Слайд 1Павел Андреевич Федотов
(1815-1852)
Слайд 3
Кто б ни был, добрый мой читатель,
Родной вы мой или
приятель,
Теперь хочу я вас просить
К моим стихам не строгим быть.
Я не отъявленный писатель,
Хоть я давно ношусь с пером,
Да то перо, что носят в шляпе,
А что писатель держит в лапе,
Я с тем, ей-богу, не знаком
И не пускаюсь в сочиненья,
А уж особенно в печать...
П.А.Федотов
Слайд 4
Русский художник Павел Андреевич Федотов родился в Москве в 1815
году. Его отец, Андрей Илларионович, в прошлом суворовский солдат, участвовал во взятии Хотина, в шведской войне, в голландской морской экспедиции, в 1819 году получил дворянство за воинские заслуги. На момент рождения сына был поручиком в отставке, служил секретарем Московской управы благочиния. Естественно, никакого другого будущего, кроме карьеры военного, он для своего сына не видел.
Слайд 5Портрет отца
«Портрет отца» можно понять, лишь вникнув в
подробности биографии Федотова: отец протирает очки, собираясь читать газету, и газета эта вовсе не простая — это, если вглядеться в мелкие, тщательно выписанные буквочки, номер «Русского инвалида» от среды 13 декабря 1833 года, того самого дня, когда сын был произведен в прапорщики, получил первый офицерский чин,— дня триумфа родительских упований. Портрет был написан в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы и неслыханно продолжительный, с 20 августа по 20 декабря — «по домашним обстоятельствам», фактически же в поощрение дальнейшей работы над картиной "Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года", эскиз которой понравился Михаилу Павловичу. Можно сказать, что «Портрет отца» гораздо примитивнее, чем следовало бы ожидать от Федотова в 1837 году: он несколько робок и даже коряв. Однако такое отступление стоит подороже иных побед. Никогда еще он не порывался изобразить реального человека в подробностях занимающего его реального, пусть и незначительного, дела и реальной же обстановки — домашнего садика, куда старик, почувствовав себя немного лучше, вышел прямо в халате и сел за простой стол, на который положил газету и оказавшийся ненужным теплый картуз. Никогда еще он не всматривался в человека с таким пристальным, как бы замедленным вниманием и не силился, робея от ответственности перед натурой, пренебрегая заученностью навыков, передать его точь-в-точь таким, каков он есть, Тут в Федотове проглянуло что-то неожиданное — от другого, будущего Федотова.
Слайд 7
В 1826 году отец устроил мальчика в Первый московский кадетский
корпус. Благодаря своей феноменальной памяти Павел учился хорошо, науки давались ему легко. Уже тогда, в первые годы учебы у Федотова проявилась тяга к живописи. Первыми рисунками будущего художника были карикатуры на товарищей, самого себя, корпусное начальство. Со временем рисование переросло в страстное увлечение кадета Федотова.
Слайд 9
В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Его направляют
на службу в Петербург в лейб-гвардии Финляндский полк, где он прослужил десять лет. В свободное от службы время Федотов играет на гитаре, флейте, пишет стихи, читает классическую и западную литературу, литературу Древней Греции, периодические издания, книги по физике.
Слайд 10Федотов А.П. Неосторожная невеста (Ах, как я несчастна...)
Слайд 12
Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. Федотов
в июне 1834 года получает билет на право посещения рисовальных классов Академии художеств, но в связи с занятостью в полку занимается в них нерегулярно. Поэтому в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году.
Слайд 13
Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника.
"Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, -- писал впоследствии Федотов, -- составляет... основной фонд моего дарования"
Слайд 14
Следует отметить особенность становления творческого метода и мировоззрения Федотова: в
отличие от большинства художников, обучавшихся в Академии с детства, он пришел в живопись взрослым, состоявшимся человеком. Он не принимал целиком на веру всего, что преподавалось в Академии, что обусловило формирование его собственного взгляда на живопись, отличного от застывших канонов академизма. Среди произведений, написанных Федотовым за время учебы в Академии, известность получили «Уличная сцена в Москве во время дождя», «Набережная Васильевского острова зимой», «Зимний день».
Слайд 15Уличная сцена в Москве во время дождя
1837г, акварель
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Слайд 16Уличная сцена в Москве во время дождя
Здесь изображена, должно быть, совершенно
конкретная, рисованная с натуры, московская улица (если не полениться, ее можно было бы отыскать, распознав виднеющуюся вдали церковь), легкий дождик и народ, делающий именно то, что делают во время легкого дождика: кто бережет свое платье под навесом, кто укрывается зонтом, кто плотнее закутывается в платок или надежнее надвигает капюшон на голову, а кто, пренебрегая непогодой, спокойно идет себе своим путем.
Какого бы то ни было единого сюжета, тем более подчиненного выражению генеральной идеи, овладевшей автором, здесь нет. Всяк сам по себе, с другими не смешивается и не имеет до них дела, как это и бывает на улице.
Слайд 17Зимний день. 20-я линия Васильевского острова. 1850–1851
Слайд 18
Среди его наследия есть один-единственный пейзаж – «Зимний день». В
нем, по свидетельству друга Федотова А. Дружинина, художник изобразил их самих, идущих по 20-й линии Васильевского острова. Такое впечатление, что написан он был между делом прямо из окна комнаты (известно, что Федотов жил на 21-й линии Васильевского острова). В этом реалистическом пейзаже намечен путь к тому образу города, который утвердится в 1860-х годах, когда художники начнут изображать его мрачным, неприютным, отчуждающим человека.
Слайд 19
Первые работы Федотова были связаны с военной тематикой, большинство из
которых сатирической направленности. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры; в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). В 1837 году художник пишет акварель «Передняя частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Этим же годом датирована акварель, изображающая встречу приехавшего в Финляндский полк великого князя Михаила, за которую сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Слайд 20П.А.Федотов
Передняя частного пристава
накануне большого праздника
1837г, бумага, акварель, тушь, перо,
18.4 х23.5
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 21«Передняя частного пристава накануне большого праздника»
«Передняя частного пристава накануне большого праздника»
— принадлежала к роду обличительному и была сочинена не без изобретательности в замысле и деталях. В обширной передней столпились многочисленные посетители с чистосердечными даяниями — кто с кулем, кто с кадушкой, кто с сахарной головой, кто с целой тушей, кто еще с чем, вплоть до пачки исписанных листков, принесенных литератором.
Слайд 22
Под карандашом Федотова оживали сцены бессмысленной и изнурительной муштры; темами рисунков
и акварелей становятся полковые учения и лагерная служба.Чем больше времени и сил отдавал Федотов любимому искусству, тем больше понимал, что придется выбирать между живописью и военной карьерой. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы "отдаться своему настоящему призванию -- изображению народного быта".
Слайд 23
После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние
знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг.
Слайд 24
И Федотов решает отдать свои работы на суд К. П.
Брюллову, слава о котором разнеслась по всей Европе. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: "Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд". Эти напутственные слова не прошли бесследно: после этого с удвоенной энергией принимается Федотов за работу, стараясь сделать намного больше.
Слайд 25
В отставку Павел Андреевич вышел в 1843 году в звании
капитана, поселился на Васильевском острове. Началась замкнутая одинокая жизнь. Художник полностью отдал себя искусству. За короткий период, который ему оставался, Федотов создал множество живописных произведений, рисунков, стихотворений.
Слайд 26
Проходит еще несколько лет, прежде чем Федотов решается уйти в
отставку. На трудном подвижническом пути бескорыстного служения искусству его ждали бедность, лишения, одиночество. Поселившись вместе с верным слугой денщиком Коршуновым на Васильевском острове в маленьких холодных комнатах, Федотов начал упорно и самозабвенно работать, "не давая себе ни пощады, ни снисхождения, ни отдыха!"
Слайд 27
Рисунки, рисунки, рисунки... Художник рисовал везде: на базарах и в
гостиных дворах, в департаментах и на улице... Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок "Набережная Васильевского острова зимой". Сатирическая острота в рисунках: "Квартальный чиновник", "Начальник и подчиненные", "Озябшие и продрогшие", "Как люди садятся" (ГРМ) и другие.
