Опыт разработки и проблема внедрения Национальной рамки квалификаций Российской Федерации презентация

Содержание

ПРИЧИНЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ Принцип LLL ИЗМЕНЕНИЯ В ОПИСАНИИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ; В ТРЕБОВАНИЯХ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ переход экономики

Слайд 1Опыт разработки и проблема внедрения Национальной рамки квалификаций Российской Федерации
Есенина
Екатерина

Юрьевна
к.п.н.,
Зав.сектором программ и технологий высшего образования
Центра начального, среднего, высшего и дополнительного
профессионального образования
ФГУ ФИРО

kate604@yandex.ru

Слайд 2ПРИЧИНЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВНУТРЕННИЕ
ВНЕШНИЕ
Принцип LLL
ИЗМЕНЕНИЯ
В

ОПИСАНИИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ;
В ТРЕБОВАНИЯХ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ

переход экономики России на рыночные механизмы;
несогласованность сфер труда и образования;
упадок качества подготовки кадров для рынка труда;
потребность в социальной защите выпускников ПО

построение экономики, основанной на знаниях; обеспечение качества образования на институциональном, национальном и европейском уровнях (Болонский и Копенгагенский процессы);
мобильность и конкурентоспособность работников


Слайд 3
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период

до 2020
(утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р):
«Формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры»

ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ

Соглашение о взаимодействии 25 июня 2007 года Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей




Слайд 4




НРК РФ - ИНСТРУМЕНТ
ЦЕЛЬ
ФУНКЦИИ
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
сопряжение сфер труда и образования

обобщенное описание

квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России





в области образования и управления персоналом:
Разработка ПС, ФГОС, программ профессионального образования
Создание отраслевых квалификационных и тарифных систем
Разработка процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций

ФГОУ
Разработчики ФГОС и ПС
Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации
Руководители корпоративных
объединений - члены РСПП



модель модернизированной
единой Национальной системы квалификаций


Слайд 5

ЕТКС
КСД
ОКЗ
ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ



Тарифный разряд
Нет единства в принципах описания

Критерий: количественные

характеристики
(уровень образования и стаж)




Смешение разных уровней
Смешение функций

Критерий: количественные характеристики
(уровень образования и стаж)




Параллельный тип
Национальной системы квалификаций
(уровни и «суб-рамки» для специфического сектора, образовательного или профессионального)

НРК дает возможность модернизации НСК в единую для всех уровней

Попытка создания единой НСК


Слайд 6
КВАЛИФИКАЦИЯ
работы/деятельности
работника
В основе «рамки» НРК РФ – показатели профессиональной деятельности


Широта полномочий и

ответственность
(общая компетенция)

Сложность деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

СТРУКТУРА НРК РФ


Слайд 7
Таблица дескрипторов НРК (фрагмент)







Слайд 8
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ (ФРАГМЕНТ)








Слайд 9

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ (21 АВГУСТА 1998

№37)

БУХГАЛТЕР I КАТЕГОРИИ
БУХГАЛТЕР II КАТЕГОРИИ ?
БУХГАЛТЕР

ОТЛИЧИЕ:
СТАЖ И ОБРАЗОВАНИЕ
ОБЩЕЕ:
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ



…Разрабатывает рабочий план счетов, формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы
Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности
Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации…


Слайд 10
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ
5 уровень НРК РФ

Самостоятельная деятельность.
Постановка задач в рамках подразделения.
Участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках подразделения.
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения
Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
Применение профессиональных знаний, полученных в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач.

БУХГАЛТЕР
…Осуществлять учет первичных документов

…Осуществлять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации…

…Участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности…







Слайд 11
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ

6 уровень НРК РФ


Самостоятельная профессиональная деятельность, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений.
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.
Решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения.
Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности.
Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных).
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

БУХГАЛТЕР II КАТЕГОРИИ
…Организовывать и осуществлять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации…
Разрабатывать рабочий план счетов, формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы…



Слайд 12
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ


7 уровень НРК РФ

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений
Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных)
Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей.
Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности

БУХГАЛТЕР I КАТЕГОРИИ
…Организовывать и осуществлять контроль работ по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации…
Руководить разработкой рабочего плана счетов, форм первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы…
Анализировать хозяйственно-финансовую деятельность предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности…





Слайд 13ДОКЛАД
Управления нормативов по
труду НИИ труда и социального страхования, 2009 г.


