Слайд 1Опыт проведения занятий посредством сайтов коллективной работы в интерактивном режиме
Лаборатория инновационных
технологий поддержки очного обучения
Ивашко А.Г.
Слайд 2Информационные системы в образовании (1)
Инструмент управления учебным процессом со стороны преподавателя
(планирование, мониторинг, составление управленческих отчетов)
Задача:
автоматизировать составление отчетов по планированию и учету выполнения преподавателями учебной нагрузки
Цель:
сократить трудозатраты /штат учебного отдела университета и институтов,
Можно повысить управляемость учебного процесса (при реализации управленческих отчетов, которые позволят выявить тенденции в развитии системы)
Пример ТюмГУ (система «Деканат», система учета учебной нагрузки) - цель не достигнута
Слайд 3Информационные системы в образовании (2)
Инструмент управления ученым процессом студентов
Задача:
автоматизировать составление
отчетов по работе студентов в ученом процессе (успеваемость, сдача контрольных мероприятий, освоение учебного материала )
Цель: повысить управляемость учебным процессом
Пример ТюмГУ:
система «Деканат»- цель не достигнута
информационная система управления взаимоотношениями со студентами ИДО – цель достигнута
Слайд 4Персональный контроль учебного процесса:
Ведение электронных учебных планов
Управление графиками учебного процесса
Контроль экономической
составляющей обучения
Модель ИДО: Управляемость
Управление видеоматериалами:
План заказа, приемка
Размещение
Контроль рейтинга
Учебно-методическое обеспечение:
План заказа, приемка
Обеспечение УМК дисциплин учебного плана
1шаг
2шаг
4шаг
3шаг
Использование электронных сервисов
Слайд 5Модель ИДО: Взаимодействие с кураторами
2шаг
3шаг
Фиксирование результатов взаимодействия:
Учет контингента и его движений
Составление расписания, согласно заявлениям
Использование сервисов:
Работа в web-кабинете
Рассылка уведомлений
Контроль проведения экз.сессии и аттестаций
4шаг
Слайд 6Модель ИДО: Взаимодействие с ППС
1шаг
Назначение научного руководства
Управление сроками взаимодействия преподавателей
и студентов
Формирование отчетности
Использование электронных сервисов
2шаг
4шаг
Составление расписания
Фиксирование нагрузки
Проверка работ
Формирование ЭВ, актов
3шаг
Слайд 7Информационные системы в образовании (3)
Информационные системы поддержки обучения студента:
Самостоятельная работа с
учебным материалом
Онлайн (в виртуальных аудиториях) работа студентов
Совместная работа с преподавателем (офлайн - работа)
Слайд 8Система поддержки самостоятельной работы
Инструменты
IBM Workplace – единая среда поддержки обучения, вход
в который формируется через механизм обсуждения курса в IBM LWC Learning
IBM Lotus Workplace Collaboration Learning Authoring Tools - подготовка контента и публикация его в формате SCORM 1.2.
Функции
Предоставление контента (с соблюдением авторских прав)
Проведение тестирования
Реализация любых траекторий изучения контента студентами (включая и адаптивные алгоритмы выбора траекторий)
Мониторинг успеваемость и активности студентов при изучении материала (в разрезе группы, предмета, цикла, дидактических единиц и т.д.)
Управление зачислением и отчислением на курсы, планирование работы преподавателей
Слайд 9Курс в LWCL (Internet browser)
Слайд 11IBM Lotus Workplace Collaboration Learning Authoring Tools (SCORM 1.2)
Слайд 12Совместная работа с преподавателем (офлайн работа)
Инструмент
IBM Lotus QuickR
Функционал
Библиотека (Учебно-методические материалы и
научные работы)
Форум (Совместное обсуждение общих вопросов и проблем)
Календарь (график выполнения мероприятий с возможным их описанием)
Файловый обменник (для передачи электронных документов результатов работы с возможными комментариями, возможна группировка в различные папки)
Задачи (описание задач и отметка об их выполнении)
Поиск
Разделение прав доступа различных пользователей
Слайд 17Система онлайн (аудиторной) работы студентов
Инструментальные средства
IBM Lotus Sametime
Функционал
Многосторонняя виртуальная
комната для совместной работы с передачей звука и видео:
отображает презентации (оптимизация трафика);
видео (отображает того, кто говорит в малом окне );
совместный экран (можно настроить управлением экрана любого слушателя);
совместная доска для рисования и печати текста;
формирование и проведение опроса;
единое управление со стороны преподавателя.
