Слайд 1Новая образовательная концепция. Основные направления развития образования в области бухгалтерского учета.
Новая образовательная концепция и моделирование профессиональной деятельности бухгалтера.
Слайд 2Основные направления развития образования в области бухгалтерского учета
Интеграция России в международное
бухгалтерское сообщество автоматически предполагает определенную увязку национальной системы подготовки кадров с системами, наиболее широко распространенными в странах, определяющих динамику мирового прогресса.
Слайд 3 Разработка новой образовательной концепции предполагает проведение анализа состояния образования в высших
учебных заведениях. Существует принципиальное различие в подготовке и квалификации специалистов в российских и западных вузах (высших учебных заведениях).
Слайд 4 Одной из основных особенностей российской системы подготовки бухгалтеров является то, что
квалификация бухгалтера присваивается в учебных заведениях системы Министерством образования и науки Российской Федерации, тогда как на Западе - соответствующим профессиональными институтами. Поскольку в стране может быть несколько институтов, следовательно, возникает вероятность присвоения и нескольких квалификаций.
С учреждением в 1997 г. Института профессиональных бухгалтеров подобная практика получила распространение и в России.
Слайд 5 В России по окончании экономического вуза выпускник долгое время получал не
только профессиональную квалификацию (экономист), но и отметку в дипломе о своей специальности.
Принципиально иная ситуация в западном вузе, в дипломе выпускника нет указания на специализацию.
Слайд 6 Немаловажную роль в новой образовательной концепции имеют профессиональные институты.
Профессиональные институты функционируют
практически во всех экономически развитых странах мира. Квалификации «бухгалтер», «аудитор» и др. в большинстве стран трактуются как профессиональные, и потому их нельзя получить в обычном классическом вузе. Кроме того, нередко между квалификациями «бухгалтер» и «аудитор» не делается различия.
Слайд 7 Для получения сертификата бухгалтера необходимо пройти обучение в институте и автоматически
стать его членом. Институт регистрирует своих членов и следит за уровнем их профессиональной подготовки.
Во многих странах периодическая переподготовка сертифицированных бухгалтеров является обязательной (точнее, длительное неучастие в программах повышения квалификации может повлечь за собой исключение из членов института).
Слайд 8 В любом профессиональном институте обучение осуществляется обычно в течение трех лет
и без отрыва от производства. слушатель в период обучения получает в данной фирме практическую подготовку, адекватную современным требованиям к работникам финансовой сферы. в программу обучения входят такие блоки, как:
Слайд 9 Важной особенностью профессионального образования в области бухгалтерского учета на Западе является
то, что институты не ставят своей целью массовость.
Проведенный анализ соотношения вузовского образования и программы профессиональной подготовки бухгалтеров в России и на Западе показал, что во всех странах, в том числе и в России, функционируют две параллельные системы образования в области бухгалтерского учета:
Слайд 10Программа профессионального образования имеет три оригинальные особенности.
Слайд 11 В настоящее время в области бухгалтерского учета сертификация профессиональных бухгалтеров осуществляется
Институтом профессиональных бухгалтеров России, который в значительной степени использует опыт своих коллег из США, Великобритании, Франции и др. ИПБ России предлагает слушателям 240-часовую программу подготовки профессионального бухгалтера, а также хорошо диверсифицированную систему спецкурсов для повышения квалификации своих членов.
Слайд 12 В 2007 г. в России вступило в действие Болонское соглашение, согласно
которому вузы переходят на систему бакалаврских и магистерских программ, что способствует внедрению западного опыта, имеющего высокую эффективность в подготовке современных специалистов, в том числе специалистов по бухгалтерскому учету.
Слайд 13 Новая образовательная концепция и моделирование профессиональной деятельности бухгалтера.
Бухгалтерский учет - одна
из важнейших наук в системе бизнес-образования. Как образовательная технология он ориентирован на передачу требуемых знаний и выработку умений у студентов, обучающихся на учетных специальностях.
Слайд 14 Цели и задачи профессионального образования раскрываются в Концепции модернизации российского образования.
Образование в России повернулось в сторону концепции, основанной на повышении качества предоставляемых услуг.
Исключительно важным моментом в концепции рыночного образования является то, что практически стирается грань между процессами обучения и возможностью применения полученных знаний на практике.
Слайд 16Основные типы образовательных продуктов:
Слайд 17 Формирование профессиональной компетенции бухгалтера в высшем учебном заведении предполагает такие подходы
к организации и содержанию образования, которые позволяют формировать у студентов умения и навыки выполнять профессиональные задачи.
Успешное решение этой проблемы возможно при понимании ряда особенностей профессиональной деятельности бухгалтера, а ее методологическое решение обеспечивается путем моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе как на этапе обучения, так и на этапе контроля. В результате этого происходит интеграция, т.е. взаимопроникновение знаний и умений из разных учебных дисциплин.
Материальным выражением модели профессиональной деятельности бухгалтера является состав, содержание и последовательность выполнения студентами учебно-практических задач, которые в комплексе охватывают все основные действия, входящие в их будущую профессиональную деятельность.
Слайд 18 На сегодняшний день существуют современная вычислительная техника, средства коммуникации, которые позволяют
технологию обучения приблизить к реальному учетному процессу.
Интерактивный учебно-тренинговый практикум предназначен для закрепления имеющихся теоретических знаний по бухгалтерскому учету и получения опыта работы с бухгалтерскими (первичными и сводными) документами. Основная цель данного практикума - приобретение практических навыков ведения бухгалтерского учета, которые обучаемый может применить в дальнейшей практической работе.
Электронный комплекс представляет собой компьютерную бухгалтерию виртуальной организации. В обязанности обучаемого входят: проверка правильности оформления первичных документов; принятие решений по отражению хозяйственных операций в бухгалтерском учете; формирование базы данных бухгалтерского учета на основе первичной документации; составление бухгалтерской и налоговой отчетности, аналитических справок о деятельности предприятия; разработка варианта учетной политики на основе альтернативных подходов.
Логическим завершением решения заданий практикума является составление обучаемым годовой бухгалтерской отчетности. Результат, который обучаемый достигает по мере решения заданий практикума, можно увидеть в соответствующем разделе.
Слайд 19 Обобщение учебной практики использования интерактивных электронных учебно-тренинговых комплексов позволило установить, что
с их помощью в лучшей степени усваиваются ключевые идеи, принципы и обобщенные алгоритмы бухгалтерского учета. Моделирование, заложенное в электронных учебно-тренинговых комплексах, служит исключительно важным элементом повышения эффективности обучения.
Слайд 20 При разработке образовательной концепции особое внимание уделялось определению содержания и методов
обучения основным понятиям бухгалтерского учета, выработке представлений об учетном процессе, формированию налоговых баз и показателей бухгалтерской отчетности, методам обработки информации и осмыслению полученных результатов.