4 УРОВНЯ

СЛОЖНОСТИ РАБОТ
СООТНЕСЕНЫ
С 8 РАЗРЯДАМИ ЕТКС;

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

http://www.niitruda.ru/analytics/materials

Актуализация Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих


Слайд 14


«Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по специальности

среднего профессионального образования базового уровня, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя…»

ФГОС НПО / СПО: Раздел 5. Требования к результатам освоения ОПОП базового уровня


«Перечень общих компетенций может быть переработан и/или дополнен в соответствии с особенностями специальности»


НРК
РФ


Слайд 15ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее

достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами


ПРИМЕР ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ (4 УРОВЕНЬ)


Слайд 16ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения

профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Внедрять инновационные технологии в профессиональной деятельности.


ПРИМЕР ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ (5 УРОВЕНЬ)


Слайд 17 - в части общей компетенции:
Готовность к самостоятельной профессиональной

деятельности с ответственностью за ее результат на уровне подразделения и (или) организации;
к деятельности, требующей способности ставить цели собственной работы и/или подчиненных; конкретизировать задачи деятельности в рамках подразделения; обеспечивать взаимодействие работы подразделения со смежными.

- в части сложности деятельности (характера умений):
Решение практических задач (при необходимости технологического или методического характера), предполагающих выбор и многообразие способов решения.
Разработка, внедрение, адаптация, оптимизация технологий (в т.ч. инновационных) и технологических процессов. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности.

- в части наукоемкости деятельности (характера знаний и работы с информацией):
Синтез профессиональных знаний (в т.ч. инновационных) и практического профессионального опыта.
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.


КОНЦЕПЦИЯ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА
(особенности прикладного бакалавриата как вида программ в целом)


Слайд 18Национальная рамка квалификаций и отраслевые рамки



НРК
ориентир для разработки отраслевых рамок
ОРК
учет специфики

отрасли




обобщенное описание квалификационных уровней

уточнение, расширение (углубление) описания

Существует опыт разработки проектов отраслевых рамок квалификаций: «Управление персоналом», «Информационные технологии», «Индустрия питания и гостеприимства», «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования», «Атомная энергетика»


Слайд 19ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ПС)
многофункциональный нормативный документ, систематизирующий трудовые функции,

выполняемые работниками, и требования к необходимым для этого компетенциям (для конкретной области профессиональной деятельности)

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ
МАКЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
(Утверждены Распоряжением Президента РСПП № РП-46
от 28 июня 2007 г.)

www.rspp.ruwww.rspp.ru; www.nark-rspp.ru

В настоящий момент в различной стадии разработки и утверждения находится около 150 профессиональных стандартов


Слайд 20МАКЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА (РАЗДЕЛ 2)


Слайд 21
НРК РФ: СИЛА
НРК используется при разработке профессиональных стандартов и отраслевых

рамок квалификаций
НРК стала методологической основой для описания требований к компетенциям выпускников во ФГОС ПО всех уровней, внедрение которых начинается в настоящее время
НРК – точка отсчета для описания результатов обучения в новых образовательных программах, создающихся на основе ФГОС
НРК использовалась при создании Концепции прикладного бакалавриата, для описания специфики этих программ

Слайд 22ВОЗМОЖНОСТИ

НРК– импульс для модернизации национальной системы квалификаций, в частности, модернизации и

развития национальной системы оценки результатов образования и сертификации квалификаций, создания единых для всех уровней профессионального образования механизмов накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях
НРК позволяет разрабатывать общесистемные вопросы создания современных контрольно-измерительных материалов и процедур для оценки и сертификации квалификаций; планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту

Слайд 23КВАЛИФИКАЦИЯ – РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И/ИЛИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА





Слайд 24СЛАБОСТЬ И УГРОЗА

Рассогласованность действий потенциально заинтересованных сторон в масштабах

всей страны (обширная территория России)

Рекомендательный характер документа

Необходимо официальное признание на правительственном уровне


Слайд 25ПРОБЛЕМА ТЕРМИНОЛОГИИ
VET
Framework
Qualification
Level
Profile
Competence
Learning outcomes…

Опыт участия в мероприятиях, инициированных разными международными организациями: UNESCO,

ILO, ETF, ENQA, European Commission, European Union

ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОГО И ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО СЛОВАРЯ

ТРУДНОСТИ ТОЧНОГО ПО СМЫСЛУ ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ


Слайд 26Спасибо
за
внимание


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика