Слайд 2Педагогическая ситуация и педагогическая задача как комплексное средство воспитания (ФГОС общего
образования)
Николай Михайлович БОРЫТКО,
доктор педагогических наук, профессор
Слайд 3СИТУАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Каждый раз входишь в аудиторию, как в клетку
с тиграми. И когда получается, выходишь с мыслью: «А, все-таки, я молодец!»
Коллега-преподаватель
Слайд 4Познакомьтесь с педагогической ситуацией
В глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы.
К осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
а) Как бы вы оценили действия педагога в воспитательном отношении?
С чем согласны в его действиях, что сделали бы иначе?
б) Как вы предлагаете продолжить ситуацию:
как следует поступить педагогу, что сказать детям?
Слайд 5Познакомьтесь с продолжением ситуации, описанной В.А. Сухомлинским (Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. —
Мн, 1981. — С. 84–85)
…В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала. Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей. Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.
— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?
Слайд 6— Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой —
и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.
в) Насколько предложенный вами план действий согласуется с действиями В.А. Сухомлинского? Чем объясняются сходство и расхождения? Как вы объясните логику воспитательной деятельности В. А. Сухомлинского?
Познакомьтесь с продолжением ситуации, описанной В. А. Сухомлинским (Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. — Мн, 1981. — С. 84–85)
Слайд 7Продолжим анализ
г) Чем оправдано пространное объяснение педагога в конце ситуации?
д) Как изменилось
бы воспитательное значение ситуации, если бы объяснение педагога последовало сразу после вопроса девочки «А разве можно рвать хризантемы»?
е) Покажите, как системность воспитательной деятельности В. А. Сухомлинского обеспечила гуманитарный характер его взаимодействия с воспитанниками и воспитание у них гуманитарной позиции.
ж) Предположите, к какому воспитательному результату привела система действий педагога в данной ситуации. По каким признакам и какими методами можно было бы проверить достижение такого результата?
Слайд 8Прочтите окончание описанной В. А. Сухомлинским ситуации
…Через несколько дней мы пошли на другую
лужайку — здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой.
з) Насколько ваши предположения об оценке результативности совпали с действиями автора?
Слайд 9Предположим, ситуация в первом случае развивалась иначе
В глухом уголке школьной усадьбы
пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы. В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного...
…Однако в этот раз я с удивлением наблюдал, что дети не срывали цветов. Они радостно любовались красотой…
и) Предложите свой вариант системы действий педагога, направленных на достижение той же воспитательной цели («Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее»).
Слайд 10ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Слабые люди выжидают благополучных условий,
а сильные
люди сами создают их.
Максуэлл МОЛЬЦ
Слайд 11Педагогическое условие
Человек изменяется по внутренне присущим закономерностям под воздействием внутренних факторов
(установок, мотивов, целей, чувств и т.д.)
Эти факторы могут стимулироваться (или тормозиться) внешними обстоятельствами – условиями.
Если эти условия сознательно управляемые педагогом, то они становятся педагогическими условиями.
Слайд 12Педагогическая ситуация
Совокупность условий (т.е. внешних по отношению к человеку обстоятельств) называют
ситуацией.
Совокупность условий, существенно влияющих на обучение, воспитание и/или развитие, называют ситуацией обучения, воспитания и/или развития.
Если эта ситуация специально управляется или создается для обучения, воспитания и/или развития, ее называют дидактической, воспитательной и/или развивающей ситуацией – педагогической ситуацией.
Слайд 13Педагогическая задача
Для возникновения педагогической ситуации необходима целенаправленная деятельность педагога, направленная на
обучение, воспитание и/или развитие.
Образ ситуации воспитания, обучения и/или развития в восприятии педагога с осознанием целей его деятельности называют педагогической задачей.
Педагогическая задача — это субъективный способ отражения педагогической ситуации в сознании педагога или воспитанника.
Слайд 14Осознание ситуации
как задачи
эмоционально-образное восприятие события: образ ситуации;
анализ обстоятельств: модель ситуации;
прогнозирование
и оценка перспектив развития ситуации;
выделение вопроса или противоречия;
формулировка целевых установок;
разработка проекта деятельности;
отбор средств диагностики и коррекции результата.
Слайд 15АНАЛИЗ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Слабые люди выжидают благополучных условий,
а сильные люди сами
создают их.
Максуэлл МОЛЬЦ
Слайд 16Алгоритм анализа
Опишите событие ситуации (что произошло, где оно произошло, кто участвовал
в событии и т.д.). В чем состоит собственно педагогический аспект этой ситуации?
Вычлените педагогическую проблему: формирование каких личностных результатов ФГОС нарушается. В чем истоки этой проблемы? Что вас привело к такому выводу?
Определите педагогическую цель, которой необходимо достичь в процессе решения данной ситуации (какие факторы формирование личностных результатов ФГОС д.б. актуализированы).
Слайд 17Алгоритм анализа
Определите тип педагогической помощи и целесообразные методы воспитания (5–6 вариантов
эффективного взаимодействия педагога с воспитанником в данной ситуации).
Выберите и обоснуйте оптимальный вариант для первого шага в разрешении ситуации.
Определите проявления, по которым возможно судить о достигнутых результатах, и способы оценки результативности.
Слайд 18Алгоритм анализа
Событие для воспитанника.
Проблема в его развитии (ЛОО ФГОС).
Цель (внутренний фактор,
причина).
Тип и методы воспитания.
Оптимальный вариант начала.
Проявления и способы оценки результативности.
Слайд 19Проанализируйте ситуацию
Вновь назначенный классный руководитель просит своего предшественника дать характеристику учеников
класса. И получает следующую информацию.
— Клименко Андрей. Староста класса. Отличник. Но только и всего. Я уже была довольна тем, что хоть сам дисциплину не нарушает. Мельниченко Петр — учится хорошо, но поведение плохое. Масенко Лариса — учится посредственно, домашних заданий не выполняет. Степанюк Алексей — учится посредственно, дисциплина плохая. Левчук Станислав — учится плохо, дисциплина еще хуже. Степашин Владимир — это уже со второго ряда — учится слабовато, зато хулиган превосходный...
Слайд 20Алгоритм анализа
Событие для воспитанника.
Проблема в его развитии (ЛОО ФГОС).
Цель (внутренний фактор,
причина).
Тип и методы воспитания.
Оптимальный вариант начала.
Проявления и способы оценки результативности.
Слайд 21ФГОС основного общего образования
(приказ МНО 17.12.2010 №1897)
9. Личностные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Слайд 22ФГОС основного общего образования
(приказ МНО 17.12.2010 №1897)
9. Личностные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования должны отражать:
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Слайд 23ФГОС основного общего образования
(приказ МНО 17.12.2010 №1897)
9. Личностные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования должны отражать:
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
Слайд 24ФГОС основного общего образования
(приказ МНО 17.12.2010 №1897)
9. Личностные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования должны отражать:
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Слайд 25ФГОС основного общего образования
(приказ МНО 17.12.2010 №1897)
9. Личностные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования должны отражать:
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Слайд 26ФГОС основного общего образования
(приказ МНО 17.12.2010 №1897)
9. Личностные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования должны отражать:
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Слайд 27ФГОС основного общего образования
(приказ МНО 17.12.2010 №1897)
9. Личностные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования должны отражать:
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Слайд 28ФГОС основного общего образования
(приказ МНО 17.12.2010 №1897)
9. Личностные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования должны отражать:
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Слайд 29ФГОС основного общего образования
(приказ МНО 17.12.2010 №1897)
9. Личностные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования должны отражать:
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Слайд 30ФГОС основного общего образования
(приказ МНО 17.12.2010 №1897)
9. Личностные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования должны отражать:
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,…;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,…
Слайд 31Проанализируйте ситуацию
Вновь назначенный классный руководитель просит своего предшественника дать характеристику учеников
класса. И получает следующую информацию.
— Клименко Андрей. Староста класса. Отличник. Но только и всего. Я уже была довольна тем, что хоть сам дисциплину не нарушает. Мельниченко Петр — учится хорошо, но поведение плохое. Масенко Лариса — учится посредственно, домашних заданий не выполняет. Степанюк Алексей — учится посредственно, дисциплина плохая. Левчук Станислав — учится плохо, дисциплина еще хуже. Степашин Владимир — это уже со второго ряда — учится слабовато, зато хулиган превосходный...
Слайд 32Алгоритм анализа
Событие для воспитанника.
Проблема в его развитии (ЛОО ФГОС).
Цель (внутренний фактор,
причина).
Тип и методы воспитания.
Оптимальный вариант начала.
Проявления и способы оценки результативности.
Слайд 33Проанализируйте ситуацию
Идет разговор в учительской с родителем трудного ученика. Мальчик часто
приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Отец его, доктор наук, руководитель одной из крупнейших проблемных лабораторий, говорит в ответ на советы педагога:
— Поймите, у меня ответственная работа, она имеет международное значение. У меня нет времени заниматься сыном. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность!
Когда педагог заметил, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе и самого папы, он опять возразил:
— Я делаю все, что от меня зависит. У сына большая библиотека, коллекция дисков с высококлассной музыкальной аппаратурой, сколько раз его возили заграницу... водили по музеям...
Отец долго перечислял элементы своего участия в воспитании. Считал это главным, и на беспокойство школы по поводу поведения сына взирал с усмешкой.
Слайд 34Алгоритм анализа
Событие для воспитанника.
Проблема в его развитии (ЛОО ФГОС).
Цель (внутренний фактор,
причина).
Тип и методы воспитания.
Оптимальный вариант начала.
Проявления и способы оценки результативности.
Слайд 35 Обращаться:
borytko@gmail.com
Б О Р Ы Т К О
Николай Михайлович
Слайд 37Пройти повышение квалификации
108 / 144 час. за 2 450 –
4 700 руб.
Слайд 38Получить сертификат участника мастер-класса профессора БОРЫТКО Николая Михайловича
Слайд 39Посетить другие вебинары Академии