Слайд 1Основные
мероприятия
в области информатизации образования
Флейдер Наталья Геннадьевна,
начальник отдела информатизации
и новых
технологий министерства
образования и науки края
Слайд 2VI этап информатизации образования края (2012-2015 годы)
Слайд 3Развитие телекоммуникаций и внедрение информационных систем в сфере образования
Создание и организация
работы отраслевого краевого центра обработки данных в составе Хабаровской краевой образовательной информационной сети
Дальнейшее развитие Хабаровской краевой образовательной информационной сети
Организация предоставления доступа образовательным учреждениям края и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, – абонентам Хабаровской краевой образовательной информационной сети (далее – ХКОИС) к ресурсам сети Интернет
Разработка и пилотное внедрение технологии оптимального взаимодействия вычислительных сетей образовательных учреждений и ХКОИС
Разработка системы информационно-аналитического обеспечения функций управления сферой профессионального образования края на геоинформационной технологической основе
Направления информатизации:
Слайд 4Направления информатизации:
Компьютеризация образовательных учреждений
Централизованная компьютеризация дневных, вечерних, специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений, учреждений профессионального образования, включая плановую замену исчерпавшей ресурс и морально устаревшей вычислительной техники, проекционного и телекоммуникационного оборудования, на основе ежегодно проводимых государственных закупок
Разработка и приобретение программных обучающих продуктов, в том числе мультимедийных обучающих средств и цифровых образовательных ресурсов регионального содержания
Разработка и пилотное внедрение на конкурсной основе региональной модели цифровой школы
Реализация на конкурсной основе пилотного проекта автоматизации школьных библиотек
Создание и организация функционирования испытательной лаборатории по сертификации электронных средств образовательного назначения
Слайд 5Направления информатизации:
Развитие системы методической и кадровой поддержки процессов информатизации образования края
на основе потенциала регионального координационного центра (далее – РКЦ) и межшкольных методических центров (далее – ММЦ) - реализация краевого проекта ИСО
Проведение краевых семинаров по использованию новых цифровых средств и ресурсов в образовательном процессе для методистов ММЦ и наиболее активных педагогов из образовательных учреждений края
Проведение краевых семинаров для муниципальных команд методистов по работе со школьными командами (включая специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, ответственных за информатизацию)
Проведение краевых семинаров по организации повышения квалификации для тьюторов по ИКТ, методистов, модераторов сетевых предметных сообществ, организаторов сетевых образовательных проектов для учителей и школьников
Проведение краевых семинаров для специалистов образовательных учреждений, ММЦ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в области формирования локальных вычислительных сетей (далее – ЛВС), обеспечения ее функционирования и администрирования
Проведение краевой летней школы для педагогов-новаторов, зарекомендовавших себя в качестве лидеров продвижения инновационных цифровых технологий обучения
Проведение краевой ежегодной конференции по информатизации образования для представителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальных методических служб, руководителей образовательных учреждений общего и профессионального образования, учителей-новаторов, приглашенных специалистов из других регионов
Слайд 6Направления информатизации:
Развитие системы методической и кадровой поддержки процессов информатизации образования края
на основе потенциала регионального координационного центра (далее – РКЦ) и межшкольных методических центров (далее – ММЦ) - реализация краевого проекта ИСО
Проведение краевых конкурсов по поддержке инициативных педагогических проектов, направленных на расширение использования ИКТ в образовании, для краевых и муниципальных образовательных учреждений и педагогов
Краевой обучающий семинар-конкурс для школьников и учителей "Цифровые каникулы"
Организация каскадного повышения квалификации работников образования в области ИКТ и современных образовательных технологий. Очные курсы
Организация повышения квалификации работников образования в области ИКТ и современных образовательных технологий. Дистанционные курсы
Организация повышения квалификации работников образования в области ИКТ и современных образовательных технологий. Участие в сетевых педагогических сообществах и реализация сетевых проектов
Слайд 7Направления информатизации:
Развитие системы методической и кадровой поддержки процессов информатизации образования края
на основе потенциала регионального координационного центра (далее – РКЦ) и межшкольных методических центров (далее – ММЦ) - реализация краевого проекта ИСО
Стимулирование персонала РКЦ-ММЦ к деятельности в инновационном режиме
Проведение муниципальных семинаров по использованию новых цифровых средств и ресурсов в образовательном процессе для учителей-предметников
Проведение муниципальных семинаров для школьных команд по информатизации (директор, заместитель директора по информатизации, учителя, активно применяющие ИКТ, представители родительской общественности, старшеклассники)
Проведение муниципальных семинаров для завучей, директоров и методистов образовательных учреждений с обзором новых учебно-методических комплексов, цифровых образовательных ресурсов
Слайд 8Направления информатизации:
Расширение информационной открытости системы образования края
Приобретение мобильной видеопередающей станции
для организации цифрового школьного телевидения с оперативной трансляцией мероприятий, проводимых в сфере образования, на официальный сайт министерства образования и науки края
Создание отраслевой системы видеоконференцсвязи
Расширение сети информационных киосков в органах управления образованием и образовательных учреждениях с актуальной информацией о системе образования края
Создание условий для организации дистанционного образования
Создание краевого центра дистанционного образования
Слайд 9Основные показатели информатизации образования специальных (коррекционных) учреждений и детских домов
Слайд 10Доля учреждений, имеющих кабинеты ИКТ
Слайд 11Доля учебного компьютерного оборудования учреждений
42,58%
в т.ч. 56,57%
в т.ч. 42,86%
34,65%
Слайд 12Доля компьютерных мест учреждений в ЛВС
12 (63.16% ) учреждений имеют ЛВС
23
(65.71%) учреждения имеют ЛВС
Слайд 13В состав ЛВС учреждений включены 100% АРМ:
Коррекционные учреждения
Детские дома
нет
КГБОУ Детский дом
№19 с.Дормидонтовка Вяземского района
КГКОУ Детский дом №30 с.Виноградовка Хабаровского района
Слайд 14В состав ЛВС учреждений включены более 70% АРМ:
Коррекционные учреждения
Детские дома
КГСОУ СОШИ
№14 8 вида г.Амурск (91,0%)
КГСОУ СОШИ №11 8 вида Ванинского района (82,0%)
МОУ ШИ 8 вида г.Советская Гавань (80,0%)
КГСОУ СОШ №4 7 вида г.Амурска (72%)
КГКОУ Детский дом №13 г.Амурск (90%)
КГКОУ Детский дом №17 (80%) рп.Н.Ургал
КГБОУ Детский дом №22 (77%)
МОУ детский дом №1 сп.Село Богородское (73%)
КГКОУ Детский дом №7 (72%)
Слайд 15В состав ЛВС учреждений включены менее 35 % АРМ:
Коррекционные учреждения
Детские дома
КГСОУ
СОШИ №6 2 вида г.Хабаровска (20,0%)
КГСОУ СОШИ №9 8 вида района им.Лазо (26,0%)
ГСОУ ШИ 1 вида г.Хабаровска (32,0%)
КГКОУ Детский дом №6 (34%)
КГКОУ Детский дом №2 (33%)
КГБОУ Детский дом №23 (33%)
КГКОУ Детский дом №27 (29%)
Слайд 16Доля учреждений, имеющих собственные сайты
Коррекционные учреждения (01.09.2011г.)
Детские дома (01.01.2012г.)
Слайд 17Повышение квалификации работников учреждений в области ИКТ (с 2007 по 2011
гг.)
Коррекционные учреждения
Детские дома
Слайд 18Программа информатизации образовательного учреждения
Программа развития образовательного учреждения
Слайд 19Бюджетирование, ориентированное на результат
БОР (Performance budgeting)
методология подготовки и исполнения бюджета,
при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.
Слайд 20Нормы регулируют применение инструментов БОР:
целевое планирование деятельности (доклады о результатах
и основных направлениях деятельности),
переход к среднесрочному бюджетному планированию (трехлетний бюджет или среднесрочный финансовый план),
программный подход к планированию деятельности (целевые программы),
установление связи между результатами и финансированием (государственные и муниципальные задания, реестр расходных обязательств) и т.д.
