Слайд 1Оптимизация планово-прогностической деятельности в ДОУ. Программирование образовательной деятельности
С.Н. Обухова, к.п.н.,
доцент кафедры
развития дошкольного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО
Слайд 2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29
декабря 2012 г.
Гл.2 ст.10, ч.4
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
Слайд 3Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов
Конвенция о правах ребенка
(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» №124 –ФЗ (в действующий редакции)
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «О стратегии развития воспитания до 2025 г.»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
План действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования О плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования (от 13 01.2014. №08-10).
Слайд 4В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» родители
воспитанников имеют право:
- знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, защищать права и законные интересы воспитанников;
Слайд 5В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» родители
воспитанников имеют право:
- получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) воспитанников, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований воспитанников;
- принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
- присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Слайд 6Терминологическое пространство проблемы
Федеральный государственный образовательный стандарт - нормативный правовой акт, устанавливающий
обязательные требования к образованию определенного уровня.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Слайд 7В соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации»
Образовательные программы
дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (Гл.2 ст.12, ч.6).
Слайд 8Терминологическое пространство проблемы
Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный
план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) или иных компонентов), определяющая рекомендуемый объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (май 2015 г.)
Вариативные, авторские программы дошкольного образования
Слайд 9Терминологическое пространство проблемы
Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы,
цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.
Образовательная программа ДОУ - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, формы аттестации), который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов).
Слайд 10Образовательные программы дошкольного образования
направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
(Федеральный закон «Об образовании в РФ» Гл.7 ст.64).
Слайд 11Терминологическое пространство проблемы
Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной
программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.
Слайд 12Терминологическое пространство проблемы
Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей
дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/ или культурных практиках.
Персонифицированная программа педагогов ДОУ – система мероприятий, направленных на реализацию повышения квалификации и переподготовки педагогов ДОУ, стратегический инструмент профессионального образования взрослых, позволяющий активизировать творческую инициативу сотрудников, направить интеллектуальную и духовную энергию человеческих ресурсов на эффективную реализацию миссии ДОУ.
Слайд 13Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
«Об образовании в Российской Федерации»
Слайд 14Реестр примерных основных образовательных программ – государственная информационная система, состоящая из
перечня примерных основных образовательных программ, сформированных по уровням общего образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование для использования любыми образовательными организациями и физическими лицами, осуществляющими реализацию образовательных программ.
FGOSREESTR.RU
В федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 2 ст.12, пункт 11) предусмотрено создание реестра примерных основных образовательных программ (ПООП).
Определение Реестра ПООП
Слайд 15Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
является основой для формирования содержания профессионального
образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.
Слайд 16Профессиональная деятельность педагогов ДОО
Новые функции:
проектировочная,
мониторинговая,
рефлексивная
Слайд 17Приказ от 18 октября 2013 г.
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Слайд 18Требования к образованию и обучению
Высшее образование или среднее профессиональное образование по
направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),
либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
Слайд 19Трудовые действия
(Профессиональный стандарт «Педагог..»)
Участие в разработке основной образовательной программы ОО
в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды ОО через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и ООП
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями
Слайд 20Необходимые умения
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте:
предметная, познавательно-исследовательская, игра, продуктивная; конструирование, создание широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Слайд 21Необходимые знания
Знать специфику дошкольного образования и особенности организации работы с
детьми раннего и дошкольного возраста;
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного образования;
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования
Другие характеристики: соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Слайд 22Причины обогащения
содержания образования
Новые черты современного дошкольного детства.
Модернизация образования, особенности государственной
политики в области дошкольного образования.
Профессиональная деятельность современных педагогов ДОУ.
Слайд 23Перемены, происходящие
в сфере образования
Слайд 24Новые черты современного дошкольного детства
предпочитают быстрое получение информации,
отличаются «клиповостью» восприятия,
стремятся несколько дел осуществлять одновременно,
предпочитают игры, видеоряды другим источникам информации,
учатся тому, что считают нужным и интересным,
развиваются в процессе обучения, если оно строится по их собственной программе,
желают получать удовлетворение от работы и поощрение сразу,
приобретают «лоскутные знания».
Слайд 25Образовательная программа ДО направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для
его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Слайд 27Содержание программы должно обеспечить развитие личности ребенка по направлениям развития и
образования детей:
социально-коммуникативное;
познавательное;
речевое;
художественно-эстетическое;
физическое
Слайд 28Социально-коммуникативное развитие
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Развитие общения со
взрослыми и сверстниками.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Формирование чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых ДОО, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Слайд 29Социально-коммуникативное развитие
Слайд 30Познавательное развитие
Развитие любознательности, познавательной мотивации.
Формирование познавательных действий.
Становление сознания.
Развитие воображения и творческой
активности.
