Слайд 1Особенности организации дополнительного образования в ДОУ в контексте требований
ФГОС ДО
Мостова О. Н., заведующий кафедрой психологии и педагогики детства ГАОУ ДПО «ЛОИРО» ,к.п.н., научный руководитель ГБДОУ № 8
Центрального района Санкт-Петербурга
Слайд 2Литература
А. В. Золотарева
Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ.М, АРКТИ,
Слайд 3Литература
Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении
Составители:
Антонова Ю.В.Антонова Ю.В. , Липова И.
В.
Издательство:
Учитель, 2013
Слайд 4дополнительное образование -
вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение
образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Слайд 5развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре
воспроизводство культуры нации
Функции
образования
основное
дополнительное
«дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности)»
Слайд 6Основные принципы организации дополнительного образования в ДОУ
учет возрастных особенностей детей дошкольного
возраста
соблюдение требований СанПиН
использование здоровьесберегающих технологий
Слайд 7Система дополнительного образования в ДОУ
организация
кадры
содержание
Материально-техническое обеспечение
Финансовое обеспечение
Доступность образования для разных категорий
детей
Кадровый потенциал
Система подготовки и переподготовки педагогов в сфере ДО
Информационно-методическое обеспечение
Программное обеспечение
Слайд 8Нормативно – правовая база ДО
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст.12 п.2,4, ст.14.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» см. раздел 4 пункты 4.2 и 4.3.1. (п.п.2,4) направление «Дошкольник»
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (рег. Минюст России от 08 февраля 2010 г. N 16299)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РФ ОТ 22 ИЮЛЯ 2010 Г. N 91 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.2660-10 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (РГПУ – 2005Г.)
Слайд 9Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей
утверждены на
заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России от 03.06.2003
Слайд 10См. также
" Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11 декабря 2006 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Слайд 11Литература
"Как составить учебную программу" (методические рекомендации). ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский
институт образования", Й-Ола, 2005г. Автор: В. А. Красильникова
Журнал "Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи", М.,№5 2006г. Автор: З. А. Каргина.
"Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей" (для учреждений дополнительного образования детей системы образования), М., 2006г.
Слайд 12Дополнительное образование детей
целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных
образовательных программ
Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании»
Слайд 13Дополнительное образование детей
организованный устойчивый длительный процесс коммуникации, порождающий формирование мотивации
к познанию и творчеству, стимулирующий проявление активности в достижении избранного уровня образования (ЮНЕСКО)
Слайд 14Цели дополнительного образования детей дошкольного возраста
включение ребенка в новую деятельность
в новых условиях в новом коллективе
создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают ДОУ и семья (М. Зацепина)
Слайд 15В 1996 году
появилось инструктивное письмо Министерства образования и Госкомитета РФ по
высшему образованию о «Дополнительных образовательных услугах»,
а в 2001 году Правительство приняло постановление «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования»
Слайд 16М. Зацепина
чаще всего детские сады выбирают следующие направления:
художественного цикла
обучение иностранным
языкам
обучение чтению и письму
Слайд 17Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Минобрнауки России от 28 февраля 2014
года
№08-249
Комментарии к разделу II пункта 2.5.
Реализация программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам.
Получение воспитанниками таких услуг должно регламентироваться договорами (в соответствии с утвержденной примерной формой договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, приказ Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 8 (направлен в Минюст России на государственную регистрацию).
Слайд 18Комментарии к разделу II пункта 2.5.
В случае если Программа реализуется в
течение всего времени пребывания детей в Организации (продолжительность работы группы соответствует продолжительности реализации Программы) получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе.
Слайд 19Комментарии к разделу II пункта 2.5.
Поскольку дошкольное образование не является обязательным,
родители (законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При этом, в случае если хотя бы один ребенок фактически остается в группе, реализация Программы в ней не прекращается, прерывается лишь получение образования воспитанником, получающим дополнительную услугу.
Слайд 20Комментарии к разделу II пункта 2.5.
Поскольку дополнительное образование детей также является
важным элементом развития детей, и ограничение их в его получении неконституционно, Организация не может повлиять на решение родителей о порядке посещения ребенком дошкольной группы.
Слайд 21Комментарии к разделу II пункта 2.5.
Независимо от количества детей в группе
для обеспечения реализации Программы требуется создать, в том числе необходимые кадровые условия.
При этом финансовое обеспечение кадровых условий определяется в зависимости от нормативного количества детей в группе. Следовательно, временное отсутствие ребенка в группе по причине получения дополнительной образовательной услуги не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра нормативов финансирования.
Слайд 22Комментарии к разделу II пункта 2.5.
Также, фактическое финансирование реализации Программы через
обеспечение создания требуемых условий, означает, что временное отсутствие ребенка в группе, не влияющее на изменение условий реализации Программы, не должно рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.
В то же время, вопрос параллельного освоения Программы и дополнительных общеобразовательных программ в одной Организации должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами такой Организации.