Слайд 1Особенности развития воспитательной системы ОУ в условиях введения
ФГТ, ФГОС общего
и профессионального образования.
Слайд 2Ключевые вопросы для рассмотрения:
Актуальность введения стандартов второго поколения (2004 и
2009);
Нерешённые вопросы модернизации образования (2002 – 2010):
Оптимизация – создание оптимальных условий для качественного образования;
Эффективное управление и кадровая политика;
Слайд 3 Оценка качества образования – по отметкам и баллам
ЕГЭ, ГИА, ЕМТ или по доступности образования, личностному росту, владению универсальными учебными действиями и способами «добывания» знаний, динамике достижений и успешному освоению программ на базовом уровне всеми и каждым?
Слайд 4Компетентностный подход – формальность или практика? Ключевые компетентности, а не ЗУНы
сами по себе;
Слайд 6 Индивидуализация обучения, тьюторство, вариативность социальных практик и профильных, допрофессиональных проб
Слайд 7Интегративность, целостность процесса образования
интеграция воспитания, обучения, развития, социализации
интеграция общего, профессионального и
дополнительного образования;
интеграция, взаимодействие и сотрудничество всех субъектов образовательного процесса
интеграция теории и практики
Слайд 8 Неразработанность диагностической, мониторинговой базы качества образования, прежде всего воспитания и
социализации.
Слайд 9Специфика образовательного
процесса в новых условиях.
Слайд 10На смену классно–урочной системе приходит ОУ, ШКОЛА как открытая образовательная среда,
школа индивидуальности, в центре которой – развитие личности человека в процессе потока целенаправленных деятельностей.
Слайд 11В общем, профессиональном и дополнительном образовании – двигаться по понятному обучающемуся
комфортному со всех точек зрения индивидуальному маршруту.
Стандарт направлен на формирование содержательно – критериальной оценки результатов освоения образовательных программ и личностного роста.
Слайд 12Создание социальной ситуации развития обучающихся , обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством
личностно значимой деятельности (учебной, проектной, исследовательской, профессиональной, внеурочной, общественно- полезной и т.д.)
Слайд 13
Отношения:
ОУ – семья, родители;
ОУ – школьник, лицеист, студент;
ОУ
– другие ОУ
договорная система
Слайд 14
Системно – деятельностный подход обеспечивает:
Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
и непрерывному образованию;
Проектирование и конструирование социальной среды;
Личностно ориентированную активную учебно–познавательную деятельность каждого (возможно, по индивидуальным траекториям и маршрутам);
Реализацию стандарта личностных характеристик.
Слайд 15В программу развития воспитательной системы ОУ ввести:
Максимальное использование воспитательного потенциала учебной
деятельности:
Мотивация – субъектность (авторство) обучающегося, ориентир на индивидуальность и успех, практическая значимость, минимализация того, что разрушает (сложность межличностных отношений, ошибки и необъективность педагога, психологический и социальный климат, ЗОЖ, неочевидный результат).
Слайд 16Урок, занятия, производственная практика. Содержание, активные и интерактивные формы учебной и
внеучебной деятельности.
Владение и использование базовых технологий: проектных, игровых, ИКТ, критического мышления, уровневой дифференциации и др.
Слайд 17Сформированность УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Рефлексивность, способность к самооценке и оценке
индивидуального и коллективного результата.
Слайд 182) Ожидаемые результаты – в формулировках, адекватных требованиям стандартов (особенно из
блока «личностные»):
Осознание российской идентичности в поликультурном социуме;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни, социальные компетенции;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; экологическая и правовая культура и др.
Слайд 193) Ввести СОЦИАЛИЗАЦИЮ –воспитание социальной активности, мобильности, ответственности; поощрение социальной успешности
и активной жизненной позиции.
Освоение социального опыта, социальных ролей, норм и правил общественного поведения, соц. практик;
Слайд 20Готовность к личностному, социальному и профессиональному самоопределению
* уклад жизни ОУ,
здоровый и безопасный образ жизни,
* роль социальной среды (внутренней и внешней) и социальных связей,
* социальная, этнокультурная самоидентичность, толерантность,
* конструктивное, успешное и ответственное поведение, выбор,
* способность противостоять негативному воздействию среды.
Слайд 21 «Учительская газета» №1 – 2012г.
Исаак Фрумин:
«Катастрофы в образовании нет,
но есть риск её приближения».
