества и экономики региона, увязывать их образовательную деятельность с реальными запросами огромного и меняющегося московского рынка труда, ускоряя тем самым экономическую динамику;
Развитие механизмов и методов социально и образовательно-антропологических измерений, способных внести ясность в результаты культурных, интеллектуальных и иных изменений, проектируемых в мероприятиях Программы, а также в результате политики городского руководства в целом, позволит осмысленно реализовывать политику в отношении новых поколений столичного мегаполиса, прогнозировать его тенденции.
Слайд 19Сроки реализации государственной программы, контрольные этапы и сроки их реализации с
указанием промежуточных показателей
Первый этап. 2012 г. Разработка основных моделей изменений, нормативной базы для их реализации. Формирование и поддержка лидеров развития системы, идентификация зон отставания и стратегий повышения качества. Разработка конкретных сценариев реализации программы на всех уровнях системы. Начало основных институциональных изменений.
Второй этап. 2013-2015 г. Полная реализация мероприятий программы. Завершение институциональных изменений на всех уровнях системы.
Третий этап. 2016 г. Формирование механизмов обеспечения устойчивости достигнутых положительных изменений. Определение целей и задач на следующие период развития образования.
Слайд 20Основные направления и мероприятия программы
1 Московский стандарт качества образования
2.
Профессиональная среда московского образования.
5.Сотрудничество системы образования с другими институтами образования
6. Модернизация системы профессионального образования
Направления
программы
4. Развитие сети образовательных учреждений
3.Развитие организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов
Слайд 21Основные направления и мероприятия программы
1. Московский стандарт качества образования
В рамках
данного направления программы будет обеспечена реализация общефедеральных стандартов, а также разработан и введен московский стандарт качества образования. Московский стандарт качества - это система дополнительных требований к результатам, процессу, условиям деятельности образовательных учреждений, ориентированных на удовлетворение изменяющихся потребностей семей и экономики города. Московский стандарт качества образования будет разработан на основе лучших практик московских учреждений образования, а также с учетом эффективного мирового опыта и передовых психолого-педагогических разработок.
Слайд 22Для достижения этих целей будут решены следующие задачи:
поддержка образовательных учреждений, реализующих
проекты развития, обеспечивающие опережающее введение московского стандарта качества образования;
внедрение программ и технологий, обеспечивающих развитие компетентностей социального и межкультурного взаимодействия обучающихся (в т.ч. владения иностранными языками);
введение «креативных предметов», развитие проектной деятельности в начальной и основной школе;
Слайд 23Для достижения этих целей будут решены следующие задачи:
внедрение моделей индивидуализации образовательных
траекторий для обеспечения максимальной учебной успешности разных групп учащихся;
развитие открытой информационной среды, облегчающей деятельность учеников, педагогов и управленцев («умная школа»);
создание системы поддержки освоения мигрантами (детьми и их семьями) русского языка и городской культуры;
Слайд 24Для достижения этих целей будут решены следующие задачи:
реализация программ перевода в
эффективный режим работы образовательных учреждений, показывающих неудовлетворительные образовательные результаты, в т.ч. на основе партнерства с лучшими школами;
разработка и внедрение программ психолого-педагогического сопровождения раннего развития детей, направленных на поддержку семейного воспитания;
реализация программ и технологий, обеспечивающих достижение образовательных личностных результатов, формирование идентичности в поликультурной городской среде;
Слайд 25Для достижения этих целей будут решены следующие задачи:
создание эффективной системы управления
качеством образования на всех уровнях (включая образовательные учреждения), в т.ч. введение механизма сертификации внутришкольных систем управления качеством образования;
создание единой информационной системы комплексного автоматизированного мониторинга развития образования;
модернизация системы контроля и надзора в системе образования, обеспечивающая повышение уровня прозрачности при одновременной минимизации отчетности;
внедрение модели оценивания образовательных результатов обучающихся, учитывающей различия стартовых возможностей и динамику достижений, в целях индивидуализации образования, поддержки учебной мотивации.
Слайд 262. Профессиональная среда московского образования.
Данное направление программы ориентировано на формирование и
развитие кадрового ресурса реализации московского стандарта качества образования и предусматривает решение следующих задач:
обеспечение педагогических кадров системы образования города условиями жизни, соответствующим стандартами жизни среднего класса за счет поддержания уровня заработной платы не ниже средней по экономике города, предоставления пакета социальных и культурных услуг;
создание условий для непрерывного профессионального развития педагогов;
Слайд 27Профессиональная среда московского образования.
