Слайд 1Основные предпосылки разработки Требований
Федеральный закон №309-ФЗ;
Федеральный закон «Об образовании»
Концепция ФГОС (проект);
1
Слайд 2Структура требований к условиям реализации основных образовательных программ ФГОС
Требования к информационно-методическому
обеспечению;
Требования к кадровому обеспечению;
Требования к материально-технической базе;
Требования к финансово-экономическому обеспечению.
2
Слайд 3Системно-синергетический подход к Требованиям
R=F(I,K,M,E) , где
R – планируемый результат в
образовании
I – информационно-методическое обеспечение
K – кадровое обеспечение;
М – материально-техническое обеспечение;
E – финансово-экономическое обеспечение.
F(I,K,M,E) >> F(I+K+M+E)
3
Слайд 4Условия (понятийный аппарат)
Условия реализации образовательных программ – система ресурсов (материально -
технических, информационно-методических, кадровых, финансово-экономических) и соответствующих регламентов ( школьных, муниципальных, региональных, федеральных), способствующих эффективной реализации целей и задач образовательных программ, развитию личности обучающихся.
Условия носят многоуровневый характер: для образовательного учреждения, муниципального, регионального и федерального уровней; 4
Слайд 5Определение Требований
Требования к условиям представляют собой описание параметров и
характеристик условий, их качественную специфику и своеобразие, обусловленные необходимостью реализации задач нового содержания образования.
Т –общие и Т – частные
5
Слайд 6Информационно-методическое обеспечение
Информационное обеспечение –
обеспечение каждого субъекта
образовательного процесса широким
доступом к
информационно-методическим
фондам и базам данных, сетевым
источникам информации в соответствии с
задачами нового содержания образования
Учебно-методическое обеспечение –
методическое ресурсы информационного
обеспеченияи и мониторинга реализации
ФГОС.
Слайд 7Обеспечение уровней управления образованием
информационно-методическими ресурсами
Слайд 8Требования к информационно-методическим ресурсам
Уровень образовательного учреждения
Руководители образовательных учреждений
ТРЕБОВАНИЯ К РЕГЛАМЕНТУ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
требования к ведению документации образовательного учреждения
по учету учебных достижений и затруднений обучающихся на основе ПРООП
(в том числе электроннойдокументации)
требования к разработке нормативных локальных документов, учитывающих
специфику нового содержания образования (образовательная программа,
программа развития образовательного учреждения и рабочие программы);
требования к нормативно-правовому, организационно-экономи
ческому, учебно-методическому и электронно-цифровому обеспечению реа
лизации ФГОС;
Слайд 9Требования к информационно-методическим ресурсам
Уровень образовательного учреждения
Учителя, реализующие
стандарты
требования к созданию базы
данных образовательного
учреждения на основе планируемых результатов обучения ( Система
внешней оценки и мониторинга);
требования к мониторингу и организации учета результатов формирования
универсальных учебных действий (система внутренней оценки);
требования к созданию базы данных, характеризующих динамику развития
обучающихся во внеучебной деятельности (с учетом различных видов
деятельности учащихся).
Слайд 10Схема создания базы данных обучающегося (учебного класса)
r1
r2
r3
rn
rn-1
q1
q2
qk
qk-1
t1
t2
tm-1
tm
t3
Планируемые результаты образования
Результаты
ЕГЭ
Портфолио ученика
по годам и предметам
Слайд 11 Мониторинг учебных достижений ученика в базе данных образовательного учреждения
r1
r2
r3
rn
rn-1
1 класс
2
класс
3 класс
11 класс
ЕГЭ
q1
q2
qk
qk-1
………
Слайд 12Требования к информационно-методическим ресурсам
Уровень образовательного учреждения
Учащиеся ОУ
комплексного обеспечения основных
и дополнительных образовательных
программ информационным ресурсами (электронные библиотеки, базы
данных, виртуальные лаборатории, и т.п.);
обеспечению информационными ресурсами дополнительных
образовательных программ ;
доступности результатов мониторинга достижений учащихся на основе
соответствующих инструкций.
Слайд 13Требования к информационно-методическим ресурсам
Уровень образовательного учреждения
Родители
требования к нормативной
базе, регламентирующей
взаимодействие родителей и образовательных
учреждений;
требования к обеспечению доступа к информационным ресурсам,
отражающим динамику учебных достижений;
требования к документам, регламентирующим участие
родителей в управлении и контроле за деятельностью
образовательного учреждения.
Слайд 14●Требования к структуре основных образовательных программ (Т¹)
● Требования к результатам освоения
основных образовательных программ (Т2)
●Требования к условиям реализации основных образовательных программ (Т3)
Слайд №2
ОСНОВАНИЯ
СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КАДРОВ:
дополнительные требования
Слайд 15учителя обладают компетентностями:
● осуществлять личностно- деятельностный подход к организации обучения;
● выстраивать
индивидуальную траекторию развития ученика на основе ПРООП
● интерактивное взаимодействие школьников; ???
● работать с родителями как с субъектами образования.???
Слайд №3
КОМПЕТЕНТНОСТИ педагогических
КАДРОВ,
обусловленные Требованиями к структуре основной образовательной программы
Дополнительные требования
Слайд 16● проектировать и осуществлять процесс достижения планируемых результатов освоения образовательных программ;
● обеспечивать необходимый и достаточный для младших школьников (в начальной школе) уровень их сформированности как субъектов образовательной деятельности;
● обеспечивать формирование и развитие у обучаемых ценностных, мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов;
● обеспечивать накопление у учащихся личностного опыта решения учебных, нравственных, эстетических, коммуникативных и иных проблем, опыта социальной деятельности.
