Слайд 1
Корнилова О.А.,
профессор кафедры педагогической и прикладной психологии СФ МГПУ, д.псх.н.,
доцент
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО ОВЗ
Слайд 2
– начало XX века –
середина 60-х годов
«медицинская модель» → сегрегация;
– середина 1960-х – середина 1980-х годов
«модель нормализации» → интеграция;
– середина 1980-х годов – настоящее время
«модель включения» → включение
История современного периода развития образовательного пространства для лиц с ОВД включает следующие этапы:
Слайд 3
Понятийный аппарат инклюзивного образования
Термины «интеграция и «инклюзия»
– близкие по значению понятия, потому что и интеграция (от англ. integrate) означает процесс, имеющий своим результатом целостность, объединение в единое целое, и инклюзия
(фр. Inclusif – включающий в себя, лат. Include – включать, иметь в своем составе, англ. inclusion – включение) означает аналогичный процесс развития объекта, в нашем случае образования, в целостности: доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, в том числе, и для детей с особыми потребностями.
Слайд 4Первые инклюзивные образовательные учреждения в России
Первые инклюзивные
образовательные учреждения появились в нашей стране в конце 80-х – начале 90-х годов XX века.
В Москве в 1990 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).
Свое название школа получила от европейской общественной организации «Ковчег», оказывающей помощь людям с ограниченными возможностями. Изначально классы школы состояли из десяти человек, среди которых был один ребенок с проблемами развития.
Позднее в школу стали принимать детей с достаточно серьезными заболеваниями: аутизм, шизофрения, синдром Дауна, ДЦП, нарушение слуха.
Слайд 5Требования к инфраструктуре
инклюзивного образования
Интеграция детей с отклонениями в развитии в
массовые образовательные учреждения России предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
Следовательно, в образовательном пространстве страны должна функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной коррекционной и психологической помощи детям с отклонениями в развитии, интегрированным в общеобразовательные учреждения. (Ст.42 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации)
Слайд 6Модель интеграции
Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования
систем массового и специального образования.
Оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных образовательных учреждений с параллельным развитием интегрированного образования.
При этом коррекционные учреждения могут выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа, психолого-педагогическую помощь обучающимся и их родителям.
Слайд 7Интеграция в образовании
Интеграция в образовании рассматривается как право выбора каждого учащегося
места, способа и языка обучения.
Для учащихся с особыми образовательными потребностями в случае их выбора в качестве места обучения учреждения общего назначения интеграция предполагает создание условий, адекватных качеству специальных образовательных услуг, и полное включение в образовательный процесс массового образовательного учреждения (инклюзия).
Для обычных учащихся образовательная интеграция (инклюзия) означает свободу выбора между инклюзивным и обычным классом и обеспечение качества и темпа обучения, предусмотренных образовательным стандартом.
Слайд 8ИНКЛЮЗИЯ – форма обучения
Инклюзия – относительно новая для образовательной практики России
форма обучения, в которой реализуется принцип «научения жить вместе», построенный на гуманистических началах.
Согласно этому инклюзивному подходу, все учащиеся обучаются в общеобразовательной школе, где создается комфортное адаптивное образовательное пространство, отвечающее потребностям всех без исключения детей.
В целом, инклюзивный подход предполагает: принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса; понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
Слайд 9Направления методологии развития
инклюзивного образования
– подготовка общества к принятию статуса
равноправия детей независимо от их особенностей;
– переход от дефектоориентированного подхода к поддержке развития потенциала каждого ребенка;
– диверсификация содержания школьного образования с целью удовлетворения образовательных интересов и потребностей всех категорий учащихся;
– использование информационных технологий и развитие дистанционного образования для обеспечения равного доступа каждого к получению качественного образования;
– подготовка педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования
Слайд 10Гуманистическая образовательная парадигма
Центральным ядром инклюзивного образования становится не ОБУЧАЕМЫЙ, усваивающий фрагменты
социального опыта, а ЧЕЛОВЕК, «учащий и воспитывающий себя».
Такое видение совершенно меняет стратегию и тактику образовательного процесса.
В этом случае развитие образовательного процесса предусматривает сначала прогнозирование, а затем планирование его в направлении развития личности, взращивающий в себе ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ – гуманистическое.
Слайд 11Особенности инклюзивного образования
Методологическим основанием построения образовательных систем должна служить единая система
фундаментальных и нравственных законов развития единого пространства жизни Человека, Общества, Природы и его подпространств;
инклюзивное образование должно начинаться с социальной, профессиональной и индивидуально-личностной диагностики человека, раскрывающей его родословную, историю и жизненный путь;
ключевым звеном преобразования человека, изменения его образа жизни, включения в социум является уяснение его собственных свойств, качеств, познание самого себя;
в условиях инклюзивного образования имеющийся даже отрицательный опыт человека и общества (свой и чужой), будучи осмысленным и осознанным, будет выступать в качестве ограничителя – меры устойчивости процессов жизнедеятельности. И тем самым он начинает играть положительную роль.
Слайд 12Методологические принципы
развития инклюзивного образования
Слайд 13
Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ
Слайд 14
4 варианта образовательных программ для лиц с ОВЗ
Для детей, чьи
особенности позволяют им учиться по одной ООП с детьми с сохранным потенциалом развития, рекомендован вариант А с особым подходом к организации только коррекционной работы.
Все остальные варианты предполагают существенную переработку содержания образования, и поэтому реализуются через разработку АООП (варианты B, C, D) и программ коррекционной работы.
