Слайд 1Обновление содержания образования по курсам: «Новейшая история России.
и «Обществознание»
Методист Департамента
образования г.Баксана
Кабардино – Балкарской Республики
ЛУКОВА АНЖЕЛИКА АЛЕКСАНДРОВНА
Слайд 2План:
1.Анализ ситуации в области отечественного школьного исторического образования в мировом контексте.
2.
Проблемы и подходы к модернизации школьного исторического образования в контексте модернизации общего образования.
2.1. Обновление и совершенствование исторического образования
2.2. Что не удалось сделать в области школьного исторического образования
2.3. Что предполагается сделать
Слайд 3План:
3. Нерешенные проблемы и перспективы их решения: характеристика современных учебников истории
4.Особенности
изучения истории и обществознания на старшей ступени общего образования
5. Современные технологические подходы к созданию школьных учебников.
Слайд 4План:
6. Курс «Новейшая история России. 1945–2007 гг.» для учащихся 11 класса
7.
Курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11 класса
8. Учителя истории и обществознания – это тот мощный ресурс развития нашей страны
Слайд 5Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте:
эффективность и качественный уровень не
в полной мере соответствуют индивидуальным и общественным запросам;
не завершено создание целостной системы исторического образования, отвечающей современным требованиям глобализирующегося и динамично развивающегося мира.
Слайд 6Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте:
слабая заинтересованность образовательных учреждений в
удовлетворении изменившихся образовательных запросов граждан, направленных на получение качественного образования, отвечающего современным требованиям личности, общества и государства;
Слайд 7Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте:
недостаточный уровень восприятия отечественной системой
образования мировых тенденций развития образования, которые выражаются в ориентации на достижение школьниками конкретных образовательных результатов, способных обеспечить социальные эффекты;
Слайд 8Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте:
недостаточное внимание к формированию у
школьников умений самостоятельного освоения и применения знаний в реальных жизненных ситуациях.
Слайд 9В чем причины?
Концентрическая
структура ?
Линейная
структура?
Слайд 10Главная проблема!
в отечественной системе образования не преодолено концептуальное противоречие между классической
и компетентностной парадигмами педагогики.
Слайд 11Главная задача российской образовательной политики:
обеспечение современного качества образования на основе его
фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Слайд 12Что такое «модернизация» образования?
формирование модели образования, отвечающей вызовам XXI в., т.е.
разработка и реализация комплекса мер, направленных на приведение этой системы в соответствие с потребностями времени, на достижение нового качества и эффективности образования.
Слайд 13Качество образования
степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного
процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
(из проекта Концепции ОСОКО)
Слайд 14Модернизацию системы образования часть социальной модернизации
Социальная модернизация - совокупность экономических, демографических,
социальных, политических, психологических и иных изменений, которые претерпевает общество традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа.
Слайд 15Условия построения современной российской системы школьного исторического образования:
поиск оптимальной для российского
общества пропорции между подходами к развитию образования, принятыми в современном мире, и традициями российского образования и культуры, в основе которых лежит менталитет народа.
Слайд 16Факторы модернизации
российского образования:
профессиональная и личная готовность педагогических кадров воспринимать новые
цели образования и обеспечить изменения в области содержания образования, в образовательных технологиях, в решении воспитательных задач.
Слайд 17Приоритетные направления
модернизация образования:
совершенствование содержания и методов образования на основе разработки и
внедрения нового поколения государственных образовательных стандартов, ориентированных на достижение образовательных результатов;
Слайд 18Приоритетные направления
модернизация образования:
разработка и внедрение в педагогическую практику информационно-коммуникативных технологий (ИКТ);
изменение
экономических основ финансирования школ и условий оплаты учителей;
разработка механизма государственно-общественного управления школой.
Слайд 19Аспекты качества образования в условиях глобального общества:
актуальность и значимость образования
для потребностей современной экономики и гражданского общества;
ориентация образования на гибкость, самостоятельность, инициативность и «инновационность» выпускников школ (способность воспринимать и генерировать новые подходы).