Дополнителные требовния к КОМПЕТЕНТНОСТИ
КАДРОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
обусловленные Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (учителя начальных классов)
Слайд №4
Слайд 17учителя начальных классов обладают компетентностями:
● эффективно использовать имеющиеся в школе условия
и ресурсы, собственный педагогический, методический потенциал для реализации задач нового содержания образования:
достижения планируемых результатов освоения образовательных программ
для построения системы целенаправленно организованной учебной деятельности, обеспечения взаимосвязи изучения учебных предметов с реализацией программ воспитания и социализации учащихся;
использования здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС;
индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности УУД;
- собственного профессионально-личностного развития и саморазвития
● эффективно применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процессса образовательного учреждения.
Слайд №5
Дополнительные требования к КОМПЕТЕНТНОСТИ
КАДРОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
Обусловленные Требованиями к условиям реализации основной образовательной программы (учителя начальных классов)
Слайд 18администраторы начального образования обладают компетентностями:
●пропагандировать и утверждать в педагогическом коллективе идеологию
(теорию и практику) ФГОС
● обеспечить Соответствующее концепции ФГОС представление целей основной образовательной программы, а также целей для каждой микроступени начального общего образования;
● Создавать и эффективно использовать необходимые ресурсы (информационные, кадровые, учебно-материальные, финансово-экономические) для достижения ПРООП;
● Создавать эффективные СУБД по обеспечению контроля за реализацией задач по достижению ПРООП;
Слайд №6
Дополнительные требования к КОМПЕТЕНТНОСТИ
КАДРОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
обусловленные Требованиями к структуре основной образовательной программы (администраторы начального образования)
Слайд 19Руководители ОУ обладают компетентностями:
● использования комплекса методов и средств управления для
формирования у педагогического коллектива установки на достижение планируемых результатов ПРООП
●создания и обеспечения функционирования в школе системы мониторинговых наблюдений и диагностики динамики и результатов обучения, воспитания и развития учащихся, вовлечения в оценочную деятельность педагогов;
● интегральной оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации ФГОС, осуществлению программы развития образовательного учреждения;
●обеспечения информационной открытости школы.
Слайд №7
Дополнительные требования к КОМПЕТЕНТНОСТИ
Руководителей ОУ
обусловленные Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
Слайд 20администраторы обладают компетентностями:
● формирования и развития в образовательном учреждении системы ресурсного
обеспечения достижения ПРООП, воспитания и развития учащихся, включая создания условий для внеурочной деятельности обучаемых и организации дополнительного образования;
● организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений общего образования по вопросам реализации задач нового содержания образования;
● организации взаимодействия школы, семьи, научной общественности, бизнес-сообщества в интересах эффективной реализации основной и дополнительных образовательных программ;- что это?
● интегральной оценки инфраструктуры образовательного учреждения на основе системно-деятельностного подхода;
● создания среды инновационной деятельности педагогического коллектива, профессионально-личностного развития кадров.
Слайд №8
Дополнительные требования к КОМПЕТЕНТНОСТИ
руководителей ОУ
обусловленные Требованиями к условиям реализации основной образовательной программы
Слайд 21 система ИПК (специализированные программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки)
дистанционное обучение
по специализированным программам
◊ тренинговые практики
◊ система консультационных практик
◊ система методической работы, связанная с продвижением лучших образовательных практик
◊программы самообразования (самообразовательные практики)
◊образовательные ресурсы Интернета
Слайд №10
СТРУКТУРА
НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 22
● многообразие институтов формального, неформально и внеформального образования для реализации задач
нового содержания образования; взаимосвязанных
● доступность НДППО для всех категорий педагогических работников учреждений образования по мере реализации задач нового содержания образования;
● направленность обучения в системе НДППО на профессионально-личностное развитие обучаемых.
Слайд №11
ТРЕБОВАНИЯ
К НЕПРЕРЫВНОМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: ОБЩИЕ ПОДХОДЫ
Слайд 23● многоуровневость образовательных программ - почему?
● диверсификация образовательных программ - почему?
●
опережающий характер образовательных программ - почему ?
● развивающий характер образовательных программ
● наличие базового ядра содержания образовательных программ
● вариативность образовательных программ за пределами базового ядра
Содержание образовательных программ выстраивается на основе:
- системно – деятельностного, компетентностного подходов
-содержания, технологий, методик обучения
-планируемых результатов освоения учебных программ, программы формирования универсальных учебных действий
Слайд №12
ТРЕБОВАНИЯ
К НЕПРЕРЫВНОМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Слайд 24● образовательные программы, образовательные ресурсы по вопросам:
- теоретико-методологических основ современного общего
образования
- профессиональной педагогической компетентности
- достижения планируемых результатов освоения образовательных программ;
- формирования универсальных учебных действий и диагностики их сформированности
- текущего, промежуточного и итогового оценивания учебной деятельности учащихся
- экспертной деятельности
- уровневой дифференциации
- организации обучения на основе учебных ситуаций
- использования активных форм обучения (организация работы в группах и парах, организация работы в группах подвижного состава, организация проектной деятельности)
- использования современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационнных технологий (зачем?)
