Слайд 1Лекция
Образование как социокультурный феномен.
Современное состояние образования.
Слайд 2Вопросы лекции:
Образование как феномен культуры. Функции образования.
Мировые образовательные тенденции.
Система образования в
Республике Беларусь: тенденции и перспективы.
Высшее образование, тенденции развития.
Слайд 3Вопрос 1.
Образование как феномен культуры. Функции образования.
Слайд 4Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.
Образование
является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.
Личность изменяется, развивается по мере вхождения в мир культуры.
Поэтому образование - это средство личностного развития.
Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.
Слайд 5Образование как феномен культуры
Образование - процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.
Образование
способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций.
Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.
Слайд 6мировые социокультурные тенденции:
тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи
и получения культурно-исторического опыта;
тенденция к смене установки при изучении действительности от научного познания к культуре;
тенденция к смене роли науки в обществе и смене научных парадигм
тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы.
Слайд 7Функции образования :
* передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению
и распространение культуры;
* генерирование и хранение культуры общества;
* социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество;
* определение статуса личности;
* социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;
* обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;
* создание базы знаний для последующего непрерывно го образования (техникум, вузы, аспирантура/различные курсы и т.д.)
* социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
* социальный контроль.
Слайд 8
ключевыми тенденциями современной социокультурной ситуации в мире выступают два процесса —
глобализация и информационная революция.
Глобализация — интеграция рынков, финансов, технологий.
Глобализация во многом принимает черты информационной революции.
Слайд 9
Глобализация — процесс всемирной экономическойвсемирной экономической, политическойвсемирной экономической, политической, культурнойвсемирной экономической,
политической, культурной и религиозной интеграциивсемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения.
Популярные международные культурные явления вытесняют национальные или превращают их в интернациональные. Минус глобализации: утрата национальных культурных ценностей.
Слайд 10
Информационная революция - радикальное изменение в XX веке инструментальной основы, способов
передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Информационная революция создает технологическую основу для объединения интеллектуальных способностей человечества.
Слайд 11Вопрос 2.
Мировые образовательные тенденции.
Слайд 12мировые социокультурные тенденции:
тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи
и получения культурно-исторического опыта ;
тенденция к смене установки при изучении действительности от научного познания к культуре ;
тенденция к смене роли науки в обществе ;
тенденция к расширению информационных технологий .
Слайд 13Мировые образовательные тенденции:
Стремление к демократической системе образования.
Влияние социально-экономических факторов на получение
образования.
Разрастание рынка образовательных услуг.
Увеличение спектра учебно-организационных мероприятий.
Расширение сети высшего образования.
В сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией.
Слайд 14Мировые образовательные тенденции:
Образование становится приоритетным объектом финансирования во все большем количестве
стран.
Постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ.
Отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям.
Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии.
Слайд 15Мировые образовательные тенденции:
Существенное увеличение в мировом образовательном пространстве гуманитарной составляющей.
Создание
крупных международных проектов и программ (например: ТЕМПУС, ИРИС, ЭВРИКА).
Слайд 16Вопрос 3.
Система образования в Республике Беларусь: тенденции и перспективы.
Слайд 17Социокультурная ситуация в РБ:
Общество находится на стадии модернизации.
Главной образовательной задачей является
подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием познания и практики.
Переход от традиционного общества к индустриально развитому.
Сфера образования является также механизмом развития личности.
Слайд 18Принципы образования в РБ:
приоритетность образования;
обязательность общего базового образования;
осуществления перехода к обязательному
общему среднему образованию;
доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования.
Слайд 19преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;
национально-культурной основы образования;
приоритета общечеловеческих ценностей,
прав человека, гуманистического характера образования;
научности;
экологической направленности образования;
демократического характера управления образованием;
светского характера образования.
Слайд 20Позитивные тенденции
гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса
вариативность и разноуровневость содержания образования
разработка новых
образовательных стандартов, учебных планов и программ
дифференциация сети учреждений образования
переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов
обеспечение и управление качеством образования.
Слайд 21Негативные тенденции:
отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся
авторитарный стиль преподавания
унификация
образовательного процесса
бюрократизм и формализм в системе образования
недостаточных уровень качества подготовки выпускников средней школы
отток преподавательских кадров из системы образования
феминизация и старение преподавательского корпуса;
- кризис воспитания.
Слайд 22Основное образование в республике имеет следующие уровни:
дошкольное;
общее базовое;
общее среднее;
профессионально-техническое;
среднее специальное;
высшее;
послевузовское.
Слайд 23Дополнительное образование:
1) внешкольное воспитание и обучение;
2)повышение квалификации и переподготовку кадров.
Слайд 24принципами обновления общего среднего образования в РБ являются:
- гуманизация;
- дифференциация и
индивидуализация обучения;
- развивающий характер образования;
- демократизация образования;
- гуманитаризация;
- деидеологизация.
Слайд 25Вопрос 4.
Высшее образование, тенденции развития.
Слайд 26Тенденции развития высшего образования в мире:
Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов,
что способствует диверсификации.
Быстрые темпы развития высшего образования.
Междисциплинарность обучения.
Создание единого образовательного пространства (Болонская декларация, 1999 г.)
Слайд 27Создание единого образовательного пространства предполагает:
признание дипломов, ученых степеней и квалификаций;
реализацию двухступенчатой
структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру;
использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ;
разработку европейских стандартов качества образования;
изменение требований к подготовке специалиста для производства.