Слайд 1Обучение и стажировка за границей
Степан Быков
Слайд 2О чем стоит помнить:
1. Нет ничего невозможного!
2. Но вы должны четко
знать, чего хотите ☺
3. При этом ваши труды в любом случае не будут напрасными (это «инвестиции», а не «текущие затраты» - результат может быть использован неоднократно)
Слайд 3Главное – понимать, чего хотите
Типы грантовых программ:
1. Языковые стажировки и летние
школы
2. Обучение (бакалавриат/магистратура)
3. Последипломное обучение (аспирантура)
4. Научно-исследовательские стажировки
Слайд 4Языковые стажировки и летние школы
1. Предназначены для студентов (в том числе
- языковых вузов) или преподавателей-линвистов
2. Как правило краткосрочные
3. Конкурс, как правило, невысокий, но финансирование, как правило, совсем небольшое
Слайд 5Обучение (бакалавриат/магистратура)
1. Очень редко для бакалавров, чаще – для магистров
2. Самый
высокий конкурс
3. Самые серьезные требования по языковой подготовке
4. Умеренное финансирование
5. Необходимо понимать, что это тяжелый труд, а не приятное времяпрепровождение
Слайд 6Обучение (бакалавриат/магистратура)
Фонды:
DAAD (www.daad.ru) – Германия
Фулбрайт (www.fulbright.ru) – США
Чивнинг (www.chevening.org) – Великобритания
Государственные
стипендии Китая (www.campuschina.org)
OAED (www.oead.at) – Австрия
Стипендии университетов Голландии (www.nesorussia.org)
Стипендия Эйфеля (www.campusfrance.org/fr/eiffel) – Франция
и т.д.
В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ОБУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЕ! СТИПЕНДИЯ ДАЕТСЯ ТОЛЬКО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ СТОИМОСТИ ПРОЖИВАНИЯ
Слайд 7Последипломное обучение
1. По существу – это аспирантура.
2. Выезд на 3-4 года
с необходимостью написать научную работу на иностранном языке
3. Очень высокий конкурс
4. Фонды в целом совпадают
Слайд 8Научно-исследовательские стажировки
1. Самый низкий конкурс
2. Самые лояльные требования по языку
3. Самые
лояльные требования по нагрузке
4. Оптимальное финансирование
5. Фонды – те же плюс специализированные фонды в зависимости от страны назначения
Слайд 9Следующая задача – определиться со страной
1. Для выбора пользуйтесь аггрегаторами стипендий
(например http://www.scholars4dev.com/)
2. Больше всех остальных к себе приглашают КИТАЙ и ГЕРМАНИЯ
3. При выборе страны ОБУЧЕНИЯ ориентируйтесь на ЯЗЫК. При выборе страны для СТАЖИРОВКИ – любая страна, если у вас хороший АНГЛИЙСКИЙ.
Слайд 10Научно-исследовательские стажировки: типовые документы
- документ, подтверждающий знание языка
- Описание научного проекта
-
CV
- Список научных работ
- Personal statement / Statement of purpose / Motivation letter
- Рекомендации
Приглашение от принимающей стороны
Слайд 11
Если вы составили эти документы ОДНАЖДЫ, вы можете подавать заявки практически
во все фонды ОДНОВРЕМЕННО
Слайд 12Документ, подтверждающий знание языка
- на обучение – только сертификаты международно-признаваемых систем
(IELTS, TOEFL, TestDAF и др.) в отношении языка, НА КОТОРОМ ВЕДУТСЯ ЗАНЯТИЯ. Как правило необходим уровень не ниже B2
- на стажировку – зависит от фонда, но в целом достаточно владение английским, подтвержденное собственным ВУЗом
Слайд 13Научно-исследовательские стажировки: типовые документы
Общий принцип заполнения всех документов аналогичен принципу заполнения
резюме – вы должны создать ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ, в котором каждая из частей работает на общую цель и должным образом подчеркивает ваше образование, публикации, опыт работы, а также соответствие проекта профилю принимающей стороны.
Слайд 14Описание проекта
- проблема должна быть АКТУАЛЬНОЙ (объективно - OECD.org, субъективно –
список публикаций принимающего профессора)
- по проблеме должен быть задел (образование, курсы, статьи и т.д.)
- описание проекта должно позволять понять, что вы проблему не просто видите, но и понимаете, а также представляете как будете ее решать.
- описание должно быть лаконичным («Если бы у меня было больше времени, я бы написал короче»)
Слайд 15CV
- всегда очень индивидуально (от структуры до содержания)
- но можно
ориентироваться на образцы и шаблоны
Слайд 16Список научных работ
- если нет НИЧЕГО, напишите хоть что-нибудь, что есть
в проекте
- если есть – пишите все что есть
- если есть и много – не перегружайте (5 лет, наиболее значимые работы)
Слайд 17Personal statement / Statement of purpose / Motivation letter
- ваша «ода
самому себе»
- должно быть лаконичным и убедительным
- помогает получить приглашения
Слайд 18Personal statement / Statement of purpose / Motivation letter
Chevening: Before beginning
to write, review your intellectual and personal development over your academic and professional career so far. In answering the questions of the application form, explain why you wish to study in the UK, stating clearly the professional reasons for your proposed course of study, as this is the main point of interest. Try to demonstrate clearly how your professional development and future career will be enhanced by studying in the UK. What will it enable you to do better in the future? Do not give any unnecessary information!
Слайд 19Рекомендации
- Бывают профессиональные и академические
- В идеале должны подчеркнуть то, что
еще нигде не подчеркнуто (как отзыв на автореферат диссертации)
Слайд 20Приглашение от принимающей стороны
- Самое сложное
- Работа должна начинаться с
поиска заинтересованных научных центров в стране предполагаемого пребывания или с поиска заинтересованного профессора в предполагаемом вузе
- Еще раз! Актуальность проекта должна быть не только объективной, но и субъективной
Слайд 21Приглашение от принимающей стороны
Tips for Germany:
1. Университеты рейтинга QS (Мюнхен,
Гамбург, Хайдельберг)
2. Университеты крупных городов (Берлин, Гамбург, Мюнхен, Кёльн)
3. Университеты Восточной Германии
4. Профильные научно-исследовательские центры (например, MPI)
Слайд 22Приглашение от принимающей стороны
Tips for Germany:
http://www.research-explorer.de
Слайд 23Приглашение от принимающей стороны
После составления списка потенциальных вариантов принимающей стороны
нужно спросить их, интересен ли им ваш визит. Главное:
- дипломатично и ненавязчиво (формулировки!)
- обоснованно (актуальность + подкрепленность вашими документами)
- последовательно (не все сразу!)
- заблаговременно и с учетом их календарей (в Германии в сентябре каникулы!)
Слайд 24
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
И БУДУ РАД ОТВЕТИТЬ
НА ВАШИ ВОПРОСЫ!