● дополнительные профессиональные образовательные программы: «Воспитание и социализация учащихся в деятельности учителя начальной школы», «Сетевой учитель начальной школы», «Учитель базовой начальной школы», «Педагог-куратор», «Тьютор», «Психолог в системе начального общего образования», «Администратор начального общего образования»
Слайд №13
ТРЕБОВАНИЯ
К НЕПРЕРЫВНОМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Слайд 25
Слайд №14
регламенты уровня образовательного учреждения
регламенты муниципального уровня
регламенты регионального уровня
регламенты федерального
уровня
УРОВНИ И ИЕРАРХИЯ (СУБОРДИНАЦИЯ)
РЕГЛАМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 26
Слайд №15
•Квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской
Федерации, включая такие должности, как сетевой педагог, педагог-куратор, тьютор, администратор общего образования и др.(основывается на содержании и структуре профессиональной педагогической компетентности)
•Положение об аттестации психолого-педагогических и управленческих кадров общего образования (основывается на квалификационных характеристиках работников образования)
•Типовое положение об образовательном учреждении начального общего образования (основывается на современных целях и задачах начального общего образования, квалификационных характеристиках работников образования )
•Положение о лицензировании образовательной деятельности по программам общего образования (основывается на Требованиях к условиям и ресурсам, том числе кадровым, реализации основных образовательных программ общего образования)
•Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений общего образованиям (основывается на Требованиях к условиям и ресурсам, в том числе кадровым, реализации основных образовательных программ общего образования)
•Требования к содержанию профессиональных образовательных программ учреждений дополнительного профессионального педагогического образования (основываются на концептуальных подходах ФГОС ОО, Требованиях к структуре, результатам освоения основных образовательных программ общего образования)
РЕГЛАМЕНТЫ по ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ (федеральный уровень):
дополнительные требования
Слайд 27
Слайд №16
Базовые регламенты (слайд 15)
• Положение о базовой начальной
школе.
• Положение о сетевом взаимодействии в системе начального общего образования.
• Методики, инструментарий диагностирования личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития учащихся начальной школы.
Положения о мониторинге качества дополнительных образовательных услуг, предоставляемых педагогическим и управленческим кадрам образовательных учреждений общего образования, образовательными учреждениями НДППО.
СИСТЕМА РЕГЛАМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Слайд 28
Методические рекомендации об организации неформального образования педагогических и управленческих кадров
начального общего образования как компоненте непрерывного педагогического образования
• Раздел «Электронные образовательные ресурсы учителей начальных классов и администраторов начального общего образования» как часть Федеральной целевой программы развития образования
• Положение о мониторинге профессионально-личностного развития педагогических и управленческих кадров начального общего образования и методические рекомендации по его осуществлению в условиях внедрения и действия ФГОС ОО.
• Приказ МОиН РФ (Методические рекомендации) об организации и деятельности федеральных площадок стажировки учителей начальных классов и администраторов начального общего образования.
Слайд №16 продолжение
СИСТЕМА РЕГЛАМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Слайд 29Региональный заказ (задание) учреждениям ДППО на содержание, состав и объем дополнительных
образовательных услуг в целях удовлетворения новых образовательных потребностей педагогических и управленческих кадров.
Модернизированные и новые дополнительные профессиональные образовательные программы образовательных учреждений ДППО для учителей начальных классов по проблемам достижения планируемых результатов в образовании.
Дополнительные профессиональные образовательные программы учреждений ДППО «Сетевой учитель начальной школы», «Учитель базовой начальной школы».
Региональное положение о площадке стажировки учителей начальных классов и администраторов начального общего образования.
Нормативный акт органа исполнительной власти субъекта РФ о материально-техническом, информационно-методическом и финансовом обеспечении муниципальных, региональных площадок стажировки.
Слайд №17
СИСТЕМА
РЕГЛАМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Слайд 30 Положение о мастер-классах лучших учителей образовательных учреждений начального общего образования
региона и администраторов начального общего образования.
Постановление органа исполнительной власти субъекта РФ об организации, финансировании, материально-техническом, кадровом, информационно-методическом обеспечении дистанционного обучения педагогических и управленческих кадров начального общего образования.
Подпрограмма (Раздел) «Электронные образовательные ресурсы учителей начальных классов и администраторов начального общего образования» как часть региональной программы развития образования.
Раздел о неформальном и внеформальном образовании педагогических и управленческих кадров начального общего образования в региональной программе развития образования.
Положение о неформальном и внеформальном педагогическом образовании педагогических и управленческих кадров начального общего образования как компоненте непрерывного педагогического образования
Положение о региональном научно-методическом объединении учителей начальных классов.
СИСТЕМА
РЕГЛАМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Слайд №17
Слайд 31● Рекомендации по организации деятельности методических объединений учителей начальных классов в
условиях внедрения и действия ФГОС ОО.
● Региональный электронный банк данных о лучших образцах педагогической деятельности, инновационных практиках в области начального общего образования на региональном уровне.
● Экспертные, апробационные материалы по инновационным образовательным проектам на региональном уровне.
● Положение об инновационных образовательных практиках в области начального общего образования.
● Постановление исполнительного органа власти субъекта РФ о формировании резерва администраторов общего образования.
● Раздел о формировании резерва администраторов общего образования в региональной программе развития общего образования.
Слайд №17
СИСТЕМА
РЕГЛАМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Слайд 32● Дополнительные профессиональные образовательные программы образовательных учреждений ДППО, предназначенные для резерва
администраторов начального общего образования, способных обеспечить реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
● Постановление органа исполнительной власти субъекта РФ о создании региональной персонифицированной базы данных о профессионально-личностном развитии педагогического и управленческого персонала начальной школы.
● Постановление органа исполнительной власти субъекта РФ о региональных доплатах учителям начальных классов за достижение планируемых результатов образования.
● Нормативный акт о региональном фонде социальной поддержки педагогических и управленческих кадров образовательных учреждений начального общего образования.
● Региональное положение о ежегодных выплатах на санаторно-курортное лечение кадров начальной школы, как и других работников среднего общего образования, эффективно реализующих требования ФГОС ОО.
● Положение о региональных грантах «Лучший учитель начальной школы», «Лучший администратор начального общего образования».
СИСТЕМА
РЕГЛАМЕНТОВ ПО КАДРАМ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Слайд №17
Слайд 33Классификация СО по С.Г Шаповаленко
учебный план и программы школы;
учебники; словари, справочники
и др.;
печатные материалы;
изображения и отображения предметов и явлений (модели, схемы и т.п.);
натуральные объекты;
ТСО
Классификация СО (В.М.Коган и Т.Х.Гурвич)
натуральные предметы;
изображения и отображения объектов (визуальные, аудитивные и аудиовизуальные средства);
описание предметов и явлений (книги, справочники, сборники задач и упражнений, руководства, печатная продукция и программированные пособия);
ТСО
Слайд 34Продолжение
Учебники, учебные пособия, справочная литература;
Печатные материалы;
Таблицы, модели, макеты
и другие ср.наглядности;
ТСО;
Учебно-лабораторное оборудование;
Помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания и др.
(П.И. Пидкасистый, 1996 г.)
Слайд 35Классификация, представленная в
проекте «информатизация системы образования»
(НФПК)
Коллекция включает:
учебники, учебные пособия и
справочная литература,
цифровые образовательные ресурсы,
методические материалы,
тематические коллекции,
инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса,
инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК), ориентированные на использование современных образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе.
(Национальный фонд подготовки кадров по поручению Минобрнауки РФ)
Слайд 36Классификация СО
(Росучприбор)
книгопечатная продукция(библиотечный фонд)
Печатные пособия(методические и дидактические материалы)
ЦОР(цифровые образовательные ресурсы)
Компьютерные и
информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения (ТСО)
Экранно-звуковые пособия
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Представленная видовая классификация необходима для систематизации требований
Слайд 38Новая классификация
Дидактические средства для ученика:
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд)
Дидактические
средства по формированию УУД:
- Индивидуальные цифровые образовательные ресурсы ученика (электронный адрес, портфолио, справочники, вспомогательные материалы для использования в учебной деятельности, список литературы,рефераты и др.);
- специализированное учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование нового поколения по формированию УУД (роботизированные дидактические СО, основанные на модульных технологиях, совместимых с процессорной техникой и др.)
- печатные пособия, обеспечивающие дидактическую поддержку формирования УУД ;
- расходные материалы для формирования предметно-деятельностной среды ученика (информатике, технологии, внеурочной деятельности и др.
-специализированное спортивное оборудование для младших школьников и др. 12
Слайд 39Новая классификация (продолжение)
Средства обучения для учителя:
ЦОР(цифровые образовательные
ресурсы)
Компьютерные и информационно-
коммуникативные средства
Технические средства обучения (ТСО)
Экранно-звуковые пособия
Демонстрационное учебно-практическое и учебно- лабораторное оборудование
13
Слайд 41Общие требования к разработке новых средств обучения
экспертной оценки функциональных возможностей СО
в соответствии с задачами достижения Планируемых результатов освоения основных образовательных программ;
модульного принципа разработки современных СО (возможность комплектования базового комплекта СО дополнительными модулями) соответствующих технологиям формирования УУД ;
наличия инвариантной составляющей школьного комплекта СО(соответствующей фундаментальному ядру ФГОС);
организации информационно-предметной среды, позволяющей реализовать технологии обучения на основе личностно-деятельностного подхода;
Слайд 42ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ
от 1 апреля 2005 г. N 03-417
О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНОГО И
КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Количество УО приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных ТС связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально- технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся).
Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений: - Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев); - К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса); - Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся); - П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6 - 7 экз.).
Выбор помещения, его рациональная планировка определяются санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Департамент государственной политики в образовании рекомендует использовать данный Перечень при решении вопросов оснащения общеобразовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования об.
ДиректорИ.И.КАЛИНА
Этот перечень согласован с РАО
Слайд 44Общие требования
к компьютерным и информационно-коммуникативным средствам
Комплект учебной вычислительной техники (КУВТ)
включает:
набор рабочих мест учащихся (РМУ),
рабочее место преподавателя (РМП),
периферийные устройства, связанные между собой локальной сетью для совместного использования программ и обмена данными.
В начальном сегменте школы КУВТ может быть установлен в специально
отведенном кабинете начального блока
КУВТ предполагает комплекс организационных, методических,
программных и эргономических решений для его эффективного
применения.
Слайд 45Требования к печатным средствам
Педагогико-эргономические требования, включающие и требования к ГОСТ(см. исследования
Центра средств обучения Института общего среднего образования Российской академии образования (ИОСО РАО)).
Новое поколение печатных средств обучения(ПСО) должно быть переориентировано на достижение ПРООП в условиях реализации ФГОС
Номенклатурная оптимизация ПСО с учетом требований современного образовательного процесса, построенного на деятельностном и личностно ориентированном подходе, а также широкого внедрения информационных технологий (ревизия перечня ПСО).
Постепенный переход от традиционных таблиц к фолиям, являющимися аналогом учебных плакатов и таблиц (пленка формата А4 (210 х 297 мм) для демонстрации наглядного материала на экране с помощью оверхед проектора (кодоскопа)).
Слайд 46Требования к книгопечатной продукции
См. материалы С.В.Фаттаховой
Слайд 47Принципы формирования состава комплекта учебного оборудования
Модульность (возможность наращивания к основному базовому
блоку дополнительных элементов),
Инвариантность (предполагает соответствие состава УО фундаментальному ядру ФГОС),
Возможность реализации вариативных методик,
организации информационно-предметной среды в условиях функционирования классной комнаты и кабинетов,
Оптимальное сочетание традиционных СО с инновационными.
Слайд 48Требования к дидактическому сопровождению(ДС) при использовании интерактивной доски
Интерактивная доска – многофункциональный
интегрированный
комплекс, ориентированный на
использование информационно-телекоммуникационных
технологий в образований.
Требования к дидактическому сопровождению интерактивной
доски:
Интерактивность
Модульность (структурно дидактическое сопровождение выстраивается в виде ряда модулей, обеспечивающих достижение ПРООП
Наличие в ДС разнообразия подсказок, выстроенных с учетом меры помощи разным категориям учащихся в процессе достижения ПРООП
Проблемный характер ДС (наличие коллизий, предполагающих развивающий характер обучения)
Воспроизводства индивидуальной траектории ученика
Слайд 49
Это не требования
УМК разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС-2, Обязательные компоненты
УМК рассматриваются и утверждаются Министерством образования с присвоением соответствующего грифа.
Перечень учебных изданий, включенных в обязательный состав УМК, ежегодно утверждается Министерством образования РФ и региональными МО
В состав УМК наряду с обязательными компонентами могут включаться учебные издания, отражающие специфику учебного предмета, курса и разнообразие условий, методов, форм, средств обучения и воспитания.
нормативными правовыми документами Министерства образования РФ и региональными органами управления образовния.
Компоненты УМК разрабатываются с учетом Типового перечня средств обучения и учебно-производственного оборудования для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, утверждаемого Министерством образования РФ
Состав УМК минимально необходимый и достаточный (обязательный) содержит по одному учебному изданию из каждого компонента для требуемого уровня изучения и преподавания учебного предмета и курса.
Дополнительные компоненты УМК и экспериментальные УМК рассматриваются в установленном порядке с присвоением грифа «Рекомендовано … соответствующими регламентирующими инстанциями»
Требования к составу УМК
Слайд 50Специализированные требования к компьютерным и информационным коммуникативным средствам
Обновленные гигиенические требования
к компьютерным и информационно коммуникативным средствам (см.результаты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
по уточненным гигиеническим регламентам использования персональных компьютеров)
Педагогико-эргономические требования к компьютерным и информационно коммуникативным средствам, включающие, требования ГОСТа и СаНПиНа (см. исследования ЦСО Института общего среднего образования Российской академии образования (ИОСО РАО))
Характерной чертой программного обеспечения нового поколения(ПОНП) компьютерных и информационно коммуникативных средств должна стать интерактивность
Функционально ПОНП компьютерных и информационно коммуникативных средств должно обеспечивать индивидуализированный характер образования, обусловливающий достижение ПРООП в условиях реализации ФГОС.
Слайд 51Требования к учебно-практическому и учебно-лабораторному оборудованию
Педагогико-эргономические требования, включающие и требования к
ГОСТ(см. исследования Центра средств обучения Института общего среднего образования Российской академии образования (ИОСО РАО))
Сопровождение учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования инструкциями по использовании в условиях реализации ФГОС-2
Комплектность с позиций достижения ПРООП
Необходимость и достаточность с позиций организации образовательного процесса на деятельностном подходе
Соответствие основным образовательным программам
Слайд 52Требования к ТСО и дидактическому сопровождению
Педагогико-эргономические требования, включающие и требования к
ГОСТ(см. исследования Центра средств обучения Института общего среднего образования Российской академии образования (ИОСО РАО))
Отличительной характеристикой современных ТСО и их дидактического сопровождения должна быть интерактивность (возможность программы изменять свое «поведение» под влиянием пользователей)
Новое поколение дидактического сопровождения ТСО должно обеспечивать представление учебного материала на всех его уровнях, интегрируя абстрактность теоретического знания с конкретикой и предметностью практического знания.
Слайд 53Общие требования
к компьютерным и информационно-коммуникативным средствам
Комплект учебной вычислительной техники (КУВТ)
включает:
набор рабочих мест учащихся (РМУ),
рабочее место преподавателя (РМП),
периферийные устройства, связанные между собой локальной сетью для совместного использования программ и обмена данными.
В начальном сегменте школы КУВТ может быть установлен в специально
отведенном кабинете начального блока
КУВТ предполагает комплекс организационных, методических,
программных и эргономических решений для его эффективного
применения.
Слайд 54Требования к дидактическому сопровождению(ДС) при использовании интерактивной доски
Интерактивная доска – многофункциональный
интегрированный
комплекс, ориентированный на
использование информационно-телекоммуникационных
технологий в образований.
Требования к дидактическому сопровождению интерактивной
доски:
Интерактивность
Модульность (структурно дидактическое сопровождение выстраивается в виде ряда модулей, обеспечивающих достижение ПРООП
Наличие в ДС разнообразия подсказок, выстроенных с учетом меры помощи разным категориям учащихся в процессе достижения ПРООП
Проблемный характер ДС (наличие коллизий, предполагающих развивающий характер обучения)
Воспроизводства индивидуальной траектории ученика
Слайд 55Система регламентов, обусловливающих обеспечение МТР процесс реализации ООП
По перечню учебного оборудования
для общеобразовательных учреждений общего образования.
По учебным кабинетам и подразделениям школы.
По обеспечению МТР образовательных учреждений.
Слайд 57Требования к учебному кабинету в школе
1. Наличие в кабинете нормативных документов
(ФГОС, примерные образовательные программы по всем дисциплинам начальной школы).
2. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
3. Наличие паспорта и плана работы учебного кабинета на учебный год.
4.Укомплектованность кабинета техническими, дидактическими средствами обучения, мультимедийным оборудованием, учебной литературой и ЦОР в соответствии с задачами ПРООП
6. Наличие в кабинете контрольно-измерительных материалов для диагностики учебных достижений учащихся по профилю кабинета.
Слайд 58Продолжение
8. Соблюдение эргономико-дидактических, эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и
сменных учебно-информационных стендов.
правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
материалы, используемые в учебном процессе:
рекомендаций по выполнению домашних работ;
рекомендаций по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, практическая работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен) и др.
