Слайд 1
О разработке
Российской академией образования федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования
второго поколения
Президент РАО Н.Д. Никандров
Вице-президент РАН В.В. Козлов
Вице-президент РАО А.А. Кузнецов
Член-корреспондент РАО А.М. Кондаков
Академик РАО М.В. Рыжаков
В.Р. Кучма, РАМН
Академик РАО В.Д. Шадриков
Слайд 2Инновационность стандартов
Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе
образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования
(новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»)
Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни
Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования
Слайд 3Инновационность структуры стандартов
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
Требования к структуре
основных образовательных программ
Требования к условиям реализации основных образовательных программ
Слайд 4Заказчики проекта
Российская
академия
образования
Росспорт
Министерство
образования и науки
Российской Федерации
МЧС
Минобороны
России
Минсельхоз
России
Минкультуры
России
Слайд 5Разработчики проекта
Российская
академия образования
Российская
академия наук
Российская
академия
медицинских наук
МГУ
РАПКРО
Институт
развития образования
Слайд 6Разработка федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Федеральное агентство по образованию
Федеральное агентство по образованию
Конкурс Ф-20
Российская академия образования
Внутренние конкурсы
И с п о л н и т е л и
28 лотов
Слайд 7Этапы разработки ФГОС
Концептуальные и методологические основы
Проекты нормативно-методического сопровождения стандартов
Апробация в начальной
школе
Апробация в основной школе
Апробация в старшей школе
2006 год
2006 - 2010 годы
2008 - 2009 годы
2009 - 2010 годы
2010 - 2011 годы
Слайд 8Разработчики – участники апробации – органы управления образованием и образовательные учреждения
Российская
академия образования
Московская
область
Ярославская
область
Ленинградская
область
Челябинская
область
Республика
Саха (Якутия)
Новосибирская
область
Омская
область
Ямало-Ненецкий
АО
Оренбургская
область
Республика
Татарстан
Ростовская
область
Республика
Дагестан
Калининградская
область
Ставропольский
край
Слайд 9Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования второго поколения
Концепция,
результаты,
перспективы
Слайд 10Новые подходы к определению стратегических целей стандартов
Стандарты – инструмент построения открытого
гражданского общества
Образование - системообразующий ресурс социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства
От узковедомственного характера стандартов - к статусу общенационального приоритета
Слайд 11Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и
государством
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого потенциала
Конкурентоспособность
Слайд 12Стратегические задачи разработки стандартов
Обеспечение социальной консолидации общества
Обеспечение конкурентоспособности личности, общества
и государства
Обеспечение безопасности личности, общества и государства
Смена ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности
Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов
Слайд 13Инновационные функции стандартов
Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в
образовании
Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации
Инструмент реализации государственной политики в сфере образования
Слайд 14
Т
К структуре основных
образовательных программ
Т
К результатам освоения
основных
образовательных программ
Т
К условиям реализации
основных
образовательных
программ
Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
Слайд 15Инновационность содержания стандартов
Определение ключевых целей образования через систему ценностных
ориентиров образования
Ориентация на развитие вариативности образования
Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования
Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра
Воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов
Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.
Слайд 16Инновационность организации работы над стандартами
Междисциплинарный характер разработки стандартов
Сопряжение процессов
разработки и апробации
Широкое профессиональное и общественное обсуждение
Слайд 18Результаты работы, 2006 год
Требования к структуре основных образовательных программ
Выявление и согласование
потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Мониторинговые исследования
Оценка социально-экономических и политических рисков введения стандартов второго поколения
Требования к структуре основных образовательных программ
Модели основных общеобразовательных программ общего образования
Базисный образовательный план
Примерные программы
Программа воспитания
Слайд 19Результаты работы, 2006-2007 годы
Требования к условиям реализации основных образовательных программ
Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных общеобразовательных программ
Система гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных программ
Требования к программам профессионального педагогического образования, соответствующим государственным стандартам общего образования второго поколения, и результатам их освоения
Процедура оценки выполнения требований стандарта к ресурсному обеспечению образовательного процесса в школе
Методология и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и гигиенической экспертизы образовательных технологий
Слайд 20Результаты работы. 2006-2007 годы
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
Требования
к результатам освоения основных общеобразовательных программ
«Фундаментальное ядро» содержания общего образования
Программы формирования и развития универсальных учебных действий
Планируемые результаты освоения основных общеобразовательных программ
Технологии проектирования учебного процесса, направленного на достижение требований государственных стандартов общего образования второго поколения
Система оценки планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ
Слайд 21Стандарты второго поколения обеспечивают
переход от «догоняющей» к «опережающей» модели модернизации образования
как основного локомотива формирования национальной инновационной системы
Слайд 22
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
Слайд 23Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования второго поколения
Задача
ориентация системы образования на
новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования
Слайд 24Назначение
Задают основные результаты образования – общие и по ступеням
Характеризуют и регулируют
планируемые результаты, отражаемые в:
учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)
программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные)
Слайд 25Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных
отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Слайд 26
Представление требований к результатам освоения основных образовательных
программ с разной степенью
детализации в самом стандарте и программно-методических документах, обеспечивающих его реализацию в образовательном процессе
Слайд 27
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ должны являться
ориентиром для оценки
состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Требования к результатам образования являются основой для нормирования условий осуществления образовательного процесса
основой для аттестации в различных видах учреждений общего образования
основой для аттестации учителей учреждений общего образования
основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования
Слайд 28
Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна
включать
Выявление предметных, метапредметных и личностных результатов
Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования);
Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности
Слайд 29Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации
К результатам,
которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его
индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические
взгляды, политические предпочтения и др.) ;
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность,
гуманизм и др.);
- индивидуальные психологические характеристики личности
Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях
Слайд 30
Требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации
К результатам, которые подлежат проверке
и аттестации, относятся следующие:
научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах
умения учебно-познавательной, исследовательской,
практической деятельности, обобщенные способы
деятельности
коммуникативные и информационные умения
умение оценивать объекты окружающей
действительности с определенных позиций
способность к контролю и самоконтролю
способность к творческому решению учебных и
практических задач
Слайд 31Требования
к структуре основных образовательных программ
Слайд 32Требования к структуре основных образовательных программ
Инвариантная и вариативная части
Слайд 33Требования к структуре основных образовательных программ:
базовые компоненты
Система нормативов
Слайд 34 Основная педагогическая задача
организация условий, инициирующих детское действие
Системно-деятельностный
подход
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего учить?
Ценности
образования
Слайд 35
Объекты
нормирования
БОП
Программы
развития
УУД
Примерные
учебные
программы
Модели
оцени-
вания
Ядро
содер-
жания
образо-
вания
образовательный процесс
Другие
матери-
алы
Программы
воспитания
и социа-
лизации
Требования к структуре основных образовательных
программ: система нормативов
Программы
внеуроч-
ной дея-
тельности
Слайд 36Требования стандартов и обеспечение
образовательного процесса
Слайд 37Примерные программы:
назначение и особенности
Слайд 38Корректировка существующих и подготовка новых УМК по предметам БУП
Подготовка УМК для
внеурочной деятельности
Материалы для формирования и оценки сформированности универсальных и предметных учебных действий
Материалы для системы оценивания
Учебно-методическое обеспечение
Слайд 39
Cистема гигиенических требований к условиям реализации образовательной программы начального общего образования
Слайд 40 Рост школьно-обусловленных нарушений здоровья
нервно-психических и вегетативных расстройств
нарушений опорно-двигательного аппарата,
зрения
функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта
Слайд 41Суммарный объем учебной нагрузки у современных школьников на разных ступенях школьного
образования (для 6-дневной учебной недели)
Слайд 42Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ
будут определены гигиенические
требования
по следующим позициям
организация учебного процесса
книжные и электронные учебные издания
нормативы веса ежедневного комплекта учебников
технические средства обучения
школьное питание
медицинское обеспечение
санитарное состояние и содержание образовательного учреждения
размещение общеобразовательного учреждения;
участок и здание
воздушно-тепловой режим; естественное и искусственное освещение
водоснабжение и канализация
учебная мебель и её расстановка
Слайд 43Существующие СанПиНы, регламентирующие жизнедеятельность общеобразовательных учреждений, не отвечают в полной мере
тем переменам, которые происходят сегодня в школьном образовании
Слайд 44Новые гигиенические требования
Регламентация образовательной нагрузки увязана с инновационными педагогическими технологиями, которые
могут как усилить, так и ослабить влияние объемных показателей нагрузки
Слайд 45Фундаментальное
ядро содержания
общего образования
Слайд 46Основная функция Фундаментального ядра в концепции стандартов
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Слайд 47
Состав фундаментального ядра общего образования
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Слайд 48
Принципы методологической основы разработки
фундаментальность
системность
Слайд 49Разработка фундаментального ядра содержания общего среднего образования призвана противодействовать явным и
неявным попыткам обеднения содержания школьного образования и минимизации требований к уровню знаний учащихся
Слайд 50Фундаментальное ядро – средство
Универсализации образования
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО обеспечивает выполнение важнейших требований
общества к образовательной системе:
Сохранение единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы
Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях
Достижение социальной консолидации и согласия на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России
Формирование общего деятельностного базиса личности, как системы универсальных учебных действий
Слайд 51Место и назначение Фундаментального ядра
в системе нормативного обеспечения стандартов
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Слайд 52
Схема работы над Фундаментальным ядром
содержания общего среднего образования
Слайд 53
Схема организации работы на основе
Фундаментального ядра