Слайд 21Универсальные принципы БОР:
целевое планирование деятельности учреждения (доклады о результатах и основных
направлениях деятельности),
переход к среднесрочному бюджетному планированию (трехлетний бюджет или среднесрочный финансовый план),
программный подход к планированию деятельности учреждения (целевые программы),
установление связи между результатами и финансированием (государственные и муниципальные задания)
Слайд 22Рекомендуемый состав команды в области информатизации учреждения 4-6 человек:
руководитель учреждения (руководитель
команды учреждения);
заместитель руководителя;
координатор ИКТ в учреждении;
учителя-предметники или воспитатели, активно использующие ИКТ;
библиотекарь (в перспективе - работник школьной медиатеки).
Слайд 23Школьные программы информатизации
Слайд 24Программа информатизации образовательного учреждения
Реализация программ информатизации образования предназначена для осуществления системных
качественных изменений в практике информатизации образования, содействующих изменению образовательной системы в целом и достижению более высоких образовательных и социальных эффектов.
Слайд 25Программа информатизации образовательного учреждения
В программах информатизации образования важно показывать вклад мер
по информатизации в осуществление общей стратегии инновационных изменений в конкретном учреждении или образовательной системе и в поддержку конкретных ключевых нововведений.
Слайд 26Программа информатизации образовательного учреждения
как управленческий документ:
фиксации существующего положения;
описания желаемого образа;
описания стратегии
и тактики перехода
Слайд 27Процессы информатизации образования
Инвариантный состав
Слайд 28Программа информатизации образовательного учреждения
Инвариантный состав
краткая преамбула к программе;
информационно-аналитическое и прогностическое обоснование
программы;
концепция желаемого будущего состояния информатизации образования и состояния образовательной системы под влиянием осуществления информатизации;
стратегия и тактика перехода к желаемому состоянию;
приложения
Слайд 29Программа информатизации образовательного учреждения
Информационно - аналитическое и прогностическое обеспечение
проблема – не
просто некая трудность,
а разрыв между результатами, требуемыми сегодня
и в обозримом будущем, с одной стороны,
и результатами, имеющимися на сегодняшний день,
с другой
Логика проблемы
недополучаемые учащимися компетентности
недостаточная информатизация как одна из причин
Слайд 30Программа информатизации образовательного учреждения
Информационно - аналитическое и прогностическое обеспечение
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Слайд 31Программа информатизации образовательного учреждения
Концепция желаемого будущего состояния информатизации образования и состояния
образовательной системы под влиянием осуществления информатизации
Слайд 32Программа информатизации образовательного учреждения
Ресурсы, необходимые для обеспечения информатизации образования в обновленной
системе и подходы к их обеспечению
Слайд 33Программа информатизации образовательного учреждения
Ресурсы, необходимые для обеспечения информатизации образования в обновленной
системе и подходы к их обеспечению
Развитие технической инфраструктуры
информатизации учреждения
Создание в образовательном учреждении ИКТ насыщенной среды:
1-ый подход – «Техники ставим столько, сколько позволяют средства».
2-ой подход – «Техники ставим столько, сколько готовы ЭФФЕКТИВНО использовать»
При поставке новых средств компьютерной техники акцент должен делаться на построении комплексных программно-технических решений, нацеленных на формирование в образовательном учреждении ИКТ-насыщенной образовательной среды.
Слайд 34Программа информатизации образовательного учреждения
Стратегия перехода к желаемому состоянию
Слайд 35Программа информатизации образовательного учреждения
Особое внимание необходимо уделить следующему:
Необходимо обеспечить поэтапное
дооснащение образовательных учреждений современным оборудованием, необходимым для выполнения требований нового федерального государственного образовательного стандарта, в том числе к условиям образовательной деятельности.
Необходимо незамедлительно приступить к созданию в школах современной информационной образовательной среды, позволяющей обеспечить широкое использование различных типов интерактивных мультимедийных средств (а в перспективе - электронных школьных учебников).
Необходим качественный переход от эпизодического использования ИКТ в учебной деятельности к системному, от лоскутной автоматизации к комплексной.
Необходимо Интернет-подключение со скоростью не менее 256 кбит/с, оптимально – от 2 мбит/с (данная проблема решается на уровне Хабаровской краевой образовательной информационной сети по мере технических и бюджетных возможностей).
Необходима локальная сеть общеобразовательного учреждения (желательно – не одноранговая, сеть по архитектуре «клиент-сервер») с обязательной зоной Wi-Fi для школьников (соответствующую методическую помощь в проектировании школьных сетей может оказать ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет).