9.Наличие расписания работы учебного кабинета по:
обязательной программе,
программе дополнительного образования,
индивидуальным занятиям с отстающими школьниками,
с одаренными учащимися,
консультации и др.
Слайд 60Система регламентов, обусловливающих обеспечение МТР процесс реализации ООП
По перечню учебного оборудования
для общеобразовательных учреждений общего образования.
По учебным кабинетам и подразделениям школы.
По обеспечению МТР образовательных учреждений.
Слайд 61Продолжение
4. Образовательные сегменты, требующие соответствующего оборудования и СО:
Личностно-мотивационный блок,
Информационные технологии,
Работа с
одаренными,
Профессиональная ориентация и ориентация на рабочие профессии,
Экономическое воспитание,
экологическое воспитание,
Безопасность детей и подростков (терроризм, техногенные катастроф, ЧП, угрозы и др.),
Ориентация на здоровый образ жизни (СО для реализации здоровьесберегающих программ),
Спортивное оборудование, разработанное с учетом деятельностного и индивидуального подхода.
Слайд 62
Предлагаемый перечень учебного оборудования призван обеспечить:
наглядность в организации образовательного процесса;
природосообразность и
культуросообразность в становлении личности школьника;
Применение здоровьесберегающих технологий;
материально-техническую поддержку образовательного процесса (на основе формирования УУД достижение ПРО; развитие интеллекта, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений);
условия для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования и др.).
Слайд 63Книгопечатная продукция
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов:
программа, пособия для учителя, дидактические
материалы, КИМ-ы,
учебники, рабочие тетради, пособия для учащихся (Словари, Хрестоматии, Обучающие программы, ЦОР и др.),
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения),
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.),
Методические журналы,
Музыкальная энциклопедия (в том числе в цифровой форме),
Книги о музыке и музыкантах (в том числе в цифровой форме),
Предметные журналы
Слайд 64Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами
программы обучения,
Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки),
Табель-календарь на текущий год.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме),
Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения,
Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом),
Слайд 65Продолжение
Тематические коллекции,
Карты (географическая карта/ы стран/ы изучаемого языка, Географическая карта Европы),
Таблицы
природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения,
Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.),
Слайд 66Продолжение
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и
др.),
Портреты русских и зарубежных композиторов,
Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен,
музыкальные инструменты,
Музыкальный календарь,
Дидактический раздаточный материал: карточки по музыкальной грамоте и хоровой работе,
Слайд 67Продолжение
Хрестоматии музыкального материала к учебникам,
Сборники песен и хоров,
Портреты русских и зарубежных
художников,
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента,
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта,
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека,
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству,
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте,
Слайд 68Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Комплект учебной вычислительной техники (КУВТ) включает:
набор рабочих мест
учащихся (РМУ),
рабочее место преподавателя (РМП),
периферийные устройства, связанные между собой локальной сетью для совместного использования программ и обмена данными.
КУВТ устанавливается в специальном кабинете
информатики и вычислительной техники (КИВТ).
В начальном сегменте школы КУВТ может быть установлен в специально
отведенном кабинете.
КУВТ предполагает комплекс организационных, методических,
программных и эргономических решений для его эффективного
применения.
Слайд 69Интерактивная доска
Интерактивная доска – многофункциональный интегрированный комплекс, ориентированный на использование информационно-телекоммуникационных
технологий в образований.
В составе комплекса:
Крепежно-инструментальный набор;
Электронные карандаши;
Соединительный кабель;
Блок питания;
Программное обеспечение;
Планшет беспроводной;
Интерактивные пульты тестирования;
ПЭВМ;
Мультимедийный проектор;
Комплект монтажного оборудования
Слайд 70ТСО
Видеопроектор
Диапроектор "Пеленг 500 А"
Комплект кнопок магнитных редкоземельных (10 шт.)
Оверхед-проектор "Горизонт 250
X"
Панель демонстрационная над классной доской
Экран проекционный (антибликовый) 1,5 х 1,5 м.
компьютеры и компьютерные сети
интерактивное видео
средства медиаобразования
учебное оборудование на базе электронной техники и др.
Слайд 71Требования к СО
1. Модернизация существующей классификации учебного оборудования, с учетом разных
образовательных технологий, форм и методов обучения и воспитания.
2. Уход от жестких требований использования лишь заранее определенных СО, содействует креативному развитию учителя, расширяет его возможности профессиональный потенциал.
3. Использование многофункциональности каждого средства обучения, с целью оптимального решения задач начального образования.
Слайд 72Продолжение
5. Оптимально выстроенный учебный процесс предполагает комплекс средств обучения (учебного оборудования)
передачи информации, научения и самообучения, контроля и коррекции.
Комплекс средств обучения должен удовлетворять следующим общим требованиям:
• Отобранные на урок (или же для изучения конкретного учебного материала, обеспечивающего достижение ПР) СО должны соответствовать содержанию учебного материала, целям и задачам урока, построенных на основе ПР обучения;
• При отборе необходимо учитывать специфические особенности каждого СО и четко определять их функции в решении задач урока;
• Комплекс СО должен органически включаться в структуру урока. КаждоеСО, входящее в комплекс, должно выполнять определенные дидактические задачи (содействовать достижению конкретных результатов обучения), обеспечивать активную умственную деятельность, помогать в преодолении трудностей усвоения УУД).
Слайд 73Продолжение
6. Для оптимизации учебного процесса, обеспечивающего формирование УУД следует классифицировать СО
в рамках универсальных учебных действий (УУД).
7. Комплекс СО должен органически включаться в структуру процесса обучения, выстроенного с учетом конкретных планируемых результатов обучения, обеспеченных сформированными или формирующимися УУД.
8. Картотека СО классной комнаты или же блока начальной школы – важный компонент оптимизации УВП.
9. Комплекс СО целесообразнее подбирать к урокам, с учетом предметной ориентированности.
Вполне возможен и другой подход, когда СО подбираются к школьному дню (Нам думается это возможно лишь в начальной школе).
10. Сочетание компонентов комплекса определяется логикой урока и содержанием планируемых результатов обучения.
11. В зависимости от учебного материала, целей урока, комплекс СО конструируется самостоятельно учителем или же ШМО.
Слайд 74Характеристика кабинета в начальной школе
Помещение кабинета в начальной школе должно удовлетворять
требованиям СанПиН (2.4.2. 178-02).
Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и ТСО, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.
В кабинете должны быть созданы технические условия для использования информационно-коммуникационных средств обучения.
Слайд 75Требования к кабинету в начальной школе
1. Наличие в кабинете нормативных документов
(ФГОС, примерные образовательные программы по всем дисциплинам начальной школы).
2. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
3. Наличие паспорта и плана работы учебного кабинета на учебный год.
4.Укомплектованность кабинета техническими средствами обучения, мультимедийным оборудованием, учебной литературой и ЦОР.
5. Соответствие оборудования и учебно-методического комплекса средств обучения профилю кабинета.
6. Наличие в кабинете комплекса материалов для диагностики качества обучения по профилю кабинета.
7. Обеспеченность кабинета учебниками, дидактическими и раздаточными материалами по его профилю.
Слайд 76Продолжение
8. Соблюдение эргономико-дидактических, эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и
сменных учебно-информационных стендов.
Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:
правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
материалы, используемые в учебном процессе:
рекомендаций по выполнению домашних работ;
рекомендаций по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, практическая работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен) и др.
9.Наличие расписания работы учебного кабинета по:
обязательной программе,
программе дополнительного образования,
индивидуальным занятиям с отстающими школьниками,
с одаренными учащимися,
консультации и др.
Слайд 77Продолжение
10. Сегодняшняя экономика не в силах обеспечить мультимедийными ПЭВМ всех учащихся
сельской школы. Представляется, что среди различных вариантов в качестве наиболее реального следует принять вариант размещения в сельских малокомплектных школах по одному - два компьютера для обеспечения самостоятельной работы, выполнения заданий учителя отдельными школьниками. Такой подход соответствует современным целям образования (он широко используется в зарубежной школе).
Слайд 78
Документация учебного кабинета
1. Паспорт учебного кабинета.
2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
3.
Инструкция по правилам техники безопасности при работе в учебном кабинете.
4. График работы учебного кабинета.
5. Акт приемки учебного кабинета администрацией школы.
6. План работы учебного кабинета на учебный год.
Слайд 79Требования к учебно-материальной базе
Перечни рекомендуемой учебной литературы
и списки ЦОР,
Перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений общего образования
Требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений
(Требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного
оборудования; требования к экспертизе каждого учебного кабинета,
позволяющие оценивать кабинеты по показателям полноты
комплекта оборудования и по параметрам эргономико
дидактической приспособленности материальных условий
кабинета к реализации ФГОС)(Из Концепции)
Слайд 80Понятийный аппарат (терминология)
К средствам обучения (СО) относят различные материальные объекты, в
т.ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и дидактического инструмента деятельности педагога и учащихся.
Термину "средства обучения" соответствуют эквиваленты: "учебное оборудование", "учебно-наглядные и учебные пособия", "дидактические средства".
Слайд 81Классификация СО
учебный план и программы школы;
учебники; словари, справочники и др.;
печатные материалы;
изображения
и отображения предметов и явлений (модели, схемы и т.п.);
натуральные объекты;
ТСО (С.Г. Шаповаленко)
натуральные предметы;
изображения и отображения объектов (визуальные, аудитивные и аудиовизуальные средства);
описание предметов и явлений (книги, справочники, сборники задач и упражнений, руководства, печатная продукция и программированные пособия);
ТСО (В.М. Коган и Т.Х.Гурвич)
Слайд 82Продолжение
Учебники, учебные пособия, справочная литература;
Печатные материалы;
Таблицы, модели, макеты
и другие ср.наглядности;
ТСО;
Учебно-лабораторное оборудование;
Помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания и др.
(П.И. Пидкасистый, 1996 г.)
Слайд 83Классификация, представленная в
проекте «информатизация системы образования»
(НФПК)
Коллекция включает:
учебники, учебные пособия и
справочная литература,
цифровые образовательные ресурсы,
методические материалы,
тематические коллекции,
инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса,
инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК), ориентированные на использование современных образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе.
(Национальный фонд подготовки кадров по поручению Минобрнауки РФ)
Слайд 84Основные пути совершенствования СО в связи с переходом на ФГОС -2
1.
Совершенствование номенклатуры СО
2. Совершенствование функций существующей номенклатуры СО. Нужны исследования по разработке методов и технологий использования СО для реализации личностно-деятельностного подхода.
3. Система работы учителя с использованием традиционных СО не отменяется полностью. Необходима ревизия существующих средств обучения, с точки зрения их валидности к реализации ФГОС-2.
Слайд 85Принципы формирования состава комплекта учебного оборудования
Модульность (возможность наращивания к основному базовому
блоку дополнительных элементов),
Инвариантность (предполагает соответствие состава УО фундаментальному ядру ФГОС),
Возможность реализации вариативных методик,
организация информационно-предметной среды в условиях функционирования классной комнаты и кабинетов,
Оптимальное сочетание традиционных СО с инновационными.
