Слайд 1Образование и человеческий капитал
Слайд 2План лекции
Уровень образования в исторической перспективе
Образование и развитие: микро-уровень
Образование и развитие:
макро-уровень
Образование в развивающихся странах
Слайд 3Немного терминов
Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения
многообразных потребностей человека и общества в целом.
Человеческий капитал образуется в результате процесса образования (впрочем, это не единственный канал).
Слайд 4Уровень образования в истории
Слайд 5Уровень образования в истории
Слайд 6Уровень образования в истории
Слайд 7Уровень образования в истории
Слайд 8Уровень образования в истории
Слайд 9Образование: микро-уровень
Уровень образования индивида тесно коррелирует с его доходами.
Почему?
Слайд 10Образование: микро-уровень
Уровень образования индивида тесно коррелирует с его доходами.
Почему?
Базовая идея: из-за
того, что образованные люди более способные, а также из-за того, что наличие образование – сигнал того, что человек – профессионал.
Слайд 12Образование: микро-уровень
Образование связано с уровнем дохода, но это не означает причинно-следственную
связь.
Возможно, способные и более заинтересованные люди просто дольше учатся
Слайд 13Образование: микро-уровень
Решение: естественные эксперименты.
Эксперименты, связанные с образовательными реформами
Инструменты, связанные с продолжительностью
образования, но не с способностями
Исследование людей с максимально похожими способностями
Полевые эксперименты, касающиеся дизайна образовательных систем
Слайд 17Образование: микро-уровень
Появление новых технологий повышает спрос на квалифицированную рабочую силу →
растет премия за образование
Система образования может предоставлять возможности для появления этой рабочей силы → тогда неравенство сокращается. Если технологии на протяжении длительного времени «обгоняют» образование - неравенство растет.
В США минимальный уровень неравенства наблюдался в 1970х годах, после чего доля богатейших 20% и особенно богатейшего 1% начала расти.
Слайд 19Образование: макро-уровень
Человеческий капитал – одно из возможных недостающих звеньев в модели
Солоу.
Модель Менкью, Ромера, Вейла:
Слайд 20Образование: макро-уровень
Другие модели эндогенного росто предполагают, что количество человеческого капитала влияет
на количество появляющихся идей, из-за чего производство становится эффективнее и наблюдается рост.
Значит, чем сильнее у нас растет человеческий капитал, тем выше у нас растет экономика?
Слайд 21Образование: макро-уровень
На самом деле нет.
Слайд 22Образование: макро-уровень
Хотя очевидна корреляция между экономическим развитием и уровнем образования, причинно-следственная
связь неочевидна.
Более того, инвестиции в образование и экономическое развитие друг с другом не связаны вообще.
Почему?
Слайд 23Образование: макро-уровень
Причины:
Государственные инвестиции в образование могут быть неэффективны (плохие институты, коррупция
etc)
Отсутствие стимулов, так как подходящей работы для нашего образования может и не быть
Самые способные абитуриенты уходят в непроизводительные секторы.
Слайд 24Куда поступают российские абитуриенты?
(бюджетное и платное обучение)
Слайд 27«Работодатель мечты» для европейских студентов
Слайд 28«Работодатель мечты» для российской молодежи
Слайд 29Образование в развивающихся странах
Еще с середины XX века исследователи и экономисты
считали, что качественная система образования важна для роста.
Качество образования мерялось с помощью длительности лет за партой.
Однако при одинаковом количестве лет обучения в Восточной Азии и Латинской Америке наблюдаются разные результаты.
Слайд 30Образование в развивающихся странах
Проблема – важно не только количество, но и
качество.
В Бразилии 60-х более 60% процентов восьмиклассников имели проблемы с грамотностью и базовой математикой – схожее наблюдалось и в других странах региона.
Почему это так – до конца неясно (возможно, из-за плохих институтов), но тем не менее, эффект от данного факта крайне значителен.
Слайд 31Образование в развивающихся странах
В основном некачественное образование наблюдается в государственных школах.
Так,
25% учителей в Индии прогуливают свою работ, так как их все равно не уволят – мало специалистов.
Решение проблемы – частные школы, в которых работают непрофессионалы за значительно меньшие деньги. Как это не странно, чем беднее регион, тем больше данных школ.
Слайд 32Образование в развивающихся странах
Зачастую у семей нет возможности оплатить хорошее образование
ребенку – поэтому он его не получает.
Решение в Колумбии – ваучеры на обучение в частных школах бедным семьям (но не всем – 220000 ваучеров досталось рандомно).
Результат – дети, получившие ваучер, учились дольше и показывали лучшие результаты, чем те, кто их не получил, а также чаще шли в университет.
Кроме этого, те, кто получил данный ваучер, женились в среднем позже.
Слайд 33Образование в развивающихся странах
Крайне эффективная программа – информирования детей и родителей
о выгодах образования.
Подобные меры (в Мадагаскаре – для родителей, в Мексике – для детей) привели к росту результатов тестов и длительности обучения.
Слайд 34Образование в развивающихся странах
Программа PROGRESSA в Мексике – родителям выплачиваются деньги
в том случае, если ребенок посещает школу и врачей.
Результаты – больше детей стали ходить в школу (особенно девочки), снизилось использование детского труда, 26% трансферов было инвестировано.
Слайд 35Образование в развивающихся странах
Многие взрослые в бедных странах не умеют читать.
Важным фактором, который помогает бороться со взрослой неграмотностью, является мобильный телефон, который, с одной стороны, крайне полезен в хозяйстве, а с другой – требует знание букв и цифр.
Программа по ликвидации безграмотности в Нигере стала более эффективной, когда в ней стал использоваться мобильный телефон.