Слайд 1Обзор международных нормативных правовых актов по информационным технологиям
Слайд 2Информационные технологии (ИТ) стали одним из ведущих факторов прогресса цивилизации, а
их повсеместное использование сформировало новую сферу общественных отношений. Информационные технологии оказывают воздействие на самые различные стороны социального и экономического развития, государственного управления, повседневной жизни людей. Они, наряду с телекоммуникационными технологиями, составляют основу процессов информатизации, движения к информационному обществу.
С возникновением новых общественных отношений, связанных с использованием информационных технологий, особую значимость приобретает правовое регулирование, обеспечивающее устойчивое и динамичное развитие этой сферы. Значительное количество правовых актов и активный нормотворческий процесс, возрастающий общественный интерес к данной проблематике обуславливают необходимость системного анализа действующего законодательства с целью выявления пробелов и противоречий, а также определения приоритетов в государственном регулировании.
Слайд 3Актуальность проблемы развития законодательства в сфере ИТ определяется также существенным влиянием
соответствующих правовых норм на эффективность правового регулирования во всех сферах жизни общества. Расходы государства и бизнеса на информационное обеспечение своей деятельности, на создание и эксплуатацию дорогостоящих информационных систем, растут с каждым годом. При этом возникают правовые отношения, связанные с необходимостью более точного определения специфики создаваемых объектов комплексного характера (информационные базы; регистры, кадастры, реестры и классификаторы; интернет-ресурсы и сетевые интерактивные услуги) и организации их надлежащего учета. В гражданском обороте в настоящее время находятся большие объемы разнообразных информационных продуктов, их производители и пользователи заинтересованы в законодательной защите своих прав на эти продукты
Слайд 4Информационная безопасность – это комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих целостность данных и
конфиденциальность информации в сочетании с ее доступностью для всех авторизованных пользователей
Слайд 5Основные международные нормативные правовые акты по информационным технологиям
Слайд 61. В 1978 г. ЮНЕСКО в своей «Декларации об основных принципах,
касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне» не только провозгласила основные ценности, которыми обладает человечество, но и отметила вехи и направления защиты этих ценностей в случае нанесения ущерба, посягательства на них путем враждебной информационной деятельности.
Другие документы ЮНЕСКО:
«Содействие предупреждению конфликтов и постконфликтному миростроительству», «Новые информационные и коммуникационные технологии», «Содействие независимым плюралистическим средствам массовой информации»
Слайд 72. В разработанном и утвержденном в мае 1996 г. документе «ЮНЕСКО
и информационное общество для всех» представлен не только анализ произошедшего к концу XX в. становления информационного общества, но и даны разработанные международным обществом вехи дальнейшего развития этого общества в информационной сфере.
Документ призывает противостоять опасности «распространения искаженных произведений», «информации нетерпимого, расистского, насильственного или порнографического характера», «следить за методами обработки информации ради предотвращения придания ей злостного характера» и т.д.
Слайд 83. Совет Европы принял с начала своей деятельности более 100 конвенций,
деклараций, резолюций и рекомендаций, касающихся деятельности средств массовой информации и журналистов, а также властных структур государств-членов в отношении СМИ. Вот основные из них:
«Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» (1950 г.), ст. 10 , которая провозглашает не только обеспечение прав и свобод гражданина в информационной сфере, но и ограничения в их осуществлении.
Рекомендация Комитета министров СЕ «О свободном доступе к информации, находящейся в распоряжении властей» (25 ноября 1981 г.). В ней говорится не только об обеспечении людей информацией, которая им требуется, но определяется ответственность лиц, виновных в отказе предоставить информацию, и тех, кто этой информацией вознамерится злоупотребить.
Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 5 мая 1989 года). Конвенция не только провозглашает известные информационные свободы, но и вводит солидные требования, ограничения и запреты на использование малого экрана в корпоративных, эгоистических и монополистических целях во вред обществу.
4. Декларация о европейской политике в области новых информационных технологий (Будапешт, 6 - 7 мая 1999 года). В этом документе отражено понимание Советом Европы возможностей новых информационных технологий в деле повышения открытости, транспарентности и эффективности управления на всех уровнях в целях укрепления демократической стабильности.
Слайд 95. Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей в 2000 году:
55/28 резолюция «Достижения в
сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности» подчеркивает необходимость рассмотреть «существующие и потенциальные угрозы в сфере информационной безопасности» на международном уровне, а также «возможные меры по ограничению угроз, возникающих в этой сфере»;
- 55/29 «Роль науки и техники в контексте международной безопасности и разоружения», в которой речь в первую очередь идет о технологиях двойного назначения, то есть тех, что могут применяться как в гражданских, так и в военных целях.
6. 22 июля 2000 г. – Окинавская Хартия глобального информационного общества.
22 июля 2000 г. на Окинавском саммите лидеры «Восьмерки» сформулировали основные направления международной политики в области информационных технологий.
7. Соглашение о сотрудничестве в распространении массовой информации (Астана, 20 сентября 2002 года). Стороны, подписавшие соглашение: Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан, Правительство Кыргызской Республики, Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Таджикистан.
Слайд 108. Совместное заявление стран СНГ по развитию информационного общества (Санкт-Петербург, 1
июля 2003 года). Определили приоритетные задачи формирования информационного общества.
9. 18 марта 2004 г. - Международная "Конвенция о киберпреступности". В разработке текста конвенции принимали участие 44 государства – члена Совета Европы при содействии Канады, США и Японии – государств-наблюдателей, а также ЮАР.
10. Международное сотрудничество РФ в области безопасности.
Основные направления сотрудничества:
1. Запрещение разработки, распространения и применения информационного оружия.
2. Вхождение России в информационные телекоммуникационный мир всего мирового сообщества.
3. Разработка международных правовых норм в области информатизации.
4. Создание международных органов, которые контролировали бы деятельность в информационной сфере
Слайд 11Выводы:
Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих
на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.
Международная информационная безопасность должна быть всеобъемлющей. Становление и развитие мировой информационной индустрии объективно влияет на усиление взаимосвязи и взаимозависимости разных регионов и стран современного мира и вызывает необходимость решения большого числа международно-правовых проблем, связанных с осуществлением информационной деятельности на международной арене. Отсутствие четких политико-правовых решений в этой области человеческой деятельности прямо ведет к возникновению негативных явлений в международной жизни, обострению отношений между государствами и народами. Устранить причины конфликтов в сфере международных информационных связей можно, только создав крепкий юридический фундамент международных информационных отношений.