Слайд 20Модель выпускника:
«Человек обучаемый (способный учиться) сегодня нужен обществу (и самому себе)
в большей степени, чем человек обученный. Знать сегодня означает, в сущности, знать, где это есть,и как это знание извлечь и применить» (Е.Вяземский)
Слайд 21Характеристика
учебников истории:
советский период: описательно- репродуктивный характер;
90-е гг XX века: описательно-аналитический
характер;
современный период: проблемно-аналитический характер
Слайд 22Требования к современным учебникам истории:
соответствовать обязательному минимуму содержания и авторской программе
по истории; обеспечиваться и дополняться разноплановыми учебно-методическими пособиями;
издаваться на основе единой программы в составе учебно-методического комплекса; обеспечивать преемственность школьного исторического образования по "вертикали";
Слайд 23Требования к современным учебникам истории:
отказаться от политических пристрастий. быть более взвешенными
в освещении спорных и конфликтных тем;
в равной степени знакомить учащихся с разными аспектами исторического прошлого - культурными, социальными, духовными и др.;
быть вариативными, отражать особенности регионов России, ее многонациональность и поликультурность;
Слайд 24Требования к современным учебникам истории:
быть многофункциональными, совмещая в себе авторский текст,
хрестоматийные и справочные материалы, иллюстрации, методический аппарат, оценочный инструментарий;
раскрытие истории в эмоционально-насыщенных образах;
построение материала в виде рассказов, форме книги для чтения;
Слайд 25Требования к современным учебникам истории:
ориентация читателя на стимулирование творческого воображения и
совершенствование эмоционально-ценностного восприятия учащихся;
раскрытие классического набора фактов, составляющих фундаментальную основу исторической науки и вместе с тем опора на новые достижения исторической науки;
обеспечение специфики исторического образования в различных видах и типах учебных заведений;
Слайд 26Требования к современным учебникам истории:
построение учебника в форме, удобной для организации
учебного процесса; подготовка учащихся к восприятию цивилизационного подхода в старших классах;
формирование исторического сознания школьников; возможная форма построения учебного процесса - введение курса истории мировых цивилизаций;
Слайд 27Особенности изучения истории и обществознания в 11 классе:
Изменения в концептуальных, структурных
и содержательных особенностях курса;
Издание новых УМК для 11 класса;
Информационные ресурсы в сети Интернет: информационнометодическое пособие «Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru).
Слайд 28Современные технологические подходы к созданию школьных учебников:
Современный алгоритм создания школьных учебников:
выпуск
книг для учителя;
обсуждение на региональных конференциях содержания книг для учителя широкой педагогической общественностью
создание учебника с учетом реальной педагогической практики.
Слайд 30Курс «Новейшая история России.
1945–2007 гг.» для учащихся 11 класса
учебник «История
России. 1945-2007гг.» под редакцией А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.В. Филиппова (базовый уровень – 26 часов, профильный уровень – 70 часов);
книга для учителя
методическое пособие для учителя под редакцией А.А.Данилова;
образовательная программа для ОУ;
картографические материалы и цифровые
образовательные ресурсы;
электронное приложение к учебнику.
Слайд 31Чем объясняется потребность в новом учебном курсе «Новейшая история России (1945–2007
гг.)?
исторические и социальные науки в России вступили в новую фазу своего развития;
необходимость обновления содержания и методов исторического образования в курсе общеобразовательной школы;
поверхностное освещение в существующих учебных программах по истории России ХХ века процессов становления суверенного Российского государства в конце ХХ – начале ХХI века.
Слайд 32Особенности целей и задач
нового учебного курса:
соответствие современному пониманию миссии образования в
информационном обществе, приоритетам историко-обществоведческого образования, особенностям новой информационнообразовательной среды.
Слайд 33Цель курса:
помочь молодым людям в контексте всемирной истории осознать ключевые
события отечественной истории второй половины ХХ – начала ХХI века и важнейшие тенденции развития нашей страны, сформировать представление о месте и роли России в современном мире, новом стратегическом курсе российского руководства, приоритетах внутренней и внешней политики.
Слайд 34Задачи курса:
актуализировать ценностные приоритеты нового учебного курса и показать пути
их целостной реализации в содержании предложенного курса;
обеспечить теоретикопроблемный уровень изучения данного курса, сообразный возрастным познавательным возможностям старшеклассников и целям изучения истории во втором концентре;
Слайд 35Задачи курса:
создать учителям и школьникам условия для понимания ведущих тенденций, ключевых
фактов, явлений и процессов истории России и мира второй половины ХХ – начала ХХI века;
максимально использовать историко-педагогический потенциал предлагаемых для изучения исторических материалов (авторского текста, документов, иллюстраций, познавательных заданий) для формирования у старшеклассников всесторонних представлений об изучаемом ими времени, для развития умений и ценностных установок, необходимых для формирования исторического мышления, гражданско-патриотической самоидентификации личности и опыта жизни в поликультурном мире;
Слайд 36Задачи курса:
предложить такой формат построения курса и соответствующего УМК, который позволит
педагогам внедрять современные формы учебных занятий, основанные на самостоятельной работе с различными видами исторической информации, на разнообразных приемах сбора, обработки и анализа исторических источников.
Слайд 37Методологическая основа курса:
новейшие разработки российских ученых, актуализирующие оценки нашей истории
с точки зрения задач защиты и укрепления государственного суверенитета, воспитания гражданина – патриота России.
Слайд 38Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории?
Как оценить
победу СССР в Великой Отечественной войне? Как эта победа повлияла на статус СССР в послевоенном мире?
Как отразилась наша победа над фашистской Германией и ее союзниками на окружающем мире?
Чем объясняется начало «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции?
В чем выражалось глобальное политическое соперничество в послевоенном мире?
Что позволило советскому народу в кратчайший срок восстановить народное хозяйство?
Слайд 39Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории?
Как стоявшая
на грани исчезновения страна сумела стремительно достичь поразительных успехов в науке и технике (создание передовых научных центров, исследование космоса, использование термоядерной реакции в мирных целях, массовое строительство мощнейших гидротехнических сооружений – каналов и гидроэлектростанций и др.)?
Какой характер имело советское общество? Каковы основные тенденции и направления его эволюции во второй половине ХХ века?
Почему экономика СССР не смогла обеспечить советским гражданам уровень жизни, сравнимый с высокоразвитыми странами?
Слайд 40Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории?
Почему Советский
Союз, который в ХХ веке был новатором в социальном развитии человечества, постепенно утерял темпы социального развития? Что понимается под «застоем»?
Как можно оценить национальную и федеративную политику СССР? Чем объяснялась эскалация национализма и сепаратизма в союзных и автономных республиках в конце 1980х годов? Почему руководство страны не смогло найти эффективного ответа на вызовы сепаратизма?
Каковы причины социальнополитического и экономического кризиса в СССР в конце 1980х годов?
Слайд 41Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории?
Каковы были
общественные предпосылки масштабных перемен в жизни Советского Союза, что подтолкнуло страну на поиск нового пути? Каковы были мотивы у политических лидеров при выборе этого пути?
Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость советского государства, почему национальные и социальные проблемы не получили своевременного решения и привели к кризису?
Почему кризис и распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века?
Слайд 42Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории?
Как происходило
становление нового Российского государства и почему это развитие было столь трудным?
Какие приоритетные проблемы пришлось решать руководству России? В силу каких причин Президент Б.Н. Ельцин передал бремя правления В.В. Путину?
Почему был выбран новый стратегический курс развития России в XXI веке? В чем заключаются особенности этого курса?
Слайд 43Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории?
Как понимается
суверенитет России? Каковы его основы? В чем заключаются главные угрозы российскому суверенитету?
Какое содержание имеет стратегия качественного обновления России как «суверенной демократии»?
Каковы первые результаты реализации нового стратегического курса?
Каковы место и роль России в современном мире? Как понимается тезис «Россия – энергетическая сверхдержава»?
Слайд 44Значимость нового
учебного курса:
в методологическую основу заложены новейшие разработки российских ученых,
актуализирующие оценки нашей истории с точки зрения задач защиты и укрепления государственного суверенитета;
вносит вклад в формирование национальногосударственной идеологии России;
ориентирован на воспитание гражданского патриотизма молодежи России как высшей нравственной ценности и гражданственности – как качества личности.
Слайд 46Курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11 класса
«Обществознание.
Глобальный мир в XXI веке» под редакцией Л.В.Полякова (базовый уровень – 35 часов, профильный уровень – 70 часов).
методическое пособие для учителя;
образовательная программа для ОУ;
книга для учителя;
электронное положение к учебнику
Слайд 47Чем объясняется потребность в новом учебном курсе «Обществознание. Глобальный мир в
XXI веке» для учащихся 11 класса?
концептуальные подходы к построению действующего курса «Обществознание», сформированные в 1990е годы в настоящее время не отвечают новым тенденциям развития России в глобальном мире, новой стратегии российского руководства.
Слайд 48Особенности целей и задач
нового учебного курса:
соответствие современному пониманию миссии образования в
информационном обществе, приоритетам историко -обществоведческого образования;
Слайд 49Цель курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»
обеспечение условий для
понимания глобального контекста происходящих в обществе явлений, а также их исторических корней;
понимание роли России в современном мире, геополитических перспектив развития страны;
сформировать у учащихся широкий взгляд на происходящие события, умение видеть их в контексте общих процессов, понимать значимость своего участия в общественной жизни, формулировать вызовы и риски современного развития, предполагать адекватные ответы.
Слайд 50Задачи курса:
анализ сложившейся ситуации в области преподавания обществознания;
определение четких
целевых установок и ценностных направлений в обществознании, которые должны быть реализованы при построении курса;
Слайд 51Задачи курса:
выстраивание логической последовательности и структуры обществоведческого образования на всех ступенях
школы с учетом преемственности и избегания дублирования;
формирование гражданской культуры школьников, которая включает политическую, правовую, экономическую и нравственнопатриотическую составляющие.
Слайд 52Задачи курса:
моделирование и проектирование ожидаемых результатов обществоведческого образования по ступеням обучения;
определение
специфических особенностей построения УМК по курсу обществознания для выпускников 11 класса и учет этих особенностей при подготовке УМК.
Слайд 53Наиболее важные
вопросы курса:
Как устроен современный глобальный мир? Что сближает всех
жителей планеты и что разъединяет их?
Какие силы определяют пути и способы развития нашего мира?
Какие ресурсы обеспечивают лидерство тех или иных сил
Слайд 54Наиболее важные
вопросы курса:
Какие стратегии используются этими силами для утверждения своего
лидерства и установления глобального контроля?
Какое место в этом мире жесткой конкуренции занимает Россия?
Изучение курса призвано помочь школьникам сформировать собственное мировоззрение – гражданскую позицию гражданина России.
Слайд 55Методологическая основа курса:
современне достижений философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии,правоведения;
интеграция социальногуманитарного
знания.
Слайд 56Новизна и значимость
нового учебного курса:
педагогическое обоснование нового научного и политического
взгляда на геополитическую ситуацию в мире и место России в глобальном мире ХХI века;
введены, обоснованы, наполнены актуальным научным содержанием важнейшие понятия, характеризующие современное мировое развитие, роль России в мире в условиях информационного общества (новые подходы к терминам «нация», «гражданское общество», новое представление о власти и политических механизмах, суверенная демократия и др.).
Слайд 57Важнейшая задача педагогов:
раскрыть позитивный идеал гражданственности, патриотизма, формирование осознания сопричастности к
судьбам и истории России, своей гражданской идентичности;
осознание личной сопричастности к общегосударственному делу, персональную ответственность за формирование, прежде всего, гражданско-патриотических качеств личности подростка.
Слайд 58Внимание!!!
Учителя истории и обществознания – это тот мощный ресурс развития нашей
страны, от которого, во многом зависит вектор мировоззренческого, ценностно-ориентационного становления будущих поколений.