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе и др.)
О малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
О планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 32Речевое развитие
Владение речью как средством общения и культуры.
Обогащение активного словаря.
Развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Развитие речевого творчества.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Развитие фонематического слуха.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 34Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы.
Становление эстетического отношения к окружающему миру.
Формирование элементарных представлений о видах искусств.
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Слайд 35Художественно-эстетическое развитие
Слайд 36Физическое развитие
Приобретение опыта двигательной деятельности.
Развитие физических качеств.
Формирование опорно-двигательной системы организма.
Развитие равновесия,
координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
Овладение подвижными играми с правилами.
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Становление ценностей здорового образа жизни.
Слайд 38Модель образовательной программы ДОО
Разделы:
1. Целевой
2. Содержательный
3. Организационный
4. Презентация Программы
Слайд 39Целевой раздел Программы должен содержать следующие структурные компоненты:
1. Пояснительная записка
цели и
задачи реализации программы;
принципы и подходы к формированию программы;
особенности развития детей раннего и дошкольного возраста.
2. Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования
Слайд 40Содержательный раздел
1. Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей
2. Особенности
образовательной разных видов детской деятельности и культурных практик
3. Способы поддержки детской инициативы
4. Описание средств реализации Программы
(перечень необходимых для осуществления образовательного процесса программ, технологий, методических пособий).
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
6. Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ
Слайд 41Организационный раздел Программы
1.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
2. Материально-технические ресурсы Программы ;
3.Особенности
организации предметно-развивающей среды;
4. Кадровое обеспечение Программы;
5. Режим работы ДОУ;
6. Режим дня воспитанников
Слайд 42
Формы, приёмы организации образовательного процесса
Слайд 43Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
Ориентирована на:
1. специфику
национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
2. выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
Может быть представлена в виде ссылок на методическую литературу (парциальные программы, методики).
Слайд 44Структура
Программы «Наш дом - Южный Урал»
Комплекс «Наш дом – Южный
Урал»
образовательная программа;
иллюстрированные приложения
«Жизнь и труд людей на Южном Урале»;
«Природа Южного Урала» (более 200 фотографий)
Автор - Владимир Садырин
Слайд 45Программно –методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
Миссия –
организация поликультурной педагогической деятельности в системе дошкольного образования
Цель Программы: способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики Южного Урала.
Слайд 46IV. Краткая презентация образовательной программы ДОО
Возрастные и иные категории детей, на
которых рассчитана программа;
Используемые Примерные программы ДО;
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Слайд 47Моделирование рабочей программы
I. Титульный лист
II. Целевой раздел Программы
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения
детьми парциальной программы: промежуточные и итоговые
III. Содержательный раздел Программы
Тематический план
Список литературы
IV. Организационный раздел
Список средств обучения
Слайд 48Титульный лист
Название ДОУ
Утверждение заведующим ДОУ «Принято на заседании (педагогического совета, малого
педагогического совета, РМО), дата, № протокола
Название
Возрастная группа (по необходимости)
Разработчики: должность, ФИО педагога
Год
Если программа оформляется в виде брошюры, то реквизиты «Утверждаю», «Принято», должность и ФИО педагога печатаются на оборотной стороне титульного листа
Слайд 49I. Целевой раздел программы
1.1 Пояснительная записка
Актуальность развития ребенка дошкольного возраста,
Общая
характеристика образовательных областей, ценностные ориентиры
Цели и задачи развития детей
1.2 Планируемые результаты освоения детьми рабочей программы
могут знать:
могут иметь представление:
могут уметь:
Параметры не должны противоречить базовой программе.
Слайд 50II.Содержательный раздел рабочей программы
Содержание развития детей по образовательным областям в конкретной
возрастной группе:
социально-коммуникативному развитию,
познавательному развитию,
речевому развитию,
художественно-эстетическому развитию,
физическому развитию.
Слайд 51 Программно-методический комплекс
Список литературы можно классифицировать по категориям:
для педагога (методическая литература,
художественная, познавательная);
для воспитанников – учебная (рабочие тетради, альбомы) художественная, познавательная.
Литература оформляется в соответствии с ГОСТ.
Слайд 52 Комплексно-тематический план
В тематическом плане раскрывается последовательность тем и педагогические мероприятия
с детьми в соответствии с регламентом образовательной деятельности в ДОО.
Могут быть указаны предварительная и последующая работа по данной теме.
Слайд 53Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования
Принцип интеграции образовательных областей
Данный принцип является
инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
Слайд 54III. Организационный раздел
Регламент непосредственно образовательной деятельности
количество образовательных ситуаций (занятий) общее,
в неделю (длительность).
Технические средства обучения
(звуковые, визуальные, аудио-визуальные)
Учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, таблицы, модели, муляжи).
Оборудование.