Слайд 26Технические проблемы
Технологическая схема построения серверных служб университета не позволяет реализовать применение
e-learning в режиме 24х7;
технология построена на применении Java- технологий:
браузеры работают с этими технологиями не всегда корректно, что требует применение Mozila,
технология требует канала Интернет более 30 кбит/с, что может быть критично для некоторых филиалов;
провайдеры не имеют опыта работы с данными приложениями, что приводит к тому, что jar-файлы не передаются
Слайд 27Организационные проблемы:
не существует нормативная база, дающая возможность работать по схеме с
привлечением дистанционных технологий;
руководство может не видеть целесообразность внедрения данных методик (могут пугать возникающие проблемы)
Слайд 28Педагогические проблемы
нет опыта работы с использованием технологий e-learning;
структура работы преподавателя меняется
существенно:
голосовая нагрузка преподавателя уменьшается;
на преподавателя ложится работа по организации учебных занятий (планирование объектов обучения, администрирование);
больше времени тратиться на проведение консультаций в дистанционном режиме (то, что можно сказать за несколько минут, требует большого текстового пояснения);
многие преподаватели не готовы к работе за компьютером в режиме он-лайн (большой объем печати за ограниченное время);
консультация в дистанционном режиме резко ограничивает количество студентов на консультации, т.к. время реагирования в дистанционном режиме гораздо больше;
проверка и рецензирование студенческих работ требует большого времени, чем просмотр работ в очном режиме;
требуется моделирование чатов и администрирование форумов.
Слайд 29Студент
достоинство:
занятие ведет преподаватель с более высокой квалификацией;
обучение ведется в единой среде
с базовым вузом, т.к. среду обучения при современной организации российского образования создают именно преподаватели;
уменьшается напряжение студентов при переводе в базовый вуз;
студент привыкает к современным технологиям, что может повысить его мотивацию к учебе;
учеба проводится в течение всего семестра, следовательно, появляется время на самостоятельную работу.
недостатки:
нет живого общения с преподавателем;
требуется затратить усилия для освоения инструмента дистанционных технологий.
Слайд 30Филиал
достоинство:
уменьшаются проблемы с поиском квалифицированных преподавателей;
повышаются аккредитационные показатели, например, остепенённость;
понижаются
расходы на содержание преподавателей;
понижаются расходы на командировки преподавателей;
уменьшаются проблемы с планированием учебной нагрузки.
недостатки:
требуется организовать техническую и организационную поддержку учебного процесса в дистанционном режиме;
в связи с тем, что требования к студентам в базовом вузе могут быть выше, чем в филиале, может увеличиться отсев студентов.
Слайд 31Головной вуз
достоинство:
обучение ведется в единой академической среде;
уменьшается напряженность студентов при переводе
в базовый вуз;
уменьшается отвлечение преподавателей от работы в базовом вузе, фактически уменьшаются затраты на оплату преподавателей.
недостатки:
университет должен будет взять все расходы на поддержание данной технологии (стоимость технических средств + оплата обслуживающему персоналу)
Слайд 32Преподаватель
достоинство:
уменьшается время, проведенное им в командировках;
возможность работы в привычной и более
комфортной среде (дом или рабочее место);
возможность дополнительного заработка за счет проведения занятий в нескольких филиалах одновременно (только при условии согласия университета оплачивать эту работу).
недостатки:
обучение работе с инструментом и технологиями дистанционного образования;
возможность сокращения оплаты за обучение по дисциплинам за счет уменьшения аудиторных часов;
увеличение работы преподавателя по проверке и консультированию студентов, т.е. работы, которая практически не оплачивается.
Слайд 33ИДО
достоинство:
практически единственная законная технология обучения студентов в дистанционном режиме,
уменьшаются проблемы с
планированием учебной нагрузки,
возможность проведения занятий практически у неограниченного числа студентов,
повышение качества подготовки студентов;
недостатки:
требуется организовать учебный процесс студентов с преподавателями (ранее отсутствующий для иногородних студентов),
требуется организовать техническую и организационную поддержку учебного процесса в дистанционном режиме,
в связи с тем, что требуется выполнение заданий преподавателей на практических занятиях , может увеличиться отсев студентов.
Слайд 34Проблемы развития технологий
Нет концепции развития технологического обеспечения дистанционного обучения в университете.
В
университете в дистанционном обучении превалирующее место занимают технологии распространения контента (печатные материалы и видеофильмы), которые не учитывают интерактивное взаимодействие со студентом.