Слайд 1«О задачах отрасли образования Ставропольского края по подготовке к введению Федеральных
государственных образовательных стандартов»
Выступление министра образования
Ставропольского края
А.Ф. Золотухиной
Министерство образования Ставропольского края
августа 2010 г.
Слайд 3Новый стандарт определяет:
обеспечение права на полноценное образование;
обеспечение единства образовательного пространства страны;
обеспечение
преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
повышение объективности оценивания.
Слайд 4Основные целевые ориентации стандарта нового поколения
Воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям:
информационного общества,
инновационной экономики,
задачам построения демократического гражданского общества;
ориентация нового стандарта на метапредметные и личностные результаты образования.
Слайд 5Основные задачи на ступени начального общего образования:
становление основ гражданской идентичности
и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
усиление социальной направленности;
реализация системно-деятельностного подхода.
Слайд 6Особенности ФГОС
1. Выражены требования:
к структуре образовательных программ,
к
условиям реализации,
к результатам освоения.
2. Введен раздел «Внеурочная деятельность» в структуру БУП.
3. Имеются программы по формированию универсальных учебных действий и духовно-нравственному развитию учащихся.
4. Стандарт определен как рамочный документ.
5. Изменены подходы к организации, содержанию, условиям и результатам образовательного процесса в целом.
Слайд 7Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования
МОУ
СОШ №1 с. Александровское Александровского р-на,
МОУ СОШ №1 с. Кочубеевское Кочубеевского р-на,
МОУ гимназия №103 г. Минеральные Воды Минераловодского р-на,
МОУ СОШ №1 г.Светлограда Петровского р-на,
МОУ лицей №8 г. Буденновска,
МОУ СОШ №1 г. Лермонтова,
МОУ лицей №6 г. Невинномысска,
МОУ лицей №14, МОУ гимназия №30 г.Ставрополя
Слайд 8Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
МОУ СОШ №11 пос. Рыздвяный Изобильненского р-на,
МОУ гимназия №1 С.Красногвардейское Красногвардейского р-на,
МОУ СОШ №6 с. Гофицкое Петровского р-на,
МОУ гимназия №7 с. Донское Труновского р-на,
МОУ НОШ № 25 г. Михайловска Шпаковского р-на,
МОУ лицей №6 г. Ессентуки,
МОУ СОШ №6 г.Пятигорска,
МОУ лицей №10 г.Ставрополя.
Слайд 9Апробация требований к результатам освоения образовательной программы
МОУ СОШ № 14 с.
Курсавка
Андроповского р-на,
МОУ СОШ №7 с. Старомарьевка
Грачевского р-на,
МОУ СОШ №19 с. Вернерусское
Шпаковского р-на,
МОУ гимназия №2 г. Георгиевска,
МОУ гимназия №17 г. Кисловодска,
МОУ СОШ №7, МОУ гимназия №9 г.Ставрополя
Слайд 10Апробация системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального
общего образования по отдельным предметам
МОУ СОШ № 9 с.Воздвиженское Апанасенковского
р-на,
МОУ СОШ № 11 пос. Комсомолец Кировского р-на,
МОУ лицей №2 г. Михайловска Шпаковского р-на,
МОУ СОШ №29 г. Георгиевска,
МОУ гимназия №10 «ЛИК» г. Невинномысска,
МОУ СОШ №5 г.Пятигорска,
МОУ гимназия №24 г.Ставрополя,
МОУ СОШ №2 г.Ставрополя.
Слайд 11В результате апробации:
разработано нормативно-правовое сопровождение;
предложены примерные модели основной образовательной
программы образовательного учреждения и реализации базисного учебного плана;
представлены рекомендации по организации внеурочной деятельности;
разработаны примерные модели системы оценивания планируемых результатов;
разработаны примерные программы по внеурочной деятельности в начальной школе.
Слайд 12Базовые площадки в 2010-2011
учебном году:
МОУ СОШ №1 с. Александровское
Александровского р-на;
МОУ СОШ № 9 с.Воздвиженское
Апанасенковского р-на;
МОУ лицея №6, гимназии №10 «ЛИК»
г. Невинномысска;
МОУ СОШ №6 с. Гофицкое Петровского р-на;
МОУ СОШ №1 г. Светлограда Петровского р-на;
МОУ гимназии №30, лицея №10, СОШ №7
г. Ставрополя.
