Слайд 1Лекция 1. Общие основы теории управления образованием
К.п.н., доцент
кафедры начального образования
Академии психологии
и педагогики ЮФУ
Шатохина И.В.
Слайд 2Вопросы для рассмотрения:
Основные понятия теории управления.
Государственно-общественный характер управления системой образования
в современной России.
Основные функции управления: анализ, планирование, организация, контроль (для рассмотрения на семинаре).
Слайд 3Рекомендуемая литература:
Основная литература.
1. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания.-М .:Академия,2012.-256с.
2. Управление инновационными
процессами : учебник для образовательных организаций высшего образования / А.А. Харин, А.В. Рождественский, И.Л. Коленский, А.А. Харин. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 471 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435804
Дополнительная литература.
1. Мовчан, Н.И. Управление образовательным процессом с позиций качества : монография / Н.И. Мовчан, Д.Н. Мингазова, В.Ф. Сопин ; ФГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2010. - 204 с. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259019
2. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Воробьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
3. Сергеева В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, Народное образование, 2002.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 2-е изд., стереоти. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
5. Третьяков П.И. и др. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева; Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
6. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И.Шамовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Слайд 4Вопрос 1. Основные понятия теории управления.
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная
на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью.
Слайд 5Объекты управления - системы образования всей страны, субъектов Федерации, области (региона),
района и школы.
Субъекты управления - Министерство образования и науки РФ, департаменты (министерства) образования республик, краев, областей, городов, районов, администрация школ.
Уровни управления образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный, муниципальный и внутришкольный.
Слайд 6Понятия теории внутришкольного управления
Школоведение - наука об управлении школьным делом, а
именно учебно-воспитательным процессом в школе.
Теория внутришкольного управления - наука, вбирающая в себя знания и опыт, наработанные школоведением, а также включает теорию школы как целостной стабильно функционирующей или развивающейся системы, где учебно-воспитательный процесс выступает лишь одним из компонентов.
Слайд 8Управление школой - особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования,
организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы (М.М.Поташник).
Слайд 12Пример цели управления развивающейся школой на учебный год:
- при переходе учащихся
из 4 в 5 класс успеваемость не должна падать более чем на 10%;
- темп чтения учащихся к концу 4 класса д.б. не ниже 90 слов в минуту. и др.
Слайд 13Задачи управления школой – это конкретизация цели, реально достижимые в определенные
отрезки времени и при определенных условиях результаты.
Содержание управленческой деятельности – виды деятельности субъектов управления, определяемые целями и задачами управления функционированием и развитием школы.
Слайд 15
Вопрос 2. Государственно-общественный характер управления системой образования в современной России.
Управленческая пирамида
Слайд 16Тенденции реконструкции системы управления образованием в современной России
Слайд 17Демократизация системы управления образованием сегодня - переход от государственного к государственно-общественному
управлению образованием.
Слайд 18Вопрос 3. Основные функции управления: анализ, планирование, организация, контроль.