Слайд 1ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лекция 3
Слайд 2
СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 3Когда и в связи с чем началась подготовка первых социальных работников
в мире и в России?
Подготовка специалистов социальной направленности за рубежом началась с конца XIX – начала XX вв.
Социальное образование в России стало активно развиваться с 1990-х годов.
НТР
Урбанизация
Демографический бум, активизация социальных процессов
Социальная напряженность, конфликты
Социальное неравенство, бедность, потребность в защите
Развитие социально-гуманитарного знания
Экономические, политические и социальные преобразования в сторону усиления прав и свобод человека
Концепция государственного благосостояния
Слайд 4Содержание социального образования
Развитие социального знания
Интеграция социального знания
Дифференциация социального знания
Специализация социальной работы
Социальные
проблемы, межпоколенческий разрыв, бедность, дезадаптация, маргинальность
Социальные изменения, определяющие необходимость непрерывного социального образования, воспитания, развития
Необходимость в ситауции динамичных изменений, неравенства и полифонии ценностей определиться со смысложизненными ориентациями, ценностями, идеалами
Слайд 5
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Слайд 6Субъекты социального образования
Правовые основы социального образования в Российской Федерации представлены Федеральными
Законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», ГОС СОО и ГОС ВПО, региональными и локальными нормативными документами субъектов социального образования.
В организационном плане в последнее десятилетие отмечается введение национально-региональных компонентов образовательных стандартов
Основными субъектами социального образования являются:
Министерство образования и науки,
Образовательные учреждения всех уровней, общественные организации, система профильных средних и высших учебных заведений, учреждений начального профессионального образования, готовящих кадры для учреждения социальной сферы и управления, специалистов в области социальных наук
СМИ и СМК (проблема качества)
Частные и общественные организации, общества, объединения и отдельные граждане
Влияние глобализации, других государств
Большое количество кафедр и учебных лабораторий, центров, призванных обеспечивать общее (непрофессиональное) социальное образование - кафедры философии, культурологи, социологии, политологии, психологии, истории, основ права, социальной и экономической статистики, основ экономики и самоуправления
Слайд 7
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Слайд 8УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ
начальное, основное общее, основное и профессиональное среднее, высшее, послевузовское;
2) общее (универсальное), профессиональное (специализированное начальное, среднее, высшее или послевузовское), послевузовское.
Слайд 9ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПТУ)
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ССУЗ)
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ВУЗ)
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА (ординатура/интернатура)
ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
АСПИРАНТУРА
ДОКТОРАНТУРА
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА
Слайд 10Функции и уровни высшего образования
Основными учреждениями высшего образования являются университеты, академии,
военные училища, а за рубежом - и колледжи.
Высшее образование выступает как социальный институт в системе общества.
Базовые функции высшего образования:
1) подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить научно-технический прогресс (иначе можно назвать эту функцию образовательной, которая включает и развитие личности);
2) научная функция: развитие наук и искусств, создание новых знаний;
3) повышение квалификации, переподготовка и доподготовка специалистов;
4) один из факторов формирования высокой политической культуры и социальной активности личности, формирования свободы личности, обеспечивает активную жизненную позицию личности;
5) один из важнейших каналов духовного формирования общества, основанного в конечном итоге на всестороннем развитии личности. Развитие личности специалиста носит непрерывный характер
Обучение специалистов в вузе – лишь начало развития культуры личности и специалиста
Слайд 11Закон «О высшем и послевузовском образовании»
(от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ,
в ред. от 24.10.2007 г. № 232-ФЗ)
УРОВНИ ВО
1) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» - бакалавриат;
Основная профессиональная образовательная программа подготовки должна включать общую гуманитарную, фундаментальную, естественно-научную и профессионально ориентированную подготовку по направлениям, охватывающим широкие области науки, техники и культуры. Нормативный срок обучения должен составлять не менее четырех лет.
2) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» - подготовка специалиста или магистратура.
В России с 2011 г. прекращен набор на подготовку специалистов
Основная профессиональная образовательная программа подготовки магистров должна включать общую гуманитарную, фундаментальную естественно-научную, широкую общепрофессиональную, а также специализированную подготовку, ориентированную на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность выпускника. Нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет (бакалавриат или специалитет + 2 года магистратуры).
Слайд 12Специализации и направления подготовки в области социального образования в России
Общероссийский классификатор
специальностей по образованию (ОКСО)
является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации
ОКСО создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления народным хозяйством Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач:
- регулирования приема и выпуска специалистов;
- статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов;
- интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры;
- сопоставимости образовательной статистики России и других стран.
Слайд 13ОКСО
Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), специальности
среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации. Классификатор состоит из двух разделов:
Раздел 1 «Среднее профессиональное образование» содержит один подраздел – «Специальности среднего профессионального образования».
Раздел 2 «Высшее образование» содержит два подраздела: подраздел 1 «Специальности высшего образования»; подраздел 2 «Направления подготовки в высшем образовании».
Согласно ОКСО среднее профессиональное социальное образование осуществляется в рамках подготовки по социально-гуманитарным специальностям (право, социальная работа и пр.), в области образования (начальное, дошкольное, предметное, социальная педагогика, психология и пр.), здравоохранения (акушерское, сестринское, медико-профилактическое дело и пр.), культуры и искусства (театральное искусство, библиотечное дело, социально-культурная деятельность), экономики и управления (менеджмент, статистика, страховое дело и пр.).
Согласно ОКСО высшее социальное образование осуществляется по широкому блоку специальностей и направлений подготовки социально-гуманитарного профиля (политология, психология, социология, социальная антропология, связи с общественностью, социальная работа, юриспруденция и пр.), подготовки в области образования, здравоохранения, культуры и искусства, экономики и управления и пр.
Слайд 14Современные тенденции в развитии социального образования в России:
влияние зарубежного опыта
теоретической и практической профессиональной подготовки специалистов по социальной работе;
введение отечественных Государственных образовательных стандартов (1995, 2000, 2010, 2015 гг.), обеспечивающих единство образовательного пространства;
многоступенчатость и непрерывность профессиональной подготовки;
углубление и расширение специализаций подготовки по специальности «Социальная работа»;
переход отечественного социального образования на западноевропейские образовательные стандарты (Болонская декларация министров образования стран Западной Европы, сентябрь 2003 г.);
развитие альтернативных (заочной, дистанционной, довузовской, средней, высшей ступени, послевузовской подготовки и пр.) форм социального образования, образовательных технологий, информатизация образования.
Слайд 15Вопросы рефлексии:
Дайте анализ содержания современного социального образования.
Каковы основные направления развития социального
образования в России?
Каковы организационно-правовые основы и особенности социального образования в современной России?
Каковы основные виды образования в России и мире?
В чем значение и социальные функции высшего образования?
Обозначьте уровни высшего образования в современной России и тенденции его реформирования.
Охарактеризуйте специализации в области среднего социального образования в России (на основе ОКСО).
Дайте характеристику специализаций и направлений подготовки в области высшего социального образования в России (на основе ОКСО).
Сравните содержание среднего и высшего социального образования в Российской Федерации на современном этапе (на основе ОКСО).
Охарактеризуйте современные тенденции развития социального образования в России.
Слайд 16Семинар 3. Тема 3. Организационно-правовые основы социального образования в Российской Федерации
Содержание
современного социального образования.
Организационно-правовые аспекты социального образования в современной России.
Система образования в современной России.
Функции и уровни высшего образования как основного компонента социального образования.
Специализации и направления подготовки в области социального образования в России.
Вопросы рефлексии:
Дайте анализ содержания современного социального образования.
Каковы основные направления развития социального образования в России?
Каковы организационно-правовые основы и особенности социального образования в современной России?
Каковы основные виды образования в России и мире?
В чем значение и социальные функции высшего образования?
Обозначьте уровни высшего образования в современной России и тенденции его реформирования.
Охарактеризуйте специализации в области среднего социального образования в России (на основе ОКСО).
Дайте характеристику специализаций и направлений подготовки в области высшего социального образования в России (на основе ОКСО).
Сравните содержание среднего и высшего социального образования в Российской Федерации на современном этапе (на основе ОКСО).
Охарактеризуйте современные тенденции развития социального образования в России.
Тема 4. Основы социального образования в мире и в России. (Коллоквиум 1)