Слайд 13Социальные эффекты, полученные в ходе апробации:
вовлечение в обсуждение проекта ФГОС
педагогической и родительской общественности, ученых, специалистов различных ведомств (около 2000 участников);
расширение социального партнерство школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта;
освещение процесса апробации в СМИ (школьные сайты, издания периодической печати муниципального, регионального, федерального уровней).
Слайд 14Риски, которые необходимо учитывать на этапе подготовки к введению стандартов нового
поколения:
отсутствие стандартов дошкольного образования;
недостаточная проработанность финансово-экономического механизма введения в БУП часов внеурочной деятельности;
недостаточность ресурсного обеспечения;
стандарты подготовки учителей начальных классов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования не учитывают требований предъявляемых к учителю новыми ФГОС.
Слайд 15Механизм введения стандарта в Ставропольском крае
организационное обеспечение введения ФГОС;
нормативное обеспечение
введения ФГОС;
финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС;
кадровое обеспечение введения ФГОС;
информационное обеспечение введения ФГОС;
материально-техническое обеспечение введения ФГОС.
Слайд 16Организационное обеспечение
Создание координационного совета министерством образования Ставропольского края.
Создание координационных органов в
муниципальных образованиях.
Создание рабочих групп в общеобразовательных учреждениях.
Слайд 17Нормативно-методическое обеспечение
1. Подготовка приказов о планах-графиках введения ФГОС:
министерство образования СК;
муниципальные органы
управления образованием;
образовательные учреждения.
2. Примерная карта введения стандарта.
3. Карта самооценки готовности учреждения.
4. Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения.
Слайд 18Финансово-экономическое обеспечение
23,763 млн. рублей – организация 10 часов внеурочной деятельности по
БУП
78,18 млн. рублей - обеспечение учебниками учащихся 1-х классов;
60,925 млн. рублей - АРМ для учителей первых классов
19,74 млн. рублей - обеспечение бесперебойного доступа к сети Интернет
Слайд 19Кадровое обеспечение (начальная школа)
общее количество учителей начальных классов – 4716 чел.
(19% ),
высшее образование – 69 %, (учителя–предметники – 81%),
среднее профессиональное образование – 31%
высшая категория – 50% (учителя–предметники – 31,5%),
первая категория – 38%;
без категории – 11%;
возраст 35-55 лет – 70%
со стажем до 2-х лет – 2,7%,
со стажем до 5 лет – 10%,
пенсионеров – 12%;
Слайд 20ИКТ компетентность
учителей начальных классов
97% - работают с текстовым редактором;
86% -
создают презентации ;
80% - используют Интернет в работе;
62% - работают с электронной почтой.
Слайд 21Повышение квалификации учителей начальных классов
в 2008-2009 уч.г. прошли курсы повышения квалификации
1326 чел.,
в рамках апробации ФГОС прошли обучение 62 чел.,
в 2009-2010 уч.г. обучено 1903 учителя,
в 2010-2011 уч.г. – 1150 чел. (кратковременные курсы).
Слайд 22Задачи министерства образования Ставропольского края
Добиться дополнительного финансирования отрасли для обеспечения введения
ФГОС .
Подготовить план работы по введению ФГОС в школах края.
Определить приказом базовые школы.
Подготовить и провести семинары-совещания.
Организовать и провести региональные научно-практические конференции, педагогические чтения.
Обеспечить информирование общественности.
Слайд 23Задачи Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования
Обеспечить повышение квалификации всех
учителей начальных классов по вопросам ФГОС;
Подготовить тьюторов;
Создать сетевой комплекс информационного взаимодействия;
Разработать примерную образовательную программу;
Обеспечить методические рекомендации.
Слайд 24Задачи муниципальных органов управления образованием:
Создать муниципальный координационный совет;
Разработать и
утвердить план-график введения ФГОС;
Обеспечить повышение квалификации всех учителей начальных классов;
Обеспечить координацию взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей;
Обеспечить реализацию принципов государственно-общественного характера управления образованием;
Обеспечить соответствие материально-технического состояния образовательных учреждений требованиям ФГОС.
Слайд 25Задачи муниципальных образовательных учреждений:
Разработать основную образовательную программу;
Привести нормативную базу, локальные
акты образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС;
Определить модель организации образовательного процесса;
Обеспечить повышение квалификации всех учителей начальных классов;
Обеспечить кадровые, финансовые, материально-технические условия.