Слайд 28
Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых
задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848).
Слайд 30
...перебирая как-то старые журналы, он прочел фразу: "Когда пожилая дама
не хочет ни есть, ни пить с печали, - знак, что умерла ее моська". Фраза эта как-то вдруг подсказала картину, и Федотов сделал две сепии: "Болезнь Фидельки" и "Последствия смерти Фидельки", сочинил и подписи к ним:
"Утром, во время чая, оказалось, что захворала одна из дюжины собачонок хозяйки.
Чай со стола прочь, - его заменила подушка, на которую положили пациентку Фидельку; поставив ей пиявок и забинтовав, госпожа расправляется со всем домом. С башмаком в руках она грозит горничной, уже встрепанной, на которую ябедничает и нянька (они редко в ладу).
Слайд 31
Сын поставлен на колени с учебною тетрадкою; он вырезывает лошадок
и из мщения хватает бегущую мимо собачонку, чтоб навязать ей на хвост бумажку, которая уже болтается на нитке во рту его.
Дочка, оставив свою куколку, которую она на столе поила чаем, с надранными ушами прибегает под покровительство отца, который сам спасается от содома, не забыв, однако, взять с собою утешение - пунш; в дверях попалась ему собачонка; озлобленный, он подшвырнул ее ногой.
Домашний казачок, кажется, тоже не обойден благоволением хозяйки.
В отворенной двери виден ветеринар, позванный, но изумленный, в нерешимости: входить ли?"
Слайд 33
…Но никакие средства не помогли.
"Фиделька решительно околела" - так
начинается подпись ко второй сепии. Барыня с горя слегла в постель. У постели на задних лапках стоят ее питомицы, а Мими, самая любимая, лежит рядом с нею. Знакомые дамы идут навестить больную; врачи важно обсуждают причины смерти Фидельки. Архитектор уже сделал проект памятника, художник - это себя изобразил Федотов - пишет портрет собачонки.
Слайд 34
Первое произведение художника, написанное маслом - «Свежий кавалер» - относится
к 1846 году. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам, и демократическому зрителю. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». При непосредственном участии Брюллова эти две картины были приняты на академическую выставку 1847 года. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Для окончания этой картины не без помощи Брюллова художнику была выделена денежная помощь в размере семисот рублей. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты, из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году.
Слайд 35
К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Популярность
его картин объясняется тем, что живописец изображал реальную действительность. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно.
Слайд 36
Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное
Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
Слайд 38
Замысел своей новой картины Федотов позаимствовал у Крылова. Намерение было
благородное — почтить память баснописца, скончавшегося три года тому назад. Крылова он ставил чрезвычайно высоко; в собственных баснях подражал Крылову как мог. Он взял известную басню «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:
«Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней присватался, пошла,
И рада, рада уж была,
Что вышла за калеку».
Слайд 39Завтрак аристократа (Не в пору гость) 1849
Слайд 41Федотов П.А. Сватовство майора. 1848 (ГТГ)
Рацея (Объяснение картины "Сватовство майора")
Честные господа,
Пожалуйте
сюда!
Милости просим,
Денег не спросим:
Даром смотри,
Только хорошенько очки протри.
Начинается,
Починается
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
Вот извольте-ко посмотреть:
Вот купецкий дом, -
Всего вдоволь в нем,
Только толку нет ни в чем:
Одно пахнет деревней,
А другое харчевней.
Тут зато один толк,
Что всё взято не в долг,
Как у вас иногда,
Честные господа!
А вот извольте посмотреть:
Вот сам хозяин-купец,
Денег полон ларец;
Есть что пить и что есть...
Уж чего ж бы еще? Да взманила, вишь, честь
"Не хочу, вишь, зятька с бородою!
И своя борода -
Мне лихая беда.
На улице всякий толкает,
А чуть-чуть под хмельком,
Да пойди-ка пешком вечерком,
Глядь! - очутишься в будке,
Прометешь потом улицу сутки.
А в густых-то будь зять -
Не посмеют нас взять...
Мне, по крайности, дай хоть майора,
Без того никому не отдам свою дочь!.."