Слайд 15Варианты образовательных программ
для обучения детей с ОВЗ
Слайд 16 Основным шагом при выборе варианта обучения является обращение в ПМПК
(психолого-медико-педагогическую комиссию) поскольку, как следует из пункта 1 части 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ, выбор формы получения ребенком основного общего образования и формы обучения осуществляется родителями (законными представителями) с учетом рекомендаций ПМПК.
Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Основания для выбора варианта программы
Слайд 17Варианты образовательных программ – A,B,C,D
для детей с ОВЗ
вариант А – уровень
развития ребенка близок к возрастной норме
Слайд 18Варианты образовательных программ – A,B,C,D
для детей с ОВЗ
вариант В – на
начало обучения ребенка очевидны задержки развития
Слайд 19Варианты образовательных программ – A,B,C,D
для детей с ОВЗ
вариант С – выраженные
Слайд 20Варианты образовательных программ – A,B,C,D
для детей с ОВЗ
вариант D – значительные,
комплексные нарушения развития
Слайд 21Условия обучения лиц с ОВЗ
Согласно закону об образовании дети с ОВЗ,
опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:
Слайд 22
Дифференцированные требования к кадровому обеспечению реализации четырех вариантов образовательных программ
Слайд 23
Дифференцированные требования к кадровому обеспечению реализации четырех вариантов образовательных программ
Слайд 24Требования к квалификации педагога
Слайд 25Требования к квалификации тьютера
Слайд 26Требования к квалификации педагога
Слайд 27Требования к квалификации тьютера
Слайд 28Квалификационные требования
к педагогическим работникам
Слайд 29Финансовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Финансовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона.
Нормативные затраты определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по каждому виду образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных, предусмотренных Законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося.
Слайд 30МТО образования лиц с ОВЗ
Материально-техническое обеспечение школьного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и специфическим образовательным потребностям каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация образовательной Программы варианта А для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает использование базовых учебников для здоровых сверстников, к которым с учетом особых образовательных потребностей применяются специальные, приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях.
Слайд 31МТО образования лиц с ОВЗ
Реализация адаптированной образовательной Программы варианта
В и С для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает использование специальных, учитывающих особенности их психофизического развития и особые образовательные потребности, учебников в комплексе со специализированными приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими адаптированную образовательную программу в двух неотъемлемых ее компонентах: «академическом» и жизненной компетенции.
Слайд 32МТО образования лиц с ОВЗ
Реализация адаптированной образовательной Программы варианта
D предусматривает использование специальных, учитывающих особенности психофизического развития и особые образовательные потребности этой группы детей с ограниченными возможностями здоровья, пособиям, дидактическим материалам, рабочим тетрадям и пр. Использование этих специальных материалов (текстовых и наглядных в печатном и электронном виде) должно быть обоснованным, ориентированным на максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.
Слайд 33Требования к учебникам
Список учебников для детей с ОВЗ, имеющих гриф «Допущено»
или «Рекомендовано» Министерства образования представлен в соответствующем приказе.
Издание специальной литературы для данной категории детей активно ведется такими издательствами, как ВЛАДОС, Просвещение, КАРО, Academia и др. Компьютерные учебно-развивающие программы разработаны и реализуются Институтом Коррекционной Педагогики, фирмами: «Дэльфа М», «Альма», «Игровое обучение», «Логопункт» и др. ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает для каждого варианта Программы определенную форму и долю социальной и образовательной интеграции
Слайд 34Выбор варианта обучения детей с овз
Прием ребенка с ОВЗ на обучение
по тому или иному варианту ФГОС для обучающихся с ОВЗ осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч.3 п.1).
Поступление ребенка на обучение по АООП возможно сразу после детского сада, до начала школьного обучения в образовательном учреждении общего назначения или после периода его пробного обучения в общеобразовательной организации по ФГОС НОО.
Слайд 35Документы, представляемые на ПМПК
Слайд 37Требования к заключению
В настоящий момент, в связи с
введением ФГОС для обучающихся с ОВЗ, при составлении заключения необходимо описать особые образовательные потребности ребенка, охарактеризовать необходимые специальные условия обучения, в том числе предложить рекомендации по организации коррекционной работы, определить необходимость предоставления технических специалистов, например, ассистентов (тьюторов), указать рекомендованный ФГОС для обучающихся с ОВЗ (один из девяти) и необходимый вариант АООП (1,2,3,4). Особое внимание при составлении заключения должно быть уделено обучающимся, которым рекомендуется обучение по варианту 4 и для которых планируется разработка специальной индивидуальной образовательной программы.
Слайд 38В форме надомного обучения
I вид – для глухих детей;
II вид
– для слабослышащих детей и позднооглохших;
III вид – для слепых детей;
IV вид – для слабовидящих детей;
V вид – дл я детей с тяжелыми речевыми нарушениями;
VI вид – для детей с нарушения ми опорно- двигательного аппарата;
VII – для детей с задержкой психического развития;
VIII – для детей с умственной отсталостью
Слайд 39В форме обучения в классе
1) В классах коррекционно-развивающего обучения, формирующихся по
технологии комплектования класса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
2) В классах в обучающимися с сохранным потенциалом развития, комплектующихся по технологии формирования классов инклюзивного образования
Слайд 40Организация интегрированного обучения
В ходе интегрированного обучения детям с ограниченными возможностями
здоровья предоставляются специальные условия обучения/воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями ПМПК.
Специфика образовательного процесса в системе интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
Слайд 41
Корнилова О.А.,
профессор кафедры педагогической и прикладной психологии СФ МГПУ, д.псх.н.,
доцент
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!