Слайд 1Оценка качества образования: новые способы оценивания учащихся
Цель семинара:
Обсуждение, дополнение и
утверждение муниципальной системы оценки качества образования.
Выработка рекомендаций по совершенствованию системы внутришкольной диагностики учебных возможностей обучающихся на основе квалиметрического подхода.
Слайд 2Проблемы в реализации существующей модели СОКО
Несформированность единого концептуально-методологического понимания проблем качества
образования и подходов к его измерению.
Нескоординированность деятельности различных организаций, занимающихся проблемами качества образования.
Отсутствие необходимого научно-методического обеспечения и современных технологий для объективного и надежного сбора информации, оценки различных показателей качества образования и выявления факторов, влияющих на их динамику.
Использование неапробированного и нестандартизированного инструментария оценки.
Слайд 3Проблемы в реализации существующей модели МСОКО
Отсутствие регламента внедрения;
Проблемы построения рейтинга ОУ
по существующим отчетам;
Несоответствие данных, представляемых ОУ в управление образования;
Разночтение в оценке итоговой успеваемости по школам;
Сложности в составлении публичного отчета директора школы;
Формальность в содержании некоторых приложений к МСОКО (например, диагностическая анкета учителя).
Слайд 4Создание внутришкольной модели системы оценки качества образования.
Примерное положение о ШСОКО
Рекомендации по
формированию системы ШСОКО и анализу администратинвых контрольных работ
Слайд 5Многоуровневая параметрическая модель диагностики учебных возможностей учащихся
Автор методики – Фомина Надежда
Борисовна, главный редактор журнала «Качество образования в школе», научный руководитель эксперимента по формированию единой системы оценки качества образования в Юго-Западном округе Москвы.
Слайд 6Основная идея методики
Расширить рамки существующей системы оценки качества не только образовательного
учреждения в целом, но и управленческой деятельности администрации, учителей-предметников, учащихся;
Упорядочить систему ВШК и организовать ее на качественно новом уровне.
Слайд 7Принципиальное отличие данной методики от традиционной
Использование оценочных технологий, ориентированных не на
субъективные оценочные механизмы локального применения, а на объективизированные (дистанционные от учителя) оценочные процедуры, удовлетворяющие требованиям объективности, сопоставимости и репрезентативности оценок.
Слайд 8Система показателей и индикаторов (уровень обучающегося)
Слайд 9Система показателей и индикаторов (уровень класса)
Слайд 10Система показателей и индикаторов (уровень ОУ)
Слайд 11Система показателей и индикаторов (муниципальный уровень)
Слайд 12Анализ результатов деятельности школы:
Общие итоги по школе;
Анализ результатов каждого класса;
Результаты выполнения
практической части программы по всем классам;
Показатели сформированности общеучебных умений;
Графическое подтверждение результатов анализа;
Анализ усвоения теоретической части программы ( в сравнении с реальными возможностями учащихся и нормативными показателями).
Слайд 13Анализ результатов педагогической деятельности учителей по трем уровням (оптимальный, достаточный, критический):
1.Учет
индивидуальных достижений каждого учителя:
повышение квалификационной категории;
награды. Звания, ученая степень;
подготовка и проведение мероприятий на уровне района;
внедрение ИКТ в учебный процесс;
медалисты, отличники, победители и призеры олимпиад, конкурсов;
результативность ЕГЭ в сравнении с индексами реальных возможностей класса.
2. Выявление проблемных микрокомпонентов, снижающих эффективность учебного процесса:
количество учеников с одной четверкой, с одной тройкой;
неуспевающие по предмету;
низкий уровень усвоения практической части программы;
расхождения между уровнем усвоения и оценочными показателями;
неудовлетворительные результаты ЕГЭ
Слайд 14Диагностика уровня реальных возможностей учащихся
В практике работы выработаны несколько способов диагностики:
По
итоговым оценкам за год;
По текущим оценкам за четверть;
По текущим оценкам за год;
По диагностической карте уровня реальных возможностей (УРВ);
По диагностическим контрольным работам
Слайд 15Основная идея предлагаемой методики:
Определение показателей, прогнозирующих результаты обучения.
Определение реальных результатов обучения.
Сравнение
прогнозируемого и реального результатов.
Выводы по итогам сравнительной характеристики.
Слайд 16Основная идея предлагаемой методики:
Новая система оценки качества усвоения
учебного материала основывается на сравнительном анализе прогнозируемого результата с полученным фактически.
Слайд 17Методы диагностики
Метод «доверительной компетенции»
Метод групповых экспертных оценок
Метод диагностических контрольных работ
Метод экспресс-диагностики
Комплексный
метод
Слайд 18Алгоритм диагностики УРВ
Составление списка учащихся;
Определение индивидуальных возможностей каждого ученика путем выбора
соответствующего показателя из данных: ученик обучается на 5; на 5 или 4; на 4; 4 или 3; 3; 3 или 2; на 2
Выделение промежуточных параметров через запятую – 5; 4,5; 4; 3,5; 3; 3,5; 2
Вычисление индексов:
- ИРВ – индекс реальных возможностей,
- ИУСВ – индекс полного усвоения учебного материала,
- ИНЕУСП – индекса работы со слабоуспевающими учащимися
Слайд 19Пример определения ИРВ
= 77%
ИРВ =
=
=
=
56%
ИУСВ =
ИНЕУСП = 100% - ИРВ = 100%-77% = 23%
Слайд 20Новые способы оценивания учащихся
«Результативность» выполненной работы – выраженный в количественном значении
результат контрольной работы, выполненной учащимися.
Результативность определяется по формуле:
РЕЗ =
где РЕЗ – результативность,
Ф – фактически выполненное суммарное количество заданий,
Д – данный учителем объем заданий (количество заданий* количество учащихся)
Слайд 21Определение индивидуальной результативности
Например, из 10 заданий учащийся выполнил 8. Индивидуальная результативность
находится по формуле
РЕЗ = = 80%
Оценка по результативности выставляется после расчета по формуле:
ОЦ = = = 4
Слайд 22Определение общей результативности класса
Слайд 23Определение объективности выставленных оценок
Слайд 24Сопоставление оценок по результативности
Слайд 25Таблицы оценок по результативности
Слайд 26Технология анализа контрольной работы
Слайд 27Технология анализа контрольной работы
1 этап: Определение результативности выполнения работы.
2 этап: Определение
объективности выставленных оценок.
3 этап: Определение уровня работы с «сильными» учащимися (УСВ)
УСВ =
4 этап: Определение уровня реализации учебных возможностей учащихся (УРВ)
5 этап: Определение состояния работы со слабоуспевающими учащимися
НЕУСП = 100% - РЕЗ
6 этап: Определение наличия типичных ошибок
7 этап: Составление сводной таблицы
Слайд 28Технология анализа контрольной работы (8 этап)
Слайд 29Технология анализа контрольной работы
(9 этап - заполнение рабочей таблицы)
Слайд 30Технология анализа контрольной работы
(10 этап – построение графиков)
Слайд 31Преимущества нового способа оценивания:
Ученик перестает быть зависимым от желания или нежелания
учителя выставить ту или иную оценку;
Появляется возможность самооценивания, т.к. полученную оценку можно проверить по таблицам оценок по результативности;
Уменьшается конфликтность между учеником и учителем, не возникает споров по поводу выставляемой оценки;
Резко усиливается мотивация к учению, т.к. разница между количеством выполненного объема и полученной оценкой чутко улавливается учеником и с каждым правильно выполненным заданием растет возможность получения более высокой оценки;
Исчезает формализм в выставлении оценок, оценка связывается с результатом, что имеет большое воспитывающее значение и не приводит к обезличиванию усилий, когда за разный выполненный объем выставляется одна и та же оценка.
Слайд 32Отличие новой технологии анализа от традиционной
Слайд 33Заключение
Соответственно, математическая модель измерения качества образования может быть представлена следующей схемой:
РЕЗ > ИРВ,
ОЦ = РЕЗ,
УСВ > ИУСВ,
УРВ > 100,
НЕУСП < ИНЕУСП.
Слайд 34Количественные признаки качества образования:
Показатель результативности выполнения работы равен индексу реальных возможностей
учащихся, превышает прогнозируемый показатель или меньше его, но не более чем на 10% (РЕЗ≥ИРВ);
Оценочный показатель равен или отличается от показателя результативности не более, чем на 10% (РЕЗ=ОЦ);
Показатель полного усвоения программного материала совпадает с прогнозируемым показателем, превышает его или меньше его, но не более, чем на 10% (УСВ≥ИУСВ);
Показатель уровня реализации учебных возможностей равен 100% или меньше, но не более, чем на 10%
(УРВ ≥ 100%);
Показатель работы со слабыми учащимися равен прогнозируемому или меньше последнего (НЕУСП≤ИНЕУСП).