Слайд 86Современная классификация СО
Книгопечатная продукция(библиотечный фонд)
Печатные пособия(методические и дидактические материалы)
ЦОР(цифровые образовательные ресурсы)
Компьютерные
и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения (ТСО)
Экранно-звуковые пособия
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (Росучприбор)
Представленная видовая классификация необходима для систематизации требований
Слайд 87Функциональная классификация СО
(в условиях перехода на ФГОС -2)
Слайд 88ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ
от 1 апреля 2005 г. N 03-417
О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНОГО И
КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Количество УО приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных ТС связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально- технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся).
Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений: - Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев); - К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса); - Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся); - П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6 - 7 экз.).
Выбор помещения, его рациональная планировка определяются санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Департамент государственной политики в образовании рекомендует использовать данный Перечень при решении вопросов оснащения общеобразовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования об.
ДиректорИ.И.КАЛИНА
Этот перечень согласован с РАО
Слайд 89Система регламентов, обусловливающих обеспечение МТР процесс реализации ООП
По перечню учебного оборудования
для общеобразовательных учреждений общего образования.
По учебным кабинетам и подразделениям школы.
По обеспечению МТР образовательных учреждений.
Слайд 92
Предлагаемый перечень учебного оборудования призван обеспечить:
наглядность в организации образовательного процесса;
природосообразность и
культуросообразность в становлении личности школьника;
Применение здоровьесберегающих технологий;
материально-техническую поддержку образовательного процесса (на основе формирования УУД достижение ПРО; развитие интеллекта, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений);
условия для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования и др.).
Слайд 93Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами
программы обучения,
Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки),
Табель-календарь на текущий год.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме),
Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения,
Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом),
Слайд 94Продолжение
Тематические коллекции,
Карты (географическая карта/ы стран/ы изучаемого языка, Географическая карта Европы),
Таблицы
природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения,
Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.),
Слайд 95Продолжение
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и
др.),
Портреты русских и зарубежных композиторов,
Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен,
музыкальные инструменты,
Музыкальный календарь,
Дидактический раздаточный материал: карточки по музыкальной грамоте и хоровой работе,
Слайд 96Продолжение
Хрестоматии музыкального материала к учебникам,
Сборники песен и хоров,
Портреты русских и зарубежных
художников,
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента,
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта,
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека,
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству,
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте,
Слайд 97Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Комплект учебной вычислительной техники (КУВТ) включает:
набор рабочих мест
учащихся (РМУ),
рабочее место преподавателя (РМП),
периферийные устройства, связанные между собой локальной сетью для совместного использования программ и обмена данными.
КУВТ устанавливается в специальном кабинете
информатики и вычислительной техники (КИВТ).
В начальном сегменте школы КУВТ может быть установлен в специально
отведенном кабинете.
КУВТ предполагает комплекс организационных, методических,
программных и эргономических решений для его эффективного
применения.
Слайд 98Интерактивная доска
Интерактивная доска – многофункциональный интегрированный комплекс, ориентированный на использование информационно-телекоммуникационных
технологий в образований.
В составе комплекса:
Крепежно-инструментальный набор;
Электронные карандаши;
Соединительный кабель;
Блок питания;
Программное обеспечение;
Планшет беспроводной;
Интерактивные пульты тестирования;
ПЭВМ;
Мультимедийный проектор;
Комплект монтажного оборудования
Слайд 99ТСО
Видеопроектор
Диапроектор "Пеленг 500 А"
Комплект кнопок магнитных редкоземельных (10 шт.)
Оверхед-проектор "Горизонт 250
X"
Панель демонстрационная над классной доской
Экран проекционный (антибликовый) 1,5 х 1,5 м.
Компьютеры и компьютерные сети
Интерактивное видео
Слайд 100Характеристика кабинета в начальной школе
Помещение кабинета в начальной школе должно удовлетворять
требованиям СанПиН (2.4.2. 178-02).
Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и ТСО, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.
В кабинете должны быть созданы технические условия для использования информационно-коммуникационных средств обучения.
Слайд 101Требования к кабинету в начальной школе
1. Наличие в кабинете нормативных документов
(ФГОС, примерные образовательные программы по всем дисциплинам начальной школы).
2. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
3. Наличие паспорта и плана работы учебного кабинета на учебный год.
4.Укомплектованность кабинета техническими средствами обучения, мультимедийным оборудованием, учебной литературой и ЦОР.
5. Соответствие оборудования и учебно-методического комплекса средств обучения профилю кабинета.
6. Наличие в кабинете комплекса материалов для диагностики качества обучения по профилю кабинета.
7. Обеспеченность кабинета учебниками, дидактическими и раздаточными материалами по его профилю.
Слайд 102Продолжение
8. Соблюдение эргономико-дидактических, эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и
сменных учебно-информационных стендов.
Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:
правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
материалы, используемые в учебном процессе:
рекомендаций по выполнению домашних работ;
рекомендаций по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, практическая работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен) и др.
9.Наличие расписания работы учебного кабинета по:
обязательной программе,
программе дополнительного образования,
индивидуальным занятиям с отстающими школьниками,
с одаренными учащимися,
консультации и др.
Слайд 103Продолжение
10. Сегодняшняя экономика не в силах обеспечить мультимедийными ПЭВМ всех учащихся
сельской школы. Представляется, что среди различных вариантов в качестве наиболее реального следует принять вариант размещения в сельских малокомплектных школах по одному - два компьютера для обеспечения самостоятельной работы, выполнения заданий учителя отдельными школьниками. Такой подход соответствует современным целям образования (он широко используется в зарубежной школе).
Слайд 104
Документация учебного кабинета
1. Паспорт учебного кабинета.
2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
3.
Инструкция по правилам техники безопасности при работе в учебном кабинете.
4. График работы учебного кабинета.
5. Акт приемки учебного кабинета администрацией школы.
6. План работы учебного кабинета на учебный год.