Слайд 22Программа «Стратегия развития
образования до 2020 года»
1 вектор
повышение
профессионализма
учительского
корпуса
2 вектор
стратегия нового
качества образования
Слайд 23Повышение
профессионализма
учительского корпуса
Ещё одна новизна в воспитательных системах ОУ –
влияние воспитательной системы на личность педагога (не только ученика), она – одно из условий развития творческого потенциала учителя. Именно в проблеме личности педагога реализуется принцип единства общего, частного и особенного. Воспитательная система смягчает противоречия, помогает решению проблем.
От традиционных МО классных руководителей – к научно-исследовательской работе, проектированию и острым дебатам, к тематическим педсоветам и эффективным востребованным семинарам, к проблемным группам и творческим встречам, к дискуссионным клубам и лагерным сборам, где педагоги создают свой, работающий на равных с детьми, отряд…
Что нового может появиться?
Слайд 25 Но – не для галочки, не
для формального развития, а для удовлетворения педагогов в творчестве, для объединения взрослых и детей, для достижения высшей радости индивидуального и общего успеха.
Слайд 26Стратегия нового
качества образования
Известно, что в движении есть 4 пути:
назад,
стагнация,
модернизация,
инновационное развитие.
Опора в оценке качества, организации деятельности и повышении эффективности управления - честность, полезность, гуманность.
Слайд 27 Единственный путь к развитию общества – качественное образование. Всё
– внутри ОУ, в конкретных школьниках и студентах.
Слайд 282012 – 2013 уч.год - контроль реализации стандартов, конкретная работа ОУ,
а не перспектива. Главный уровень – институциональный, главная фигура – учитель, преподаватель, мастер. Всё образование, все ОУ переходят в режим развития.
Слайд 29 Качество зависит от реального понимания каждым учителем смысла: смысл
– развитие детей.
Вот почему требования стандарта к результатам – не столько предметным, сколько метапредметным и личностным, - основная инновация и новизна образовательного процесса и одной из его составляющих - воспитательной системы.
Слайд 30Новая волна в профессиональном образовании - участие работодателей,
они
– новые участники разработки всех программ и проектов, это - новое экспертное сообщество, способное совместно с УНПО и УСПО разработать модель выпускника, его личностных характеристик и определить механизм оценки.
Сегодняшние перемены – 24 федеральных СПОУ переходят на региональный уровень.
Всё меняется!
Поддержка – только в работодателях.
Слайд 31Стержень – организация
образовательного процесса
условия
процесс
результат
Слайд 32 Но механизма комплексной оценки нет, только один дорогостоящий
ресурс – ЕГЭ, но достаточно ли этого?
Задача ОУ – самим разрабатывать элементы системы измерений, создавать диагностическую, мониторинговую базу для оценки качества образования, прежде всего воспитания и социализации, проводить анализ и предъявлять результат!
Слайд 33 В каждом ОУ – институциональная модель, объективный механизм
оценки, внутреннего мониторинга качества (часть образовательной системы, но именно в воспитательной системе – новизна, развитие, путь к объективной оценке).
Главное – в каждом ОУ, каждому педагогу озаботиться качеством, вести мониторинг, принимать управленческие решения, действовать, отслеживать результаты.
Слайд 34 Надо перестать «кошмарить» школу и дать заниматься детьми, их
воспитанием и обучением. Надо научиться работать качественно с тем контингентом, который у нас есть, стимулировать успехи сильных, помогать тем, у кого проблемы, индивидуально работать со слабыми – и всё оценивать объективно.
Не следует разрывать общество образованием и успехами детей, не надо допускать расслоения педагогического коллектива необъективностью оценки.
Слайд 35 Надо перестать отвлекать учреждения профессионального образования от главной задачи
– выполнять социо-экономический заказ, качественно готовить специалистов, профессионалов с нравственной устойчивостью, должными личностными качествами, способными быть конкурентоспособными на рынке труда, успешными в личной жизни, мобильными в социально значимой и профессиональной деятельности.
Слайд 36В УПО можно организовать
2 стороны анализа, 2 вектора оценки:
измерение
отношений студентов,
оценка обучающихся
внутренний контроль
Слайд 37 объективный показатель – рост или снижение мотивации к обучению
и особенно – к перспективам работы по полученной специальности, в избранной системе
администрация,
должностная ответственность за качество образования и профессиональной подготовки,
выполнение учебных программ и освоение содержания,
теоретические знания и практические навыки выпускников;