привлечение в московское образование молодых перспективных кадров;
формирование в
профессиональном педагогическом сообществе культуры созидательного лидерства;
формирование компетенций проектной и управленческой деятельности;
Слайд 28Решение поставленных задач будет обеспечено за счет реализации комплекса мер, включающих:
регулярный
рост реальной заработной платы;
внедрение новых механизмов социальной поддержки педагогов (ипотека, страхование жизни, «культурный пакет», ведомственные преференции и др.);
грантовая поддержка педагогов города, демонстрирующих высокие результаты деятельности;
стимулирование и поддержка непрерывного профессионального роста педагогов: адресное финансирование индивидуальных планов профессионального развития; диверсификация провайдеров и форм дополнительного профессионального образования, стажировки (в т.ч. в лучших школах РФ и за рубежом), введение статуса «педагог-мастер» для педагогов высокого профессионального уровня;
Слайд 29Решение поставленных задач будет обеспечено за счет реализации комплекса мер, включающих:
внедрение
механизмов деятельности площадок, обеспечивающих трансляцию лучших практик и повышение профессиональной квалификации педагогов (стажировочные, инновационные, исследовательские площадки, центры профессиональных квалификаций, сетевые профессиональные сообщества);
организация педагогической магистратуры (в т.ч. для выпускников непрофильных ВУЗов) и интернатуры;
реализация программ развития профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию московского стандарта качества образования, в т.ч. в решении задач индивидуализации образовательных траекторий (одаренные дети, дети с ОВЗ и др.), достижения личностных образовательных результатов и социализации учащихся;
Слайд 30Решение поставленных задач будет обеспечено за счет реализации комплекса мер, включающих:
создание
центров подготовки лидеров образования, внедрение механизмов, обеспечивающих формирование и сопровождение профессионального развития кадрового резерва руководителей образовательных учреждений;
консультирование и адресная поддержка управленческих команд в разработке и реализации программ развития образовательных учреждений;
развитие механизма наставничества со стороны опытных руководителей и педагогов, информационно-консультационного сопровождения.
Слайд 313.Развитие организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих качество и результативность образования
Будет уделено
внимание повышению эффективности управления отдельными образовательными учреждениями и системой образования в целом, в том числе:
поэтапный переход, по мере готовности образовательных учреждений, на новые юридические формы в соответствии с действующим Федеральным законодательством, определяющие дополнительные возможности и ответственность за эффективное управление учреждением;
вовлечение общественности в управление образовательными учреждениями;
Слайд 323.Развитие организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих качество и результативность образования
развитие коллегиальных
механизмов выработки решений по стратегии развития и персональной ответственности за их выполнение;
формирование стратегии развития на дальнесрочную перспективу и конкретной программы развития на среднесрочный период для каждого образовательного учреждения с указанием показателей и индикаторов результативности и эффективности.
Будет осуществлен переход системы образования на новые финансово-экономические механизмы, что позволит обеспечить как финансовую устойчивость системы, так и возможность ее дальнейшего инновационного развития.
Слайд 33Реализация направления предполагает решение следующих основных задач:
переход на новые формы
бюджетного финансирования, мотивирующие на результат – финансирование образовательных учреждений по заданию учредителя с увязкой показателей по объему и качеству оказываемых услуг (выполняемых работ);
создание механизма распределения целевых субсидий и бюджетных инвестиций в целях финансового обеспечения развития системы образования и образовательных учреждений;
увеличение адресной поддержки учащихся, относящихся к социально-незащищенным группам;
Слайд 34Реализация направления предполагает решение следующих основных задач:
образовательных услуг, повстимулирование развития негосударственного
сектора повышения качества и разнообразия услуг в ответ на запросы населения;
информационно-консалтинговая поддержка самостоятельного ведения финансовой деятельности в образовательных учреждениях;
разработка механизмов и нормативного правового обеспечения расширения допуска негосударственных образовательных учреждений к бюджетному нормативному финансированию,
внедрение моделей финансирования сетевых, дистантных, семейных, инклюзивных, домашних форм получения образования.
Слайд 354. Развитие сети образовательных учреждений
Направление «Развития сети образовательных учреждений» нацелено на
формирование доступной, гибкой и устойчивой системы образования, обеспечивающей удовлетворение изменяющихся потребностей москвичей в качественных образовательных услугах независимо от района проживания.
Слайд 36Задача реализации запросов родителей на образовательные услуги для детей дошкольного возраста
будет решаться за счет следующих основных мер:
строительство дошкольных образовательных учреждений;
создание условий для передачи дошкольных образовательных учреждений, находящихся в городской и федеральной собственности, в городскую систему образования с целью расширения возможностей образовательной сети;
перепрофилирование помещений в дошкольных образовательных учреждениях с целью создания более комфортных условий;
открытие дошкольных групп на базе школ, имеющих необходимые условия;
развитие вариативных форм дошкольного образования.