Слайд 36Программа информатизации образовательного учреждения
Особое внимание необходимо уделить следующему:
Необходимы АРМы учителей-предметников,
классных руководителей, АРМ директора и его заместителей.
Необходим сканер общего доступа для учащихся.
Следует стремиться к использованию учащимися на уроках электронных мобильных устройств (планшеты, смартфоны, ридеры).
Желателен информационный киоск, подключенный к школьному сайту.
Для учительской необходимы:
стационарные и/или мобильные персональные компьютеры и другие устройства,
электронный документооборот,
электронная отчетность.
На базе школьной библиотеки должен быть организован информационно-ресурсный центр школы с медиатекой
Слайд 37
Проект «Модернизация региональной системы общего образования»
Слайд 38Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся
В
каждом муниципальном образовании края определены муниципальные базовые общеобразовательные учреждения для организации дистанционного обучения школьников (МБОУДОШ) – 19 базовых школ
Слайд 39Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся
На
серверах Хабаровской краевой образовательной информационной сети развернута система дистанционного обучения школьников и осуществлен бесплатный доступ всем желающим школьным коллективам к следующим сетевым ресурсам дистанционного обучения:
сетевые учебные курсы (базовый уровень) для учащихся:
5-х классов (русский язык, литература, английский язык, математика, история, природоведение, основы духовно-нравственной культуры);
6-х классов (русский язык, литература, английский язык, математика, биология, история, обществознание, география);
7-х классов (русский язык, литература, английский язык, алгебра, геометрия, физика, биология, история, обществознание, география);
8-9-х классов (русский язык, литература, английский язык, алгебра, геометрия, физика, химия, биология, история, обществознание, география, информатика и ИКТ);
10-11 классов (русский язык, литература, английский язык, алгебра, геометрия, физика, химия, биология, история России, всеобщая история, обществознание, география, экономика, информатика и ИКТ, МХК);
Слайд 40сетевые учебные курсы для учащихся 10-11-х классов (профильный уровень) – русский
язык, литература, английский язык, алгебра, геометрия, физика, химия, биология, история России, всеобщая история, обществознание, география, экономика, информатика и ИКТ, МХК;
образовательные комплексы по подготовке к ЕГЭ (учебно-справочные курсы по русскому языку, математике, физике, истории, обществознанию. Симуляторы ЕГЭ и он-лайн тренажеры по русскому языку, математике, биологии, физике, химии, географии, истории, обществознанию. Интенсивный сетевой курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку);
сетевые интерактивные материалы сопровождения отдельных учебников для начальной школы.
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся
http://tele.edu.27.ru
http://www.internet-school.ru/
Слайд 41Модель 1
Обучение школьников конкретного класса по одному или нескольким предметам при
наличии кадровой потребности в пределах одной школы
Модель 3
Модель организации самостоятельной подготовки старшеклассников к ЕГЭ
Модель 2
Обучение старшеклассников из разных школ на профильном уровне по одному или нескольким предметам в пределах одного муниципального образования
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся
В крае реализованы 3 модели дистанционного обучения школьников:
Слайд 42Модель 1
Обучение школьников конкретного класса по одному или нескольким предметам при
наличии кадровой потребности в пределах одной школы
МБОУ ДОШ - муниципальные базовое общеобразовательное учреждение
для организации дистанционного обучения школьников
СП – сетевой педагог
ПК – педагог-куратор
ГРУППА-КЛАСС
ПК
СП
Слайд 43ГРУППА-КЛАСС
ПК
ПК
ПК
Модель 2
Обучение старшеклассников из разных школ на профильном уровне по одному
или нескольким предметам в пределах одного муниципального образования
МБОУ ДОШ - муниципальные базовое общеобразовательное учреждение
для организации дистанционного обучения школьников
СП – сетевой педагог
ПК – педагог-куратор
СП
Слайд 44Модель 3
Модель организации самостоятельной подготовки старшеклассников к ЕГЭ
ГРУППА
СЭ
МБОУ ДОШ -
муниципальные базовое общеобразовательное учреждение
для организации дистанционного обучения школьников
СЭ – сетевой эксперт
МК – муниципальный координатор
МК
Слайд 45Повышение квалификации педагогических работников
Слайд 46Программы повышения квалификации (36 часов)