Слайд 1Оценка качества подготовки обучающихся при государственной аккредитации образовательных программ ВПО
Масленников
Александр Степанович
Национальное аккредитационное агентство в сфере образования
Москва-Уфа, май 2012
Слайд 2Цели государственной аккредитации
Подтверждение соответствия качества
образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам
Установление государственного статуса образовательного учреждения
Слайд 3Нормативная база
Приказ МОН «Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего
профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса» от 02.09.2011 г. N 2253
Приказ Рособрнадзора «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования» № 2267 от 25.10.2011 (Зарегистрировано в Минюсте 27.12.2011г., рег.номер 22764 )
Слайд 4Изменения в нормативной базе
Решение о государственной аккредитации принимается по ОП и
(или) в отношении каждой УГС, куда входят ОП (№293-ФЗ, ст.33, п.19)
При проведении экспертизы по заявленным ОП … осуществляется анализ уровня освоения ФГОС, в том числе путем тестирования … с использованием заданий стандартизированной формы (аккредитационных педагогических измерительных материалов) (Положение о ГА, п.10)
Слайд 5Показатели соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС
ВПО
1. Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы:
По ФГОС: Структура освоения основной образовательной программы
2. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы
По ФГОС: Срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
3. Результаты освоения образовательной программы
4. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
5. Кадровое обеспечение учебного процесса
Слайд 6Правила принятия решения
о соответствии (несоответствии) содержания и качества подготовки обучающихся и
выпускников требованиям ГОС
Положительное решение о соответствии содержания и качества подготовки выпускников принимается при условии выполнения всех показателей
Показатель оценки содержания и качества выполнен, если эксперт установил соответствие не менее половины критериев показателя требованиям ГОС
В случае установления несоответствия требованиям ГОС одного показателя, экспертная комиссия имеет право принять решение о несоответствии содержания и качества по всей УГС
2
3
4
5
1
Слайд 7Критерии оценки выполнения требований ГОС по показателю «Результаты освоения образовательной программы»
Показатель 3.
3.1. Уровень освоения дисциплин ГОС
3.2. Содержание и уровень курсовых работ (проектов)
3.3. Организация практик
3.4. Содержание и уровень выпускных квалификационных работ
3.5. Порядок проведения и содержание государственных экзаменов
Слайд 8
Критерий оценки освоения дисциплин
ООП на основе ГОС-2
Результаты освоения основной
образовательной программы:
-
доля студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ГОС ВПО для каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей (далее – УГС), не менее 60%;
-…
ООП на основе ФГОС
Результаты освоения основной
образовательной программы:
- доля обучающихся, освоивших обязательные дисциплины базовой части цикла ФГОС ВПО для каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей (далее – УГС), не менее 60%;
-…
Слайд 9Условия проведения тестирования
при аккредитационной экспертизе
Тестирование по всем УГС, указанным в
заявлении
Выборка ООП в УГС:
ВПО: бакалавриат + специалитет
СПО
Выборка дисциплин в ООП – не более 5 (как правило, ГСЭ -1, ЕН – 1, ОПД -3)
Выборка студентов ООП по дисциплине – не более 25 человек
Тестирование по дисциплинам, изученным по учебному плану
не позднее 1 года до проведения экспертизы
Привлечение студентов 2-4 курсов (осенью – 5 курса)
Сроки проведения тестирования – 2 дня на УГС в период работы комиссии
Слайд 10Формирование плана тестирования по УГС
Основная причина проблем при формировании плана тестирования
- неполнота информации в документах, прилагаемых к заявлению:
РУП не по всем формам обучения;
РУП без изменений на конкретный учебный год;
контингент не по всем формам и курсам обучения.
Слайд 11Подходы к формированию оценочных средств для анализа уровня освоения ФГОС
при
процедуре государственной аккредитации
Слайд 12Особенности аккредитационного оценивания
Цель аккредитационного оценивания – соответствие организованной вузом образовательной деятельности
требованиям ФГОС
Объект оценивания по показателю «Результаты освоения образовательной программы» - подготовка обучающихся для совокупности ООП в каждой УГС
Участники процедуры аккредитационного оценивания – обучающиеся на всех этапах учебного процесса
Слайд 13Подходы к оцениванию результативности образовательной деятельности
по ФГОС при аккредитации
На основе
результатов сертифицированной внутривузовской системы оценивания уровня освоения ФГОС
На основе внешнего оценивания и установления соответствия «внешних» и «внутренних» результатов оценки уровня освоения ФГОС
Слайд 14Принципы внешнего оценивания результативности образовательной деятельности при аккредитации
Основа для разработки
оценочных средств - проектируемые результаты освоения циклов обучения по ФГОС (знания, умения, владения)
Проведение внешней оценки на определенных этапах учебного процесса
Согласование дескрипторов описания результатов «внешней» и «внутренней» оценки
Слайд 15Задачи подготовительной стадии разработки средств оценки результатов обучения
Формирование матрицы соответствия проектируемых
результатов освоения циклов обучения по ФГОС (знания, умения, владения) дисциплинам учебного плана
Выделение этапов учебного процесса (семестр, учебный год), на которых завершается формирование определенной части проектируемых результатов освоения циклов
Преобразование проектируемых результатов освоения в диагностируемые результаты обучения
Слайд 16Матричный подход для выделения этапов
формирования результатов обучения
Этап
Слайд 17Определение
Результаты обучения – это формулировка того, что, как ожидается,
будет знать, понимать и/или будет в состоянии продемонстрировать учащийся по окончании процесса обучения.
(ECTS: Руководство пользователя)
Слайд 18
Следствие предлагаемого подхода:
Учебный план по ФГОС – последовательность этапов формирования результатов
обучения
Слайд 19Интеграция результатов
Одинаковые показатели освоения материала на разных этапах учебного процесса. Например:
доля студентов, показавших определенный уровень результатов обучения
Единые уровни освоения результатов обучения: пороговый (П) – базовый (Б) – повышенный (ПВ)*.
Интегральные показатели освоения результатов обучения:
доля студентов, показавших П-Б-ПВ уровень подготовки по циклам ГСЭ, ЕН и Проф. для совокупности ООП в УГС;
доля студентов, показавших П-Б-ПВ уровень подготовки по УГС в целом.
Критериальные значения для интегральных показателей по УГС
* (Аналог – дескрипторы уровней освоения компетенции в таксономии Блума (Н.Н.Матушкин, И.Д Столбова. Методические аспекты паспортизации компетенций выпускника вуза: опыт Пермского ГТУ.- М.; ИЦПКС, КС УМО и НМС, 2009.- с.9))
Слайд 20Оценивание компетенций
Результаты обучения - проявление компетенций
Матрица соответствий «компетенция – проектируемые результаты
освоения (результаты обучения)»
Распределение «весов» результатов обучения на определенном этапе образовательного процесса в формировании компетенции
Интегральная оценка сформированности компетенции на определенном этапе образовательного процесса
Слайд 21
Спасибо за внимание!
Контактная информация:
E-mail: mas@nica.ru
Тел. 8 (8362) 41-61-94