Слайд 37Задача реализации запросов родителей на образовательные услуги для детей дошкольного возраста
будет решаться за счет следующих основных мер:
Для обеспечения необходимых условий для реализации московского стандарта качества будет реализовываться модель территориальных и профильных образовательных комплексов, включающих учреждения дошкольного, общего (по ступеням) и дополнительного образования, а также вариативные модели интегрированных учреждений на основе взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта.
Задача индивидуализации образовательных траекторий учащихся будет решаться путем развития сетевого взаимодействия школ (старшая ступень), колледжей, ВУЗов, в т.ч. на основе внедрения кредитно-модульной системы обучения.
Слайд 38Задача реализации запросов родителей на образовательные услуги для детей дошкольного возраста
будет решаться за счет следующих основных мер:
Доступность широкого спектра услуг для населения будет обеспечена за счет развития инфраструктуры дополнительного образования, включая создание мульти-центров на базе образовательных учреждений, предоставляющих расширенный спектр услуг для населения.
Для распространения в массовой практике новых моделей и технологий образования, способствующих развитию других учреждений, будет осуществляться поддержка сетевых партнерств инновационных школ.
Индивидуальное сопровождение детей, нуждающихся в психолого-медико-социальной помощи, в образовательном процессе будет организовано путем реализации модели специализации ППМС-центров и их кооперации с образовательными учреждениями разных типов.
Слайд 395. Сотрудничество системы образования с другими институтами образования и социализации.
В рамках
данного направления будут сформированы основы функционирования и развития целостной городской инфраструктуры образования и социализации, аккумулирующей ресурсы различных ведомств, семей, городской культурной среды, активность самой молодежи.
Слайд 40Для этого будут решаться следующие задачи:
внедрение эффективных механизмов межведомственной кооперации институтов
образования в целях социализации детей и молодежи;
привлечение воспитательного ресурса семей для решения задач образования и социализации;
поддержка развития семейных и домашних форм получения образования;
реализация комплексной программы просвещения и консультирования родителей;
развитие частно-государственного партнерства
Слайд 41Для этого будут решаться следующие задачи:
внедрение механизмов использования социокультурных и интеллектуальных
ресурсов города (включая ресурс московских вузов) для развития образования;
реализация моделей вовлечения школьников и студентов в развитие городской среды, поддержка молодежных исследовательских, социально-предпринимательских и волонтерских проектов;
разработка и реализация механизмов программы усиления позитивного образовательного влияния пространства досуговых практик молодежи;
развитие сотрудничества московской системы образования с системами образования других регионов и стран;
развитие системы экспорта образовательных услуг и инноваций столичного образования.
Слайд 426. Модернизация системы профессионального образования в Москве в целях развития экономики
и социальной сферы города
Данное направление ориентировано на развитие профессионального образования в Москве как источника кадров для экономики города и ресурса его социально-культурного развития.
Основными задачами направления определены:
создание условий для дальнейшей интеграции вузов и колледжей, находящихся на территории Москвы, в комплексную образовательную среду города и формирование единого образовательного пространства;
Слайд 43Модернизация системы профессионального образования в Москве в целях развития экономики и
социальной сферы города
повышение эффективности взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями;
создание механизмов использования ресурсов учреждений профессионального образования в социально-экономическом, культурном, научно-образовательном развитии города;
формирование креативной молодежной среды, активизация потенциала студенчества как «двигателя» городского развития.
Слайд 44Для решения указанных задач будет реализован комплекс мер, включающий в себя:
интеграцию
образовательных программ разных уровней профессионального образования для расширения выбора образовательных траекторий;
разработку и внедрение программ прикладного бакалавриата и механизмов интеграции образовательных программ разных уровней профессионального образования;
развитие городской системы профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
разработку и реализацию специальных образовательных программ адаптации мигрантов на базе учреждений профессионального образования;
Слайд 45Модернизация системы профессионального образования в Москве в целях развития экономики и
социальной сферы города
поддержку институциональных партнерств между учреждениями профессионального образования и работодателями;
создание организационных, правовых и финансовых условий совместного использования оборудования и материально-технической базы предприятиями и учреждениями профессионального образования;
организацию системы поддержки проектов и целевой подготовки кадров в учреждениях профессионального образования в интересах города;
Слайд 46Модернизация системы профессионального образования в Москве в целях развития экономики и
социальной сферы города
оптимизацию территориального распределения учреждений профессионального образования (для создания отраслевых кластеров и центров интеграции науки, инноваций, образования и производства, уменьшения транспортных проблем);
создание скоординированной системы информационной поддержки профессионального образования;
создание бизнес-инкубаторов и других элементов инновационной инфраструктуры совместно с учреждениями профессионального образования.