А жених - тут как тут, и по чину - точь-в-точь.
А вот извольте посмотреть,
Как жениха ждут,
Кулебяку несут
И заморские вина первейших сортов
К столу подают.
А вот и самое панское,
Сиречь шампанское,
На подносе на стуле стоит.
А вот извольте посмотреть,
Как в параде весь дом:
Всё с иголочки в нем;
Только хозяйка купца
Не нашла, знать, по головке чепца.
По-старинному - в сизом платочке.
Остальной же наряд
У француженки взят
Лишь вечор для самой и для дочки.
Дочка в жизнь в первый раз,
Как боярышня у нас,
Ни простуды не боясь,
Ни мужчин не страшась,
Плечи выставила напоказ. -
Шейка чиста,
Да без креста.
Слайд 42
Вот извольте посмотреть,
Как в левом углу старуха,
Тугая на ухо,
Хозяйкина сватья,
беззубый рот,
К сидельцу пристает:
Для чего, дескать, столько бутылок несет,
В доме ей до всего!
Ей скажи: отчего,
Для чего, кто идет, -
Любопытный народ!
А вот извольте посмотреть,
Как, справа, отставная деревенская пряха,
Панкратьевна-сваха,
Бессовестная привираха,
В парчовом шугае, толстая складом,
Пришла с докладом:
Жених, мол, изволил пожаловать.
И вот извольте посмотреть,
Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком,
Он знаком больше с армяком;
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит:
Нараспашку принять - неучтиво.
А извольте посмотреть,
Как наша невеста
Не найдет сдуру места:
"Мужчина чужой!
Ой, срам-то какой!
Никогда с ними я не бывала,
Коль и придут, бывало, -
Мать тотчас на ушко:
"Тебе, девушке, здесь не пристало!"
Век в светличке своей я высокой
Прожила, проспала одинокой;
Кружева лишь плела к полотенцам,
И все в доме меня чтут младенцем!
Гость замолвит, чай, речь...
Ай, ай, ай! - стыд какой!..
А тут нечем скрыть плеч:
Шарф сквозистый такой -
Всё насквозь, на виду!..
Нет, в светлицу уйду!"
И вот извольте посмотреть,
Как наша пташка сбирается улететь;
А умная мать
За платье ее хвать!
И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, -
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
"Я, дескать, до денежек доберусь!"
Слайд 43
Теперь извольте посмотреть:
Разные висят по стенам картины.
Начинаем с середины:
На средине
висит
Высокопреосвященный митрополит;
Хозяин христианскую в нем добродетель чтит.
Налево - Угрешская обитель
И во облацех над нею - святитель...
Православные, извольте перекреститься,
А немцы,
Иноземцы,
На нашу святыню не глумиться;
Не то - русский народ
Силой рот вам зажмет.
И вот извольте посмотреть:
По сторонам митрополита - двое
Наши знаменитые герои:
Один - батюшка Кутузов,
Что первый открыл пятки у французов,
А Европа сначала
Их не замечала.
Другой
Герой -
Кульнев, которому в славу и честь
Даже у немцев крест железный есть.
И вот извольте посмотреть:
Там же, на правой стороне, -
Елавайский на коне,
Казацкий хлопчик
Французов топчет.
А на правой стене хозяйский портрет
В золоченую раму вдет;
Хоть не его рожа,
Да книжка похожа:
Значит - грамотный!
И вот извольте посмотреть:
Внизу картины,
Около середины,
Сидит сибирская кошка.
У нее бы не худо немножко
Деревенским барышням поучиться
Почаще мыться:
Кошка рыльце умывает,
Гостя в дом зазывает.
А что, господа, чай устали глаза?
А вот, налево, - святые образа...
Извольте перекреститься
Да по домам расходиться.
1849
Слайд 44
Годом ранее Федотов написал поэму "Женитьба майора, или поправка обстоятельств",
где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Обычный, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества, приобретает в этом произведении обобщающее значение.
Федотов не просто высмеивал тщеславие купца, корысть майора, жеманство невесты или грубость матери. Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку. В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли.
Если вдуматься в происходящее на картине "Сватовство майора" -- нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. "Это была снова трагедия, -- писал Стасов, -- грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы".
Слайд 46КАРТИНА "СВЕЖИЙ КАВАЛЕР, ИЛИ ГДЕ ЗАВЕЛАСЬ ДУРНАЯ СВЯЗЬ,
ТАМ И В ВЕЛИКИЙ
ПРАЗДНИК - ГРЯЗЬ"
Где завелась дурная связь,
Людей порядочных стыдясь,
Там их как можно избегают,
Друзей под масть уж подбирают;
Друзья под масть лишь потакают;
За снисходительность же их
Хозяин также должен в них
Оправдывать их заблужденья:
За снисхожденье - снисхожденье.
Потом, боясь их оскорбить,
Он не откажет разделить
И с ними то, что им по нраву,
И так он нехотя отраву,
Сначала морщась, будет пить,
Потом, привыкнув, находить,
Что этот яд не так опасен,
Что ропот на него напрасен,
И наконец, что знал за грязь,
Уже полюбит, с ней сроднясь,
И будет даже удивляться,
Как мог он этого бояться.
Но между тем увидит сам,
Что он к порядочным людям
Стал больше прежнего не к масти,
В кругу их быть - уж род напасти,
Упрека полны взоры их.
Тут, с горем убежав от них,
Встревожив совесть, он стремится
В разгуле страсти позабыться,
И, упоенный, счастлив он;
Тут совесть отыскала сон.
И вот на поприще разврата
Уж он далек, уж нет возврата,
Расслабла совесть ото сна,
От опьяненья, а она,
Бывало, тенью неразлучной
Плелась за ним, как страж докучный,
И берегла его от бед.
Слайд 47
Но тень резка, коль ярок свет.
Его же солнце вихрь могучий
Страстей,
пороков черной тучей
Затмил, как в сумраке предмет;
Он мрачен стал - и тени нет.
Так он один в потемках бродит,
В потемках тень за ним не ходит.
Победу празднуя, порок
Нахально носит свой венок.
И если встретит вдруг презренье,
Уж не раскаянье, а мщенье
В душе порочной закипит:
К злодейству - шаг, коль совесть спит.
1846
Слайд 48
В феврале 1850 года семья Федотова в Москве оказывается в
бедственном финансовом положении; художник бросает все дела и едет к родным. В Москве его ожидает теплый прием. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. У Федотова появляется немало влиятельных знакомых, среди которых меценат генерал Прянишников, графиня Растопчина, которая ввела его в свой литературно-художественный салон.
Слайд 49
Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых
людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его; художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Такая принципиальность художника наряду с сатирической направленностью его творчества вызвала повышенное внимание цензуры. От Федотова отворачиваются меценаты, богатые и влиятельные люди, ранее благоволившие ему.
Слайд 50
Тем не менее, несмотря на отсутствие моральной и материальной поддержки
Павел Андреевич продолжает творить. Из под его кисти выходят такие известные произведения, как «Анкор, еще анкор!» (1850-1851), «Вдовушка» (1851), «Игроки» (1852). Эти картины полны сожаления об утраченном счастье и мыслей о бессмысленности человеческого существования.
Слайд 51Портрет Надежды Петровны Жданович за фортепьяно.
Слайд 52Федотов П.А. Портрет Н.П.Жданович в детстве. 1846
Слайд 58
Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. В июне
1852 года у художника случилось психическое расстройство. После пяти месяцев мучений художник Павел Андреевич Федотов умер 14 ноября 1852 года, забытый всеми, кроме близких друзей.
Слайд 59
Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Цензурный комитет запретил публиковать известие
о смерти в печати. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России.
Слайд 61Тест 8-8
Русское искусство, барокко, классицизм, малые голландцы
Слайд 63
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва)
"Сатир в гостях у крестьянина".
Картина Якоба Йорданса, 1622 г.
Сатиры — в древнегреческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа
Слайд 64
Картина «Сатир в гостях у крестьянина» написана на сюжет басни
Эзопа. Козлоногий сатир, присутствуя на трапезе крестьян, удивлен непоследовательностью людей: крестьянин дует на кашу, чтобы ее остудить, в то время как раньше он дул на руки, чтобы их согреть. У Йорданса сатир и крестьяне — дети единой природы, полные грубоватой жизненной силы. Они тесно сгрудились вокруг стола, их тяжелые тела, краснощекие лица, босые пятки ног, глиняный кувшин на переднем плане переданы с пластической осязательностью. Широкий плотный мазок, крупные пятна звучных красок отличают московскую картину, одну из лучших среди других вариантов .
Слайд 66
Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового
села Коломенское − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм. Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.
Слайд 67
Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие,
возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.
Слайд 68
Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку
подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников(килевидных закомар), из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.
Высота церкви Вознесения в Коломенском - 62 м.
Слайд 70Купание Дианы
1742. Музей Лувр, Париж.
Картина французского живописца Франсуа Буше «Купание
Дианы». Размер картины 56 x 73 см, холст, масло. Дидро всегда считал, что в Буше потерян самый многообещающий талант эпохи Просвещения. Из Италии Франсуа Буше вернулся живописцем яркого поэтического дарования. Но несмотря на всю одаренность художника, философ Дени Дидро вскоре разочаровался в нем, усмотрев в творчестве Франсуа Буше чрезмерную самоудовлетворенность и успокоенность, нежелание добиваться чего-то более серьезного, чем изображение нимф и пастухов. В 1765 году, когда Буше был объявлен первым живописцем короля, Дидро не преминул высказаться, назвав главным недостатком художника его нравственную испорченность: "Недостаточность моральных норм повлекла за собой снижение вкуса, цветового и композиционного чутья, выразительности образов и, в конце концов, общий кризис художественных навыков".
Слайд 71
Сегодня мы склонны к большей терпимости в отношении к творчеству
этого мастера стиля рококо, понимая, что художники обычно доверяют только себе, руководствуясь собственными моральными нормами и потребностями. Буше, по крайней мере, не был нравоучителен, как Жан Батист Грёз. Ренуар, к примеру, очень тепло относился к Буше, которого другие уличали в лени и фривольности. Ренуара не меньше привлекала тема удовольствий, и ему было приятно считать себя единомышленником Буше. Еще в годы учебы Ренуар называл своей любимой картиной «Купание Дианы» Буше; отголоски ее композиции будут постоянно появляться в ренуаровском творчестве.
Слайд 72
Действительно, есть какое-то внутреннее родство между Буше и Ренуаром, но
мы не уверены, что только этот факт способствует репутации того или иного художника. Сезанн, в конечном итоге, занял противоположную позицию по отношению к творчеству своего давнего друга. Уже в поздний период, услышав чью-то фразу о возросшем самодовольстве Ренуара, Сезанн отозвался об этом словами Дидро: "Что же вы хотите? Ренуар имел дело с парижскими женщинами". К тому времени не только смысл, но и сам речевой оборот умозаключений Дидро по отношению к художнику Франсуа Буше стал частью студийного фольклора.
Слайд 74Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
1690—1694 годы
Храм Покрова в Филях
– пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание церкви с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трех сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимнюю и летнюю церкви и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.
Слайд 75
На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы,
а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Льва Кирилловича. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.
Позднее около церкви был разбит регулярный парк.
Слайд 76
Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв.
В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.
Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).
Слайд 78Виллем Клас Хеда (Willem Claesz Heda)
Ветчина и серебряная посуда [1649]
Жанр натюрморта
получил большое распространение в Голландии в XVII веке. Харлемский живописец Виллем Клас Хеда писал главным образом так называемые "завтраки" - собранное на краю стола небольшое количество обыденных вещей, изображение которых имеет скрытый аллегорический смысл: погасшая свеча, символ окончившейся жизни, дает ключ к его прочтению. Серебряная посуда означает земное богатство, ветчина - чувственные радости, лимон - внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь. В картине заключено размышление о бренности существования человека на Земле, призыв позаботиться не о теле, а о душе.
Слайд 80Ме́ншикова ба́шня, Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла на Чи́стых пруда́х в Москве —
православный храм в честь Архангела Гавриила; памятник барокко в Басманном районе (Архангельский переулок, 15а).
Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта в современных изданиях называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.
Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве, Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782—1806 гг. Церковь Святого Феодора Стратилата также имела колокола. Несмотря на свою высоту, Меншикова башня колоколов не имела.
Оба храма с 17 июля 1948 года принадлежат Антиохийскому подворью. Высота первоначально вместе со шпилем - 84.3 метра.
Слайд 81
В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью
уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, проломив своды и уничтожив интерьеры нефов (частично). Полвека служба совершалась только в малых приделах (на хорах и в трапезной), в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773—1779 башня была восстановлена масоном Г. З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко
Слайд 83Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий
Русской Церкви; считается чудотворной
По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митр. Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 г. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. «Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир» (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.)
.
Слайд 84
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году
чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя
. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.
Чудеса
Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).
В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:
21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея в 1521 году;
23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата в 1480 году;
26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.
Слайд 86Шедевры Эрмитажа / французские мастера XIV—XVIII веков
НИКОЛА ПУССЕН
1594-1665
Танкред и
Эрминия
1630-е гг. Холст, масло. 98,5 x 146,5 см.
Почти все на полотне спокойно — бессильно лежит на земле Танкред, застыл над ним Вафрин, неподвижны кони, тело Арганта распростерто в отдалении, пустынен и безлюден пейзаж. Но в это застывшее безмолвие врывается патетическое движение Эрминии, и все вокруг загорается отраженным светом ее неудержимого душевного взлета. Неподвижность делается напряженной, сильные и глубокие красочные пятна сталкиваются друг с другом в резких контрастах, проблески оранжевого заката на небе становятся угрожающими и тревожными. Взволнованность Эрминии передается каждой детали картины, каждой линии и световому блику.
Слайд 87
Предводительница амазонок Эрминия, влюбленная в рыцаря Танкреда, находит его раненым
после поединка с великаном Аргантом. Оруженосец Вафрин приподнимает с земли неподвижное тело Танкреда, а Эрминия, в безудержном порыве любви и сострадания, отсекает мечом свои волосы, чтобы перевязать ими раны рыцаря.
Слайд 88
Даже для трагической сцены Пуссен нашел строгие и простые художественные
формы. Именно этот величавый лаконизм делает «Танкреда и Эрминию» шедевром редкой эмоциональной силы.
Картина приобретена для Эрмитажа в 1766 году из собрания художника Аведа в Париже. Стиль - классицизм
Слайд 90
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (разговорное название —
Собор Василия Блаженного) — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.
1555-1561 гг.
Слайд 91
Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана
Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года.
Слайд 92
Существует несколько версий о создателях собора.
По одной из версий,
архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела.
По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения
Слайд 93
Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски
куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) — святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».
Слайд 95Антуан Ватто
Жиль в костюме Пьеро
1720-1721. Музей Лувр, Париж. Стиль -
рококо
Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя ярмарочного театра Жиля в картине художника «Жиль в костюме Пьеро».
Пьеро — постоянный тип итальянской комедии дель арте, один из слуг-шутов. Это — продувной малый, корчащий из себя неуклюжего простака, хитрец, обжора и воришка. Маски на нем нет, но лицо покрыто густым слоем пудры. В пантомиме он часто играет роль соперника Арлекина; является также под именами Бертольдо, Бертолино и Паяццо.
Слайд 96
Явившись во Францию в пьесах театра итальянской комедии дель арте,
Пьеро стал настолько популярен, что выступил действующим лицом в "Дон Жуане" Мольера, а затем самостоятельным героем пьес-пародий, например, "Пьеро-Ромул" Лесажа. Образ Пьеро был совсем забыт, когда в эпоху реставрации его воскресил в театре Гаспар Дебюро. Тип Пьеро, созданный Дебюро в разных пьесах, был настолько интересен, что ему посвящали статьи Шарль Нодье, Жюль Жанэн, Теофил Готье. Таким образом, из всех действующих лиц итальянской комедии дель арте и пантомимы Пьеро удержался на сцене дольше всех.