Слайд 1Обеспечение реализуемости результатов научных исследований
ТЕМА 1
Слайд 2Вопросы:
1. Постановка проблемы и выбор темы исследования
2. Постановка целей и
задач исследования
3. Планирование научно-исследовательской работы
Слайд 3Рекомендуемая литература:
Ивашенцева Т.А. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: учеб.
пособие / Т.А. Ивашенцева; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. – 120 с.
Электронная версия УП – через сайт Сибстрина в «МегаПро" и в системе «дистанционного обучения»
Слайд 41. Постановка проблемы и выбор темы исследования
Проблема (греч. рroblёma –
задача, задание) в широком смысле – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения;
в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения
Слайд 51. Постановка проблемы и выбор темы исследования
Научная проблема обладает следующими
атрибутами (с. 26 УП):
- сложностью;
- актуальностью и необходимостью изучения;
- наличием нескольких противоречивых мнений по поводу разрешения;
- отсутствием методики разрешения на момент постановки.
Слайд 61. Постановка проблемы и выбор темы исследования
над разрешением проблем в
науке трудятся коллективы учёных.
Проблема также может быть предметом исследования диссертации на соискание учёной степени доктора наук.
молодые учёные, как правило, с постановкой и исследованием проблем в науке непосредственно не сталкиваются.
Они работают над отдельными научными темами.
Слайд 7Особое требование - Актуальность темы НИР (с. 30 УП):
важна для предприятия,
региона, отрасли;
соответствует научной проблеме кафедры или какого-то научного коллектива;
определяется динамикой и тенденциями развития строительства или страны;
выбирается из перечня перспективных (приоритетных) исследований, поддерживается грантами;
подтверждается мнением наиболее известных в данной области учёных и специалистов
Слайд 8Требования к формулировке темы (с. 30):
чёткость - ясной для понимания, точно
выражающей суть и результаты работы;
лаконичность – простой, немногословной, не перегруженной деталями и словесными оборотами;
конкретность - ясно обозначенной, определённой, дающей однозначное представление о работе;
ограниченность – определённой некими рамками;
как правило, название темы не должно превышать двух строк текста;
грамотность – не содержать грамматических и стилистических ошибок, соответствовать нормам литературного русского языка;
несколько уже, чем содержание работы - то, что обозначено в названии темы, обязательно должно быть раскрыто в работе
Слайд 9Рекомендации по формулировке темы:
В названии должны:
Содержаться результат
Присутствовать авторское участие
Просматриваться действие
Пример
Систематизация инновационных
путей развития строительных предприятий
Слайд 102. Постановка целей и задач исследования
О целях – с. 33
– 34 УП:
Цель – предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия.
Признаки или составляющие цели:
связь с результатом НИР;
адекватность или соответствие реальным условиям;
учёт средств, необходимых для её достижения (способ и источники)
Слайд 112. Постановка целей и задач исследования
Рекомендации при постановке цели:
а) нужно иметь
представление о возможных результатах исследования, которые предопределяются его темой;
б) следует выяснить предпосылки возникновения цели – актуальность, важность, реальность, соответствие практике, общим направлениям исследования;
в) уже при постановке цели нужно предполагать основные методы и способы её достижения
Слайд 122. Постановка целей и задач исследования
Рекомендации при постановке цели (с. 34
УП):
Формулировка цели исследования (работы) должна быть построена так, чтобы она давала ответы на три вопроса:
что? (какой конкретный результат будет получен);
для кого (зачем)? (какое практическое значение имеет данный результат);
как (каким способом)? (с использованием каких приемов, методов, информации будет получен результат).
Слайд 13Построение формулировки цели :
краткость – не более одного предложения;
чёткость и ясность
- смысл фразы должен быть понятен после первого прочтения;
грамотность, на правильном русском языке, с соблюдением падежей, синтаксиса, должно быть подлежащее (предмет исследования, результат), сказуемое (глагол или существительное, обозначающие действие, способ) и определение;
логичность – последовательность построения фразы с точки зрения взаимосвязи научных понятий и терминов
Слайд 142. Постановка целей и задач исследования
Задачи НИР:
Под задачей понимают конкретные действия
по достижению цели НИР.
Задачи исследования должны быть логически взаимосвязаны с целью НИР
Количество задач предопределяется целью, но не должно быть чрезмерным и не следует их излишне дробить.
Обычно рекомендуется выделять не менее пяти задач.
Слайд 152. Постановка целей и задач исследования
Этапы определения задач исследования:
I – выдвижение
гипотез;
II – построение дерева целей;
III – конкретизация подцелей – формирование перечня задач;
IV – формулирование отдельных задач;
V – уточнение задач в ходе исследования.
Слайд 162. Постановка целей и задач исследования
Стили изложения задач :
а) с использованием
имён существительных в третьем лице единственного числа. Например, систематизация, обоснование, обобщение, оценка, разработка и т.п.;
б) с использованием глаголов будущего времени. Например, выявить, изучить, обобщить, создать, разработать и т.п.;
в) сочетание первых двух стилей
Слайд 173. Планирование научно-исследовательской работы (НИР)
В отдельных вузах и отраслевых НИИ
разрабатываются тематические планы НИР
Они включают в себя исследования за счёт разных источников финансирования:
по разнообразным грантам,
выполняемые на основе хозяйственных договоров с отдельными предприятиями и организациями-заказчиками,
инициативные.
Слайд 183. Планирование НИР
Темплан НИР :
В НГАСУ также разрабатывается темплан НИР –
в разрезе отдельных научных направлений
На сайте НГАСУ по ссылке можно посмотреть темы по отдельным направлениям и руководителям:
docs.sibstrin.ru
Слайд 19Аспекты планирования НИР :
- во-первых, планирование действий по выполнению исследований –
что сделать, чтобы достичь цель (с. 35 - 36);
- во-вторых, планирование (построение) изложения текста с результатами и описанием хода исследований – содержание отчета о НИР.
Слайд 20Методы планирования НИР :
- во-первых, разработка дерева целей (с. 30);
- во-вторых,
разработка структурно-логической схемы исследования.
Слайд 22Построение дерева целей
При построении дерева целей выделяют 4-й уровень – ресурсное
обеспечение реализуемости результатов научных исследований.
В условиях рыночной экономики инвестиции выступают основным ресурсом успешной практической реализации научной идеи. При этом необходимо оценить объемы и источники инвестиций.
Слайд 23Состав структурно-логической схемы – уровни:
Тема
Объект
Предмет
Цель
Задачи
Методы
Результаты
Слайд 24Правила построения структурно-логической схемы (с. 39 УП)
1) грамотно, в соответствии с
вышеописанными рекомендациями, следует сформулировать объект, предмет и цель исследования, которые логически должны быть увязаны с темой исследования и друг с другом;
2) следующий этап построения схемы – формулирование третьего (основного) научно-практического результата, который должен присутствовать в формулировке цели;
Слайд 25Состав структурно-логической схемы
3) определение всех возможных результатов исследования, которых должно быть
не менее трех: один – теоретический (обоснование новой категории или понятия в ходе исследования, разработка классификации (системы) показателей или факторов, определяющих объект исследования),
Слайд 26Состав структурно-логической схемы
второй – методический (система подходов, методов, которые используются (могут
использоваться) при изучении предмета исследования, направления их совершенствования, предлагаемые автором исследования), третий – научно-практический (методика, алгоритм реализации предложений автора, обозначенные в цели работы);
Слайд 27Состав структурно-логической схемы
4) постановка и формулировка задач исследования, которые при их
решении обеспечат получение намеченных результатов. Как правило, первые две задачи обеспечивают получение первого (теоретического) результата, следующие две задачи – направлены на достижение методического результата и в ходе решения 5-й задачи обеспечивается научно-практический результат.
Слайд 